Элективный курс Знакомая и незнакомая химия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Кедрового
(МБОУ СОШ № 1 г. Кедрового)
1-ый мкр., д. 61, г. Кедровый, 636615
Тел./факс (38250) 35 – 413 . E – mail: kssh1@yandex.ru ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей Заместитель директора Директор
Протокол заседания № ___ по УМР МБОУ СОШ № 1 г. Кедрового
Руководитель МО _____________А.В. Дурникова _____________С.В. Нестеренко
________________С.Р. Русина «___»___________201__года «____» ____________201__года
«___»____________201__года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_Элективного курса по химии_
(наименование предмета)
«Знакомая и незнакомая химия»
для ___ 9_____
(класс)
Составил учитель: химии
_____ М.В. Данилко _____ (ФИО учителя)
г. Кедровый
2015/2016 учебный год
Рабочая программа элективного курса по химии «Знакомая и незнакомая химия» 9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. ГабриелянаХимическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей. В настоящее время программы по химии для 9–11 классов очень перегружены теоретическим материалом, абстрактными понятиями, в них недостаточно внимания уделяется развитию практических навыков решения заданий на выбор правильных ответов из предложенных и расчетных задач. Предлагаемый курс дает возможность пополнить знания о химических явлениях, закономерностях и способах решения заданий и задач.
Программа предусматривает ознакомление учащихся, как с физическими, так и с химическими особенностями соединений разных классов. Способствует выработке умений решения тестовых заданий и расчетных задач, так как решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки.
При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе. Ребята учатся логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.
Элективный курс выполняет следующие функции:
позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения;
позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии, включиться в учебно-познавательный процесс ученикам любого уровня обученности;
позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по предмету;
позволяет школьникам подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по химии. Курс представляет собой единое целое, но состоит из модулей, которые реализуются на конкретных этапах изучения предмета.
Такая структура дает возможность подключиться к изучению курса и пополнить свои знания на любом этапе, что расширяет возможность более гибкого использования учебного материала в процессе обучения. Программа рассчитана на 17 часов для 9 классов.
Предлагаемый элективный курс рассчитан как на учащихся 9 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении, так и на тех учеников, которые проявляют определенный интерес к химии.
Цель курса:
расширение и углубление знаний по предмету;
создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля дальнейшего обучения;
формирование умений и навыков у учащихся по решению тестовых заданий, расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии необходимых для понимания научной картины мира
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
Развитие у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
Способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы
Создание учащимся условий в подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Теоретической базой служит курс химии основной школы.
При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в КИМы ОГЭ и ЕГЭ.. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их осмыслению и решению проходят либо параллельно с изучаемым на уроках материалом, либо как повторение уже полученных знаний.Большинство задач и упражнений взято из КИМов предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся – тренинги, практикумы, самостоятельные работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения элективного предмета ученик должен:
Знать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз.Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро.
Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;
Уметь
Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Введение (1 час)
Основные химические понятия и расчетные формулы
Понятие моль и основные формулы расчета количества вещества. Определение массовых отношений элементов в соединениях и установление на их основе формул. Определение молекулярной формулы вещества по массам продуктов сгорания и другим данным. Вычисления, связанные с практическим выходом продукта реакции. Расчеты, связанные с растворами веществ
Практическая работа: Решение стандартных заданий и задач
Глава 1. Основные классы неорганических соединений (4 часа)
Оксиды, основания, кислоты, соли. Классификация, номенклатура. «Цветовая палитра»
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Двойные оксиды. Пероксиды. Современный подход к классификации оснований и кислот. Тривиальные названия неорганических соединений. Цвета соединений
Химические свойства неорганических соединений разных классов
Действие на индикаторы. Взаимодействие веществ разных классов друг с другом. Термический распад. Способы восстановления оксидов до простых веществ. Генетическая связь между различными классами соединений
Практическая работа: «Решение тестовых заданий»
Специфика заданий части А ОГЭ по химии. Решение по образцу ОГЭ А5-А12, В3, В4Практическая работа: «Составление уравнений химических реакций по заданному условию (по образцу ОГЭ, С3)»
Особенности решения заданий С3. Решение по образцу
Глава 2. Металлы (5 часов)
Общая характеристика металлов. Металлы в природе. Взаимосвязь физических свойств и строения кристаллической решетки
Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов. Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека
Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Сплавы
Теоретическую основу ряда активности. Механизм коррозии металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные покрытия. Сплавы
Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов главной и побочной подгрупп
Большой атомный радиус и малое число электронов на внешнем слое. Двойственные свойства химических элементов, расположенные вблизи диагонали бор – астат. Восстановительная активность металлов в химических реакциях
Практическая работа: Составление электронных формул атомов металлов. Составление уравнений химических реакций
Практическая работа: «Решение заданий на установление соответствия (по образцу ОГЭ В1, В3)»
Особенности решения заданий В1, В3. Решение по образцу
Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений (по образцу ОГЭ С1)
Особенности решения заданий С1Практическая работа: Решение цепочек превращений по образцу
Глава 3. Неметаллы (4 часа)
Общая характеристика неметаллов. Неметаллы в природе. Виды химической связи
Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства неметаллов. Состав и свойства простых веществ – неметаллов. Электронная теория химической связи. Теория валентных связей. Способ образования химической связи (ковалентной, ионной, металлической)
Практическая работа: Решение заданий на установление типа химической связи в соединении
Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов
Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы – окислители и восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществами
Практическая работа: Решение заданий на составление уравнений химических реакций
«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности галогенсодержащих кислот
Формы существования и агрегатное состояние. Сильные и слабые кислоты. Взаимодействие с веществами разных классов: нормальные и специальные условия протекания реакций
Практическая работа: Решение заданий на составление уравнений химических реакций
«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности азотной и концентрированной серной кислот
Физические и физико-химические свойства. Химические свойства, проявляемые кислотами при взаимодействии с металлами и их соединениями, а также с некоторыми неметаллами и солями
Практическая работа: Решение заданий на составление уравнений химических реакций
Глава 4. Вопросы общей химии (3 часа)
Гидролиз веществ (по образцу ОГЭ В2)
Механизм гидролиза соединений различных классов. Степень гидролиза. Константа гидролиза. Поведение солей различных типов в растворе. Специфика решения заданий В2Практическая работа: Решение заданий на установление соответствия
Взаимосвязь веществ разных классов (по образцу ОГЭ С1, С3)
Генетический ряд. Генетическая связь. Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями
Практическая работа: Решение задач и осуществление цепочек превращений
Итоговое занятие «Уже знакомая химия»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Тема урока. Элементы содержания, основные понятия. Практическая работа Планируемые результаты обучения. Домашнее задание. Тип , форма урока Дата.
Введение (1 час)
1 (1) Основные химические понятия и расчетные формулы Понятие моль и основные формулы расчета количества вещества. Определение массовых отношений элементов в соединениях и установление на их основе формул. Определение молекулярной формулы вещества по массам продуктов сгорания и другим данным. Вычисления, связанные с практическим выходом продукта реакции. Расчеты, связанные с растворами веществ Практическая работа. Решение стандартных заданий и задач
Знать: масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро. Изучить записи в тетрадях Специфичный Глава 1. Основные классы неорганических соединений (4 часа)
1(2) Оксиды, основания, кислоты, соли. Классификация, номенклатура. «Цветовая палитра» Классификация и номенклатура неорганических веществ. Двойные оксиды. Пероксиды. Современный подход к классификации оснований и кислот. Тривиальные названия неорганических соединений. Цвета соединений Знать: классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
Изучить записи в тетрадях Изучение нового материала 2(3) Химические свойства неорганических соединений разных классов Действие на индикаторы. Взаимодействие веществ разных классов друг с другом. Термический распад. Способы восстановления оксидов до простых веществ. Генетическая связь между различными классами соединений Уметь: записывать химические реакции неорганических веществ. Изучить записи в тетрадях Изучение нового материала 3(4) Практическая работа. Решение тестовых заданий Специфика заданий части А ОГЭ по химии. Решение по образцу ОГЭ А5-А12, В3, В4Практическая работа. Решение тестовых заданий. Уметь: использовать полученные знания и умения Изучить записи в тетрадях специфичный 4(5) Практическая работа. Составление уравнений химических реакций по заданному условию (по образцу ОГЭ, С3) Особенности решения заданий С3. Решение по образцу
Практическая работа. Составление уравнений химических реакций по заданному условию (по образцу ОГЭ, С3) Уметь: использовать полученные знания и умения Изучить записи в тетрадях специфичный Глава 2. Металлы (5 часов)
1(6) Общая характеристика металлов. Металлы в природе. Взаимосвязь физических свойств и строения кристаллической решетки Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов. Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека Знать: строение атома;
Уметь: объяснять роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
Изучить записи в тетрадях Изучение нового материала 2(7) Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Сплавы Теоретическую основу ряда активности. Механизм коррозии металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные покрытия. Сплавы Уметь: применять электрохимический ряд напряжения металлов; объяснять коррозию металлов; Изучить записи в тетрадях Изучение нового материала 3(8) Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов главной и побочной подгрупп. Большой атомный радиус и малое число электронов на внешнем слое. Двойственные свойства химических элементов, расположенные вблизи диагонали бор – астат. Восстановительная активность металлов в химических реакциях
Практическая работа. Составление электронных формул атомов металлов. Составление уравнений химических реакций Уметь: объяснять
зависимость свойств веществ от их состава и строения;
Знать: строение атома;
Изучить записи в тетрадях специфичный 4(9) Практическая работа. Решение заданий на установление соответствия (по образцу ОГЭ В1, В3) Особенности решения заданий В1, В3. Решение по образцу Практическая работа. Решение заданий на установление соответствия (по образцу ОГЭ В1, В3) Уметь: использовать полученные знания и умения Изучить записи в тетрадях специфичный 5(10) Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений (по образцу ОГЭ С1) Особенности решения заданий С1Практическая работа. Решение цепочек превращений по образцу
Уметь: использовать полученные знания и умения; составлять ОВР; Изучить записи в тетрадях специфичный Глава 3. Неметаллы (4 часа)
1(11) Общая характеристика неметаллов. Неметаллы в природе. Виды химической связи. Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства неметаллов. Состав и свойства простых веществ – неметаллов. Электронная теория химической связи. Теория валентных связей. Способ образования химической связи (ковалентной, ионной, металлической) Практическая работа. Решение заданий на установление типа химической связи в соединении Уметь: объяснять роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; определять природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической)
тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений; Изучить записи в тетрадях специфичный 2(12) Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы – окислители и восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществами Практическая работа. Решение заданий на составление уравнений химических реакций Уметь: применять и использовать полученные знания и умения.
Использовать ряд электроотрицательности;
Знать: химические свойства неметаллов; Изучить записи в тетрадях специфичный 3(13) «Кислоты от А до Я». Особенности химической активности галогенсодержащих кислот. Формы существования и агрегатное состояние. Сильные и слабые кислоты. Взаимодействие с веществами разных классов: нормальные и специальные условия протекания реакций Практическая работа. Решение заданий на составление уравнений химических реакций Уметь: применять и использовать полученные знания и умения.
Знать: химические свойства галогенсодержащих кислот Изучить записи в тетрадях специфичный 4(14) «Кислоты от А до Я». Особенности химической активности азотной и концентрированной серной кислот Физические и физико-химические свойства. Химические свойства, проявляемые кислотами при взаимодействии с металлами и их соединениями, а также с некоторыми неметаллами и солями Практическая работа. Решение заданий на составление уравнений химических реакций Уметь: применять и использовать полученные знания и умения.
Знать: химические свойства азотной и концентрированной серной кислот; Изучить записи в тетрадях специфичный Глава 4. Вопросы общей химии (3 часа)
1(15) Гидролиз веществ (по образцу ОГЭ В2) Механизм гидролиза соединений различных классов. Степень гидролиза. Константа гидролиза. Поведение солей различных типов в растворе. Специфика решения заданий В2Практическая работа. Решение заданий на установление соответствия Знать: гидролиз
Уметь: применять и использовать полученные знания и умения. Изучить записи в тетрадях специфичный 2(16) Взаимосвязь веществ разных классов (по образцу ОГЭ С1, С3) Генетический ряд. Генетическая связь. Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями Практическая работа. Решение задач и осуществление цепочек превращений Уметь: применять и использовать полученные знания и умения.
Знать: химические свойства неорганических веществ; Изучить записи в тетрадях специфичный 3(17) Итоговое занятие «Уже знакомая химия» Контроль знаний и умений Литература
1. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химия» методическое пособие М., Дрофа, 2006.
2. Новошинский Н.Н. «Типы химических задач и способы их решения» М. «Оникс 21 век» 2005.
3. В.А.Болотов, «ГИА химия 2005-2009» М., Просвещение, 2009.
4. А.А.Каверина и др., «Учебно – тренировочные материалы для подготовки к ОГЭ» М., Интеллект — Центр, 2005.
5. Материалы ГИА 2002 – 2010 года.
6. Р.А.Лидин, В.Б.Маргулис, Н.Н.Потапова «Химия для школьников и абитуриентов. Химические задачи с решениями» М., «Просвещение» 2004
7. А.С.Корощенко, М.Г.Снастина « Реальные варианты ГИА 2008 – 2009».
М.:АСТ: Астрель, 2007. ФИПИ.
8. И. Соколова ОГЭ-2016. Химия. Сборник заданий. 9 класс.