КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПАЛИТРА» ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО «ЗАКЛИКАНИЕ ВЕСНЫ»
Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества “Нарт”»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ПАЛИТРА»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО «ЗАКЛИКАНИЕ ВЕСНЫ»
Составитель:
ПДО Боранова А.М.
г. Владикавказ, 2011 г.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: декоративное панно «Закликание весны».
ЦЕЛЬ: Знакомство детей с декоративным искусством. Создание декоративного настенного панно.
ЗАДАЧИ:
Учебная: развивать мелкую моторику рук, навыки лепки из солёного теста и росписи по рельефной поверхности.
творческая: развивать зрительное восприятие, творчество.
воспитательная: воспитывать интерес к традициям разных народов.
Развивать желание украсить свой дом.
П Л А Н:
1. Организационный момент.
2. Вводная часть.
3. Основная часть.
4. Практическая работа.
5. Анализ работ.
ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ: для педагога – иллюстрации произведений декоративно-прикладного искусства, декоративное настенное панно, иллюстрация «Закликание весны» (реконструкция). СД – проигрыватель, запись русских фольклорных песен.
для детей – картон, фигурка птицы из солёного теста( вылеплена на прошлом занятии), гуашь, кисти, клей, ножницы.
Предварительная работа: на предыдущем занятии, детьми были вылеплены плоские фигурки птиц из соленого теста (мука + соль + вода).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
Педагог приветствует детей, проверяет готовность к занятию.
II. Вводная часть.
Сегодня наше занятие называется «Закликание весны».
Вы узнаете, что такое декоративное искусство, познакомитесь с древним обрядом славянских народов и сами сделаете украшение – настенное панно.
III. Основная часть.
Декоративное искусство (от лат. – украшаю) – один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на:
а) связанное с архитектурой, монументально декоративное искусство (витражи, мозаика, росписи на фасадах, в интерьерах и т. д.
б) декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия)
в) оформительское искусство.
Термин «декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий.
В декоративно-прикладном искусстве польза и красота всегда рядом.
Предметы должны быть не только удобны, но и красивы.
Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры ковра – все это требует большого мастерства.
Виды ДПИ: (педагог показывает иллюстрации).
Керамика
Фарфор
Художественное стекло
Хрусталь
Резьба по кости
Резьба по дереву
Резьба по камню
Ювелирное искусство
Художественная ковка
Художественное литье
Дизайн
Ткачество
Текстиль
Художественное шитье
Конструирование мебели
Конструирование одежды
Конструирование обуви.
Декоративное искусство – самый интересный и разнообразный вид изобразительного искусства. Но на этом занятии мы будем делать декоративное панно.
Наше панно – это картинка для украшения стены с использование лепки.
В панно могут использоваться: ткань, нитки, глина, стекло и т.д.
Тема нашего панно: «Закликание весны».
В России, Украине, Беларусии был такой обряд: его проводили примерно 21, 22 марта, люди радовались тому, что с каждым днем приближалась пасха, обозначавшая наступление весны.
В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями.
Печенья назывались «грачами», «жаворонками» или просто «птичками».
Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух.
Одновременно произносились заклички:
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотину поморила.
В некоторых закличках содержались обращения к живительным силам природы:
Весна, весна красная
Приди весна, с радостью,
С радостью, с огромной милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Во многих местах печенье выпекали в форме небольших крестиков.
Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой.
Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили.
Весной, во время сева их бросали в сетево, особое решето, из которого сеяли зерно.
Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле и работавшему на ней пахарю.
Крестообразная форма выпечки сложилась под влиянием христианства, а сам обряд сохранился с более древних времен.
С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания.
В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйку хмеля или монетку.
Впрочем, иногда могли запечь и таракана. Собравшись за столом, все члены семьи брали по одному печенью и одновременно их разламывали. Обнаруженное зерно означало богатство, таракан – будущие сплетни, чешуйка хмеля – веселье.
Часто кресты давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки – заклички.
(Педагог показывает картину-реконструкцию).
В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем же его основными участниками стали дети, а заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Девушки пели обрядовые песни – веснянки.
Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев или прятали его под застрехи в сараях или домах. Оставшееся печенье съедали или скармливали скоту.
Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к морозу. Для него пекли небольшие шарики – колобки.
Их выбрасывали на улицу, приговаривая:
Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру – поздорову.
Иногда вместо колобков варили овсяный кисель и выставляли его в миске на краю поля или просто на крыльцо. Затем Мороз приглашали отведать кушанье:
Мороз – Мороз, не тронь мой овес,
Приходи кисель есть.
Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам.
IV. Практическая работа.
Вот и мы с вами на прошлом занятии слепили из соленого теста птичек, чтобы использовать их в своем декоративном панно. Мы наклеим их на основу – картон.
Основу предлагаю вам сделать в виде солнышка. Солнце – символ весны, тепла,
а в центре – птичка. После этого можно расписывать панно гуашью. В конце работы можно приклеить птичкам готовые декоративные глазки. А можете, конечно, их нарисовать сами. Работы должны быть яркими, нарядными. Панно будет украшать стену, поэтому должно быть декоративным – веселым.
Ребята работают под русскую фольклорную музыку.
После завершения работы, на панно клеятся петельки, за которые их можно вешать на стену.
V. Анализ работ.
Происходит демонстрация и обсуждение работ.
Педагог хвалит ребят и благодарит их за старание и проделанную работу.
15