Урока «Функции, обязанности, компетенции и права руководителя высшего, среднего и низового звеньев»


Тема: Функции, обязанности, компетенции и права руководителя высшего, среднего и низового звеньев


1.Роль менеджера
2.Уровни и роли руководителей высшего звена.
3.Уровни и роли руководителей среднего звена.
4.Уровни и роли руководителей низового звена.

1. Роль менеджера
Существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель.
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации.
Роль, по определению, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений и именно это определяет их служебное поведение. «Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей».
Роль классифицируется в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Эти роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми.
Принимая на себя межличностные и информационные роли, менеджер способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации.
2. Уровень и роль руководителя высшего звена
К высшим руководителям относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общем числе управляющих составляет 3
·7%. Их работа интернациональна по масштабам, требует большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме, не регламентируется нормами выработки или времени.
В деятельности руководителей высшего уровня преобладают безличные формы и связи с подчиненными (отчеты, доклады, инструкции, приказы), систематические контакты с другими руководителями (совещания, планерки, летучки) и эпизодические.
Высшие руководители организации определяют ее миссию, цели и политику, ценности и основные стандарты деятельности, структуру и систему управления, представительствуют на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.
Команда высшего руководителя:
-принимает стратегические решения и формирует механизмы, обеспечивающие их реализацию;
-осуществляет общую организацию и координацию деятельности исполнителей, определяет политику в области их стимулирования;
-совершенствует систему управления в целом и ее отдельные элементы;
-осуществляет внешние связи.
Команда высшего руководства характеризуется более высоким интеллектуальным уровнем и социальным статусом по сравнению с коллективом исполнителей, что дает ей экономические, социальные, административные, правовые, нравственные, психологические преимущества.
Члены команды подбираются, исходя из перспективных и текущих целей (задач) организации (подразделения) и с учетом их деловых, организаторских, нравственных качеств, психологической и социально-психологической совместимости, традиций и стиля руководства, обеспечения преемственности руководства.
Единство команды высшего руководства полностью отражается на единстве исполнителей и эффективности работы коллектива.
В обязанности первого руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение имуществом без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных руководителей.
3. Уровень и роль руководителя среднего звена.
Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40
·60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Их функции уже локальны.
Через подчиненных руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью:
-устанавливают задания исполнителям,
-осуществляют контроль,
-проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм.
В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично-самостоятельно, частично выходя с предложениями к руководству организации), поощрять или наказывать своих подчиненных.
Работа руководителей среднего звена в значительной мере варьирует от организации к организации и в большей степени зависит от особенностей подразделения, чем от общефирменных задач. Они готовят информацию для решений, принимаемых «наверху» и после трансформации в технологически удобную форму передают эти решения низовым руководителям. Они называются в западных фирмах менеджерами-контролерами или супервайзерами (начальниками цехов, участков, групп, бригадирами), работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия.
4.Уровень и роль руководителя низового звена.
Низовой уровень управления технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала рабочих и других неуправленческих работников. Большая часть руководителей принадлежит ему (и многие начинают здесь свою карьеру). Их деятельность состоит в оперативном решении небольших по масштабам задач (мастера затрачивают на них в среднем не более минуты, а решения охватывают срок не более 2 недель). Около половины рабочего времени уходит при этом на общение с исполнителями.
Именно на низовых руководителей ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом: распределение заданий, разработка графиков работы, организация и координация труда подчиненных; обеспечение условий выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль за рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной дисциплиной, техникой безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству, внедрению передовых методов работы.
Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организации.
Таким образом, в сфере управления происходит разделение труда: одни руководители обладают первичными полномочиями и несут ответственность за определение характера и направленности решений; другие, подчиненные им руководители, непосредственно осуществляют их реализацию.













































Характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.




Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности

Способности - это индивидуальные качества человека, которые способствуют успешной деятельности, могут передаваться по наследству.





Менеджер





это профессиональный специалист по организации и управлению в сферах производства, сбыта и обслуживания, обладающий определенной
администpативно-хозяйственной самостоятельностью





это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи




Основная задача менеджера

обеспечить нормальное существование фирмы на рынке при любых изменениях ситуации.


Определение понятия "менеджер полимерного производства"







Таблица 2
Ряд причин, по которым полимерное предприятие не может существовать

Почему?
Потому что

1
менеджеры обеспечивают выполнение предприятием его основного предназначения (полимерное предприятие производить, учебное учреждение обучать и т. д.)

2
менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и
действиями, выполняемыми на предприятии

3
менеджеры разрабатывают стратегии поведения предприятия в изменяющейся среде

4
менеджеры являются основным информационным звеном связи предприятия с его окружением

5
менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности предприятия






Основные факторы профессионализации управления

Факторы профессионального управления
Слагаемые профессионализма

1. Искусство менеджера
Осознание опыта
Коммуникативность
Интуиция
Культура

2. Профессионализм менеджера
Структура знаний
Исследовательский подход
Перспективность мышления.
2.4. Стиль управления

3. Профессионализм персонала
Базовое образование.
Соответствие функциональной специализации
Динамика квалификации.
Корпоративные установки

Организация управления,
ориентированная на
профессионализм
Приоритет мотивации
профессионализма
Децентрализация управления
Гибкость организации,
инновационность.
Технологии инноваций






















Управ-
ление
высшего
звена

Страте-
гическое
плани-
рование

Управление
среднего звена
=
Тактическое планирование

Управление низового
звена

Оперативное
планирование



Уровни управления предприятием












Этапы процесса управления


п/п
Этап

Определение этапа
Характеристика этапа процесса управления


1.
Цель
Идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы
Целеполагание предусматривает в эффективном управлении большой объем аналитической и исследовательской литературы и включает множество разнообразных операций: анализ, поиск информации, расчеты и др.

2.
Ситуация
Состояние управляемой системы, относительно цели
Это не только отклонение от программы. Управление осуществляется и должно осуществляться независимо от того, есть отклонение или нет. Состояние управляемой системы никогда не может быть равно цели. Если это так, то цель не является действительной.


3.
Проблема
Главное противоречие цели и ситуа-ции, разреше-ние которого определит из-менение ситу-ации в направ-лении принятой цели
Отличие ситуации от цели, как правило, включает множество разнообразных противоречий. Их разрешение приближает ситуацию к цели. Все противоречия связаны между собой. Поэтому нужно найти главное противоречие, разрешение которого обеспечит разрешение всех остальных.

4.
Решение
Переход процесса управления из сферы управления в сферу производства
Решение представляет собой разрешение противоречия ситуа-ции и цели, практическое решение проблемы; включает в себя опре-деление вариантов действия, выбор наилучшего варианта, формулировка задания, организационно-практическая работа по выполнению этого задания.































Пример. На полимерном предприятии АО руководитель ""отдела кредитования получает свои полномочия от заместителя, главного бухгалтера, а тот – от вице-президента по финансовым вопросам, который в свою очередь – от президента, получающего полномочия от совета директоров.
Если проследить дальше, совет директоров получает полномочия от акционеров, обладающих полномочиями, предоставленными институтом частной собственности в соответствии с конституцией и законами страны.






Индивидуальное поведение и успешность деятельности

Ценности и взгляды

Ожидание

Умственные и физические способности

Восприятие

Отношение,
точка зрения

Производительность

Потребности



15