Урок математики на тему: Образование и название чисел от 89 до 100. Счёт в пределах 100. Составление выражений на 2 действия. Творческая работа над задачами.


Математика
Тема: Образование и названия чисел от 89 до 100. Счет в пределах 100. Составление выражений на два действия. Творческая работа над задачами
Цель: ознакомить учащихся с образованием чисел от 89 до 100; учить записывать выражения со скобками по данному условию, анализировать условие задачи и характеризовать математические выражения к условию задачи; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Дорогие, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Урок-сказка. Мы будем с вами путешествовать вместе с героями сказки «Колобок». Вам всем эта сказка знакома. Наша сказка будет на новый лад.
2. Изложение материала урока
(На доске вывешивается картинка колобка)
Испекла однажды бабушка Колобок. Положила она его на лавку остужаться, а он прыг на окно, с окна на завалинку, с завалинки на травку, да и покатился по двору, а навстречу ему Петух бежит – бежит, торопится, крыльями машет.
- Что случилось, Петух? – спрашивает Колобок.
- Да вот было 9 цыплят, а осталось только 8. Потеряли мы девятого. Как найти его? Задумался Колобок.
- Помогите ему, ребята.
(На доске вывешивается картинка петушка и таблица-игра).
Проводится игра: «Поиск девятого» на установление закономерности. Дети выбирают нужного цыпленка из 6 предложенных цыплят.)

Покатился Колобок дальше, а тут его Заяц чуть с ног не сбил. (На доске появляется картинка зайца.)
- Куда торопишься, Косой? – спрашивает Колобок.
- Да вот от Лисы убегаю, – отвечает Заяц.
- А почему петляешь?
- Следы запутываю. Нужно сделать эти числовые выражения круговыми, прочитав их математическим языком: со словами «сумма» и «разность».
- Интересно, подумал Колобок, – а я смогу это сделать? И решил попробовать. Да и запутался.
- Давайте, ребята, выручать Колобка. Проводится игра «Круговые примеры».
На доске карточки с примерами:
15 – 7 12 – 3 9 + 7 13 – 9 4 + 7
6 + 9 11 – 5 8 + 4 16 – 9 7 + 6
- Ух, еле выбрался, вздохнул Колобок и покатился дальше.
Катится себе, катится, песни распевает, вдруг видит Волка. (На доске вывешивается картинка волка.) Стоит он на лужайке, а вокруг него какие-то математические выражения и знаки. Говорит Волк Колобку:
- Ответь на мои вопросы. А иначе съем тебя.
- Делать нечего, надо выполнять задание Волка, – подумал Колобок.
- Ребята, давайте поможем Колобку. Выручим его из беды.
Назови число, в котором 5 дес. и 4 единицы; 8 дес. и 9 ед.,
Скажи, сколько десятков и единиц в числах 64, 78?
Назови числа, в которых одинаковое количество десятков и единиц. (22, 33, 44, 55, 66, 77, 88)
Найди лишнее число в каждой группе, объясни свой выбор:
5 7 9 13 2
40 30 19 20 60
12 16 34 13 15
Запиши в тетрадь:
Числа второй строки в порядке возрастания
Числа последней строки в порядке убывания
Сравни:
31…39 80…73 17… 27
16…61 81…88 76…48
Скажи, сколько всего будет палочек, если мы доложим к 8 дес. палочек еще 9 палочек?
Назови все числа от 89 до 99.
Ребята, но мы же еще не знакомы с этими числами! Возьмем 8 дес. палочек и еще 9.Теперь добавь еще 1 палочку. Сколько вместе палочек? ( мы получили новый десяток палочек. Стало 9 дес. или 90) Мы получили новое число, которое в математике записывают двумя числами: 9 и 0.
Вспомним, как получить новое число? (к 9 дес. палочек добавим 1 палочку). А теперь посчитав палочки, назовите следующие числа. Добавив к 9 дес. и 9 палочкам еще 1 палочку, мы получили новый десяток. А знаете ли вы, как в математике называют 10 десятков? (Называют числом 100 и обозначают тремя числами: 1, 0 и 0)
Покатился Колобок дальше и вдруг услышал звук «ж-ж-ж». Он увидел пчелиный рой. Пчелки пригласили Колобка порезвиться вместе с ними.
- И вас, ребята, они тоже приглашают порезвиться.
3. Физкультминутка
(Проводится физкультминутка «Пчелки».)
Пчелки в домике сидел
И в окошечко глядели
Порезвиться захотели.
Полетели, полетели.
Полетали, прилетели
И на место тихо сели.
4. Закрепление изученного материала
Катится Колобок, песни поет, цветами любуется, птиц слушает. Выкатился на поляну, видит, стоит Медведь и внимательно что–то изучает (На доске появляется картинка медведя.)
- Помоги мне, Колобок, разгадать математический ребус. А иначе съем тебя! Делать нечего. Надо выполнять задание Медведя.
- Ребята, давайте поможем Колобку!
- Узнаем, что это за математический ребус? ( Дети читают задание на карточке и выясняют, что написанный текст – это задача. Дети записывают задачу кратко в тетрадь и решают ее.)
Текст задачи. У Коли было 5 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку. Ему купили еще 6 тетрадей в линейку. ….
С задачей, наверное, что-то случилось. Часть задачи потерялась. Как вы думаете, чего не хватает в задаче? (вопроса). Придумайте вопрос, и решите задачу
Краткая запись задачи:
Было – 5 т. в кл. и 4 т. в лн.
Купили – 6 т в лн.
Стало – ?
Решение:
1) 5 + 4 = 9(т)
2) 9 + 6 = 15(т)
Ответ: 15 тетрадей.
Физкультурная минутка.
У Медведя дом большой (руки вверх потянуться)
А у Зайца - маленький (руки вниз – присесть)
Наш Медведь пошел домой (ходьба на месте «вперевалочку»)
А за ним и Заинька (прыжки на месте)
Мы зверяток провожаем (прыжки на месте)
И урок наш продолжаем (дети садятся за парты).
Пока шла игра, Колобок соскучился по бабушке и решил вернуться домой. Катится по тропинке, вдруг из –за елки – Лиса. (На доске появляется картинка лисы.)
- Слушай, Колобок, – говорит Лиса – вернешься домой, если составишь и правильно решишь выражения (Дети открывают учебник и выполняют задание №236 с. 48.)
Прикатился Колобок домой, бабушка хоть и обрадовалась, но все же решила немного проучить Колобка за непослушание и дала ему для самостоятельной работы 3 примера:
16 – 7+ 5 =
10 – (4+3) =
11 – 2 + 6 =
5. Подведение итогов урока.
- Чему мы учились сегодня на уроке?
- Какое у вас было настроение во время урока?
- Всем большое спасибо за работу.