КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Введение в образовательную программу объединения «ПАЛИТРА»»: «ДОРОГА К СОЛНЦУ»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества
Города Сарова
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Введение в образовательную программу объединения «ПАЛИТРА»»:
«ДОРОГА К СОЛНЦУ»
Разработала:
Кокоева Светлана Васильевна,
педагог дополнительного образования
первой категории
г. Саров
2015г.
Цель занятия: знакомство детей с нетрадиционными техниками, как возможностями изображения в художественном творчестве.
Задачи:
образовательные:
развивающие:
развивать мотивационную сферу и познавательный интерес учащихся;
развивать творческие способности;
развивать чувство
развивать психические процессы (внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения).
воспитательные:
воспитывать готовность к сотрудничеству;
содействовать;
воспитывать культуру изобразительного искусства, формировать
Форма основного этапа учебного занятия: занятие – игра-путешествие.
Регламент: 45 минут.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, краски, бумага, кисточки, баночки с водой, палитра, ножницы, дидактический материал для игры.
№
Основные этапы
Содержание деятельности педагога
Обоснование деятельности педагога
Ожидаемая деятельность обучающихся
1
Вводная часть
Дети заходят в кабинет объединения «ПАЛИТРА»
Звучит песня «Дорога к солнцу»
СЛАЙД 1
Педагог: Здравствуйте дорогие ребята. Начинаем наше занятие.
Вы пришли во Дворец детского творчества. Зовут меня Кокоева Светлана Васильевна, я педагог объединения «ПАЛИТРА».
СЛАЙД 2
Как вы, наверное, догадались, наше объединение художественное, сюда приходят ребята, которым нравиться рисовать.
А что такое палитра, и для чего она нужна? Совершенно верно. Можно сказать, что палитра это кухня художника. На ней он готовит удивительные цвета, создает разные оттенки и потом наносит их на картину.
СЛАЙД 3
Всем известно, что даже первобытные люди, еще не научившись разговаривать, рисовали на скалах и стенах своих пещер. Помимо добывания пищи и выживания они пытались изображать мир и происходящие события.
Сейчас век развитых технологий, и кто-то может спросить: «А зачем нужно рисовать в наше время? Ведь теперь у всех есть фотоаппараты. Захотел что-то запечатлеть, щелкнул и готово».
На это я хочу спросить: « Как вы думаете, если мы все с вами сфотографируем одну и ту же вазу с одного места, работы получатся одинаковыми? Конечно.
А если каждый из вас нарисует такую вазу, будут рисунки копиями друг друга?
Вы совершенно правильно сказали, что все работы будут разными. Ведь каждый из вас индивидуален, и по-своему видит окружающий мир.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что художник вкладывает в свои картины частичку души, ведь без этого ничего не получится.
Творчество- это дар человечеству свыше, благодаря нему, наш мир так богат прекрасными произведениями искусства.
Мы видим это в живописи, архитектуре, музыке, литературе.
Казалось бы, физика, математика это точные науки, но без творческого подхода человечество не сделало бы никаких научных открытий.
Создает условия для дальнейшего восприятия учебного занятия.
Формирует доброжелательную атмосферу занятия.
Развивает мотивационную сферу и познавательный интерес
у детей.
Межпредметные связи
Пробуждение интереса к теме урока.
Активизация обучающихся: высказывают свое мнение, слушают других.
Знакомятся с педагогом
Дети проходят, садятся на места.
Дети высказывают свои предположения.
Дети осмысливают информацию, рассуждают, высказывают свое мнение.
2
Основная часть (игра-путешествие по нетрадиционным техникам)
СЛАЙД 4
Хочу пригласить вас в прекрасную страну художественного творчества. Там каждый из вас может стать художником и создавать яркие, выразительные работы.
А встречают там всех три краски. Как вы думаете, ребята, какие это краски? Чтобы точно узнать названия, давайте отгадаем загадки про них.
СЛАЙД 5
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.
Молодцы ребята, отгадали. Конечно, это красный.
СЛАЙД 6
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом.
Верно это синий цвет.
СЛАЙД 7
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. Конечно это желтый цвет.
СЛАЙД 8
А как вы думаете, ребята, хватит нам трех красок, чтобы рисовать, нужны ли нам еще другие цвета? Для чего они нужны? Совершенно верно. Наш мир так многоцветен, и нам не обойтись без других красок. Как же нам отыскать их? Кто же нам сможет помочь?
А как вы думаете, ребята, где в природе можно встретить сразу все цвета вместе?
Конечно это радуга.
Давайте поскорей отправимся к ней. Она должна подсказать нам, как найти остальные краски.
Радуга, скажи,
Какая сила
Все твои Цвета
Соединила?
-Это дружба,-
Радуга в ответ,-
Дружат краски в радуге,
Ребята
Крепкой дружбой
я богата,
Ясный излучая свет.
Все очень просто, краскам нужно крепко дружить.
Она позвала маленькую тучку, и та пролилась на краски теплым дождиком. И, вдруг, произошло чудо. Остальные краски вернулись. А как же это случилось, ребята?
Совершенно верно. Краски смешались.
СЛАЙД 9
Как же получился оранжевый цвет?
Верно, красная краска подружилась с желтой.
СЛАЙД 10
А откуда взялся зеленый?
Правильно. Синяя краска подружилась с желтой.
СЛАЙД 11
А как появился фиолетовый цвет?
Молодцы! Это красная краска обнялась с синей краской.
СЛАЙД 12
Вот и коричневый цвет вернулся к нам.
Какие краски подружились?
Верно. Это подружились красная, и зеленая краски.
Так что же получается? Было у нас три краски, и из них получились все остальные цвета.
Почему, ребята? Как вы думаете?
Совершенно верно красный, синий и желтый цвет это основные цвета из них можно составить все остальные.
СЛАЙД 13
А что еще нужно художнику, чтобы рисовать?
Конечно это кисти и карандаши. Давайте заглянем в эту коробку, там лежат инструменты художника. Посмотрите, вот кисточки, карандаши. Но что мы видим? Наверное, кто-то подшутил над нами и положил сюда трубочку для коктейля. Ведь она не предназначена для рисования. А, может быть, я не права, и с помощью трубочки можно рисовать?
СЛАЙД 14
Вы правы, ребята. Трубочка используется в технике, которая называется раздувание. Нужно нанести краску на лист бумаги и подуть на нее через трубочку.
Получаются вот такие интересные работы.
СЛАЙД 15
А что же еще в нашей коробке. Посмотрите, ребята, это свеча. Это, точно, чья-то шутка. Или нет. Можно ли использовать свечу в создании рисунков.
Молодцы. Техника, в которой применяется свеча, называется фотокопия. Свечой обводится карандашный рисунок. Потом весь лист покрывается краской. Места, по которым вы проведете свечой, останутся белыми. Они проявляются после нанесения краски, как проявляется изображение на фотографии во время ее проявления. Вот поэтому техника называется фотокопия.
На экране вы видите работы наших ребят, выполненные с помощью техники фотокопия.
СЛАЙД 16
Заглянем еще в нашу удивительную коробку. Что это, ребята? Это шило. Может быть, его тоже можно использовать, как инструмент для рисования?
Оказывается можно. Шило острое. Им можно процарапывать рисунок.
Техника, где оно используется, называется граттаж.
Это способ выделения рисунка путем процарапывания бумаги, покрытой черной гуашью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Посмотрите, какие интересные работы получаются у ребят нашего объединения при помощи этой техники.
СЛАЙД 17
Я хочу предложить вам выполнить работу при помощи еще одной интересной техники.
Называется она монотипия.
Моно значит один, типия отпечаток. Рисунок получается при помощи отпечатывания. Посмотрите, какая красивая бабочка присела на снежную полянку. Но мне кажется, что ей грустно и одиноко.
Мы нарисуем с вами вот такую удивительную бабочку.
Бабочка это символ красоты и радости жизни. Не беда, что за окном не летняя пора. Мы же с вами в волшебной стране, а там бабочки порхают всегда.
А скажите мне, ребята, какие цвета используют художники, изображая зиму?
Правильно. Синий, фиолетовый, изумрудный, рубиновый.
Мы с вами тоже будем использовать эти цвета, добавляя в них белую краску для создания разных оттенков.
Перед вами лист бумаги, сложенный пополам.
Раскройте его. Вы видите изображение половинки нашей бабочки. Вторая у нас получится путем отпечатывания.
Выберите цвет и нанесите его на лист бумаги, затем сложите наш лист и прогладьте его рукой. Теперь откройте лист и посмотрите, что у нас получилось. Удивительно, изображение отпечаталось и получилось на обеих сторонах листа. Наносим еще мазок, закрываем лист, проглаживаем, открываем. Вот еще часть крылышка готова. И так мы продолжаем выполнять нашу работу.
Посмотрите на экран. Здесь поэтапно показано выполнение работы. В процессе вы можете обращаться к нему.
Итак, давайте нарисуем наших бабочек с помощью техники монотипия. (Во время выполнения работы звучит музыка П.И.Чайковского к балету «Щелкунчик», вальс цветов, танец Феи Драже.)
Какие удивительные бабочки у вас получились. Они все красивые и разные.
Вы большие молодцы.
СЛАЙД 18
Пока сохнут крылышки наших красавиц, мне хочется познакомить вас с творчеством ребят, которые занимаются в объединении «Палитра».
Вы увидите работы, выполненные в других техниках с которыми мы с вами сегодня не познакомились. Согласитесь, за одно занятие невозможно рассказать обо всем
(показ слайдов с детскими рисунками, звучит песня А. Пугачевой «Рисуйте, рисуйте»)
Создание эмоционального настроя
Актуализирует жизненный опыт ребенка, побуждает к высказыванию своей точки зрения.
Развивает познавательный интерес у детей.
Развивает познавательный интерес.
Развивает познавательный интерес.
Учит сопоставлять и делать выводы.
Воспитывает чувство ритма
Актуализация жизненного опыта
Развивает фантазию и творческие способности.
Учит использовать полученные знания.
Дети отгадывают загадки.
Дети высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.
Дети слушаю стихотворение.
Дети определяют, как получаются цвета.
Дети делают выводы о главных цветах.
Дети перечисляют художественные инструменты.
Дети предлагают варианты ответов.
Дети предлагают варианты ответов, осмысливают новую информацию
Дети осмысливают новые знания, выполняют творческое задание.
3
Заключительный этап
(рефлексия)
СЛАЙД 19
Мы побывали с вами в прекрасной стране художественного творчества.
А теперь давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали.
Какие три цвета являются основными?
Какие цвета можно получить, если смешивать основные цвета?
А теперь давайте вспомним новые техники выполнения рисунков, и инструменты, с помощью которых они делаются.
Для этого мы выполним проверочное задание.
Посмотрите на экран. Сейчас вы получите вот такие карточки. На одних написано название техники, с помощью которой можно выполнить работу, на других инструмент, нужный для выполнения, и, наконец, карточка с рисунком, выполненным в определенной технике. Вы должны выбрать нужные карточки и составить цепочку. Название техники, рисунок, выполненный в этой, инструменты для данной техники. Работать вы будете в парах.
Итак, приступаем к выполнению задания.
(Во время выполнения задания звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь»)
Педагог проверяет правильность выполнения задания. Молодцы ребята вы правильно составили цепочки.
Скажите мне, а с помощью, какой техники мы нарисовали наших бабочек? Правильно, монотипии.
А теперь, когда крылышки наших бабочек высохли, мы вырежем их. Я думаю, вы помните, как нужно обращаться с ножницами. (Проведение инструктажа по технике безопасности при пользовании ножницами).
Давайте прикрепим всех бабочек на нашу зимнюю поляну. Посмотрите, как она расцвела, благодаря вашему творчеству. Вы сегодня хорошо потрудились. А если захотите познакомиться с новыми интересными техниками рисования, приходите к нам в объединение «ПАЛИТРА». На память о у вас останутся рисунки, и вы сможете научить ваших друзей работать в этой технике.
Наше занятие окончено. Всего доброго и до встречи в нашем объединении.
Подводит итоги тренинга. Побуждает к осмыслению новой информации через сопоставление ощущений и внутреннего настроя. Содействует проявлению толерантности к высказываниям сверстников.
Дети отвечают на вопросы
Дети выполняю проверочную работу.
13PAGE \* MERGEFORMAT141415