ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПОРТФОЛИО ПО ПМ 02 «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ПОРТФОЛИО ПО ПМ 02 «ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Бардина Галина
ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»,
Научный руководитель – Сураева С.Г., преподаватель дисциплин психолого- педагогическогго цикла
«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной
работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились,
сколько бы вы ни знали, знанию и образованию
нет ни границ, ни пределов»
Рубакин Н. А.
Современный мир меняется на глазах, стремительным потокам мчатся дни, обрушивая на нас громадные объемы информации. Все мы понимаем, что развивающемуся российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные принимать ответственные решения, прогнозируя их последствия, способные к сотрудничеству, творчеству, мобильности. В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации, формальные знания перестают быть значимыми. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но не достаточным результатом обучения. В процессе обучения внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма тех самых знаний, умений и навыков, а способность действовать в проблемной ситуации. И поэтому образование, меняя свои приоритеты, переходит с знаниевого обучения на компетентностно – ориентированное. Ученые пришли к выводу: результаты стандартизированных тестов не отражают реального уровня обученности и дают одностороннюю картину способностей обучаемых. Поэтому начались интенсивные поиски новых альтернативных форм контроля и оценки учебных достижений. Одной из них и стали учебные портфолио. Что же это за форма? Что она включает в себя?
С итальянского языка слово «портфолио» переводится, как «портфель», а пособия по английскому языку интерпретируют это слово, как «папка с документами». С одной стороны, мы понимаем этот вид работы, как форму контроля и оценки, позволяющую студенту показать все, на что он способен. С другой стороны, портфолио – это материалы, позволяющие всесторонне количественно и качественно оценить уровень знаний, умений и навыков данного студента преподавателем и далее корректировать процесс обучения. Мы полагаем, и то, и другой определение будет верным. Так зачем же нужна эта форма работы, какова ее главная цель? Попробуем ответить на эти вопросы.
Первое, что хотелось бы отметить, портфолио предоставляет возможность проследить динамику развития учебного процесса, усилия, приложенные к их достижению, и прогресс в знаниях, умениях и навыках по сравнению с предыдущими результатами.
Во – вторых, такая форма работы расширяет возможности обучения, воспитания и самообразования, самовоспитания. Нам предоставляется творческий выбор, границы наших возможностей значительно расширяются. Мы действительно можем показать весь свой творческий, профессиональный потенциал, демонстрируя при этом навыки свой рефлексивной оценочной деятельности.
Работа над созданием портфолио формирует ключевую компетенцию: умение учиться, в частности, ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность, используя при необходимости информационно – коммуникативные технологии.
Результатом освоения междисциплинарных курсов по профессиональному модулю 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» являются следующие профессиональные компетенции: определять цели и задачи внеурочной деятельности, планировать и проводить внеурочные занятия, анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
В моем портфолио есть ряд работ, которые помогают реализовать данные компетенции в полной мере, такие как, разработка плана работы кружка «Окружающий мир», создание копилки форм внеурочной деятельности, представленной с полной характеристикой, конспект викторины, внутриклассной олимпиады, конспект внеурочного мероприятия. Работа над справкой по результатам опроса обучающихся и их родителей об удовлетворенности организацией и результатами внеурочной работы и справкой о результатах тематического контроля помогла сформировать такую компетенцию, как осуществление педагогического контроля, умения оценивать результат обучения. Для того, что сформировать компетенцию «осуществления профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей», я ознакомилась и изучила требования СанПин.
Проявить творчество, профессиональный потенциал я смогла через написание мини – сочинения «10 причин, по которым я буду учителем», поделившись тем самым своими мыслями и позициями о выбранной профессии. Такая работа помогает понять сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес. При разработке задании для первого тура олимпиады по русскому языку и тренировочного занятия по обучению исследовательской работе младших школьников потребовалось осуществлять поиск, анализ и оценку информации.
В полной мере раскрыть свое творческое начало позволило создание буклета на тему «Общение», комплекта наглядных материалов к тренировочному занятию по обучению младших школьников исследовательской работе.
Я считаю, что работа над портфолио одна из самых интересных и развивающих, хотя и достаточно трудоемких. Требуется усидчивость, терпение и, самое главное, желание, чтобы сделать, действительно, серьезную,качественную работу. Оформление портфолио приносит, безусловно, немало удовольствия, поскольку я использовала наглядность, поработала над дополнительным результатом, в котором я попыталась собрать интересный текстовый материал, фоторепортаж с учебной и производственной практик.
Поиск, обработка информации, желание найти что-то очень интересное, мотивировало меня на дальнейшую работу. Мне было очень важно вложить свое «авторское я» в эту работу, поделиться тем опытом, знаниями и умениями, которые я приобрела на теоретических и практических занятиях. Это мое первое портфолио за все время обучения, и я решительно считаю, что такая работа внесла огромный вклад в мое личностное, творческое, профессиональное развитие. Это отличная форма работы с материалом, которая также пригодится и в профессиональной деятельности, и в обыденной жизни.
Считается, что основной смысл портфолио – это показать все, на что ты способен, и я полностью согласна с этим утверждением. По – моему, она помогает подвести итоги работы, проконтролировать выполнение направлений деятельности, увидеть тех, кто учится и работает рядом с тобой, показать свои достижения, «удивиться и порадоваться» успехам других, обозначить проблемы и наметить варианты их решения, определить пути дальнейшего движения.