Дидактический материал к урокам русского языка в 5 классе
Дидактический материал к урокам русского языка в 5 классе
по учебнику «Школа 2100»
Слово и его звуковая оболочка
Звук и буква (§2)
Работа №1
Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму.
Дождинки и туча
1) – Зззззззз – стук!
2) – Шшшшш – бряк!
3) –Ссссссс – бульк!
4) - О-ё-е-е-ёй! Об лед ударилась – нос расквасила!
5) - А я о голый суч_к – так слезы и брызнули!
6) – А я в лужу угодила – чуть не захлебнулась!
7) – Эй, Туча! Хватит нас, дождинок, на землю бросать. 8) Пусть теперь снеж_нки на параш_тиках спускают_ся. 9) Им, неторопыжкам, ни лед не страшен, ни голый суч_к, ни лужа!
(Н.Сладков)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. С помощью каких звуков писатель передает звучание падающих дождинок (2-3 предложение):
1) звонких твердых
2) звонких мягких
3) глухих твердых
4) глухих мягких
2. Выпишите из предложения 6 слово, в котором все согласные звуки являются мягкими и глухими.
3. Составьте и запишите предложения со словом «туча», используя
1) олицетворение
2) эпитет
3) сравнение
Орфограмма (§4)
Работа №2
Прочитайте текст. Спишите, вставив пропущенные буквы.
Прощание с осенью
1) Конец ноября – самое грус_ное время в деревне. 2) В саду шумит мокрый ветерок. 3) Дорогу размыло. 4) Окрес_ность окутана туманом. 5) В ненас_ную погоду хорошо сидеть дома. 6) Но вот засияло яркое со_нце. 7) Пришел первый зимний день с ле_ким моро_цем.
(К.Паустовский)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. Укажите номер предложения, в котором выражена основная мысль текста.
2. Назовите орфограмму, которая встречается в словах с пропущенными буквами.
3. Напишите способ образования слова «грустное» (1 предложение).
4. Напишите 2-3 предложения – ваш ответ на вопрос «За что ты любишь осень?»
Слово и его лексическое значение
Лексическое значение слова (§7)
Работа №3
Прочитайте текст.
1) Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. 2) Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. 3) Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук. 4) Когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав.
(К.Г.Паустовский)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. Определите стиль текста.
2. Соотнесите слово и его лексическое значение, записывая ответ так: 1-Б
1) шесток
А) нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы
2) миска
Б) площадка перед устьем русской печи
3) стреха
В) посуда для еды в виде широкой чашки
3. Запишите синонимы к словам чирикать, дурной.
4. Укажите, какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в 1 предложении текста.
5. Напишите способ образования слова «вырвать» (3 предложения).
Синонимы и антонимы (§8-9)
Работа №4
Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами.
1) Ст_яла жара, и больше всех от нее страдала маленькая лягушка. 2) Она жила во дв_ре, под кустом бузины. 3) По в_черам лягушка выл_зала во двор и осторожно пробиралась в тот угол, где росли кустистые астры. 4) Цветы каждый вечер пол_вали из лейки, и потому на клумбе можно было дышать. 5) Лягушка сидела в т_мноте и ждала, когда люди перестанут ходить, разг_варивать, стучать медным ст_рженьком от рукомойника, прикрутят лампы, задуют их, и дом сразу сделается темным и таинственным.
(К.Г.Паустовский)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. Определите стиль текста.
2. Объясните лексическое значение слов бузина, рукомойник.
3. Запишите синонимы и антонимы к словам:
а) жара –
б) темнота –
в) разговаривать –
г) задуть –
4. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из 1 предложения.
Чередующиеся гласные (§12)
Работа № 5
Прочитайте текст.
Ель.
1) На лесной полянке распол_жилась огромная старая ель. 2) Ее верхушка высоко поднялась над другими деревьями. 3) Раньше на этой поляне р_сло много молодых елочек. 4) Они подр_стали весело, дружно, и все любовались молодой пор_слью.5) Проходили годы, пол_жение менялось, ели разр_стались, мужали. 6) Но не все елочки дожили до этого возр_ста. 7) Одни зачахли, погибли. 8) Другие срубили. 9) И теперь только одна могучая ель стоит на просторной поляне, в зимнюю стужу кормит птиц своими семенами, ранней весной роняет семечки на влажную землю. 10) Прор_стет семечко, выглянет маленький р_сток, он даст жизнь новому дереву.
(Г.Скребицкий)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. Из 1 предложения выпишите все слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.
2. Сформулируйте и запишите правило, которое регулирует написание слов с пропущенными буквами в данном тексте.
3. Разбейте текст на абзацы. Укажите номера предложений, которые должны стать началами абзацев.
4. Придумайте и запишите 2-3 предложения, чтобы закончить данный текст.
Приставки (§13-16)
Работа № 6
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
1) Прощальными раскатами прогремели летние грозы. 2) Ливни пошли на убыль. 3) Но солнце еще щедро отдает свое тепло. 4) В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. 5) В полдень еще припекает солнце. 6) Разнотравье превратилось в душистые скирды. 7) Полиняли краски летней поры
(А.Марин)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. Объясните лексическое значение слова «полинять».
2. Из предложения 1 выпишите слово, в котором правописание приставки в зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
3. Из 5 предложения выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ее значения.
4. Продолжите текст. Составьте 2-3 предложения о «приметах перехода лета в осень».
Основные способы словообразования (§18)
Работа №7
Прочитайте текст.
1) С берега на воду, как на лед, сошел мохнатый паучок. 2) Он нырнул – и вдруг сзади него оказался серебряный воздушный шарик с горошину.
3) Паучок подпрыгнул под водоросли и отпустил свой воздушный шарик. 4) Шарик полетел вверх, но сейчас же запутался в густой сетке паутины. 5) Тут он и остался, сверкая в темной воде, как маленькая полная луна. 6) Паучок деловито поднялся вверх, вылез на лист.
(В.Бианки)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1.Определите стиль текста.
2. Выпишите все слова с нулевым окончанием из предложения 1.
3. Выпишите слово, образованное сложением основ с помощью соединительной гласной, из 3 предложения.
4. Подберите антонимы к определениям:
А) в темной воде –
Б) маленькая луна –
5. Укажите, какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в 5 предложении текста.
Грамматическое значение слова
Морфологические признаки слова (§21)
Работа №8
Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами.
1) Тридцать комариков выб_жали на поляну и заиграли на своих п_склявых скрипках. 2) Из-за туч вышла луна и, улыбаясь, поплыла по небу. 3) «Ммм-у!» - взд_хнула корова за рекой. 4) Завыла собака, и сорок лунных зайцев поб_жали по дорожке. 5) Над р_кой поднялся туман, и грустная белая лошадь ут_нула в нем по грудь 6) Ежик с_дел на горке под сосной и смотрел на осв_щенную лунным светом д_лину, затопленную туманом.
(С.Козлов)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
Определите стиль текста.
Найдите и выпишите формы одного и того же слова в 5, 6 предложениях. Выделите окончания, укажите число, падеж.
Выпишите служебные части речи из 5 предложения. Укажите, какой служебной частью речи являются выписанные слова.
Напишите 2-3 предложения – ваш ответ на вопрос «О чем думал Ёжик, сидя на горке под сосной?»
Слово в предложении
Главные члены предложения (§24)
Работа №9
Прочитайте текст.
1) Была зима. 2) Стояли такие морозы, что Ёжик несколько дней не выходил из своего домика, топил печь и смотрел в окно. 3) Мороз разукрасил окошко разными узорами, и Ёжик время от времени залезал на подоконник, дышал и тёр лапой замершее стекло. 4) Над поляной кружились, то улетали вверх, то опускались к самой земле снежинки. 5) Одна Снежинка села ему на нос с той стороны стекла.
(С.Козлов)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
Определите стиль текста.
Выпишите из 2-го предложения текста существительное неодушевленное, нарицательное, 3 склонения, единственного числа, в винительном падеже, в предложении является дополнением.
Подчеркните в каждом предложении текста грамматическую основу (грамматические основы).
Из указанных номеров предложений выберите и запишите номер простого нераспространенного предложения: 1,2,4.
Напишите в виде диалога (3-4 реплики) ваш ответ на вопросы: «О чём спросила Снежинка Ёжика? Что он ответил?»
Второстепенные члены предложения (§25)
Работа №10
Прочитайте текст.
1) Я очень счастливый человек, потому что многое повидал на земле. 2) Был в жаркой Африке, холодной Антарктиде, видел тропический лес, охотился на слонов, видел крокодилов, страусов.
3) Но почему же в чужих краях вспоминаю запах грибов в лесу, запах дубовых листьев, шорох дроздов на ветках 4) Почему я вижу во сне луг с белыми островами гусей?
(В.Песков)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
Определите стиль текста.
Выпишите из 2-го предложения текста определения со словами, к которым они присоединяются. Графически обозначьте связь определений.
Найдите и подчеркните дополнения в предложении 2.
Напишите 2-3 предложения – ваш ответ на вопрос «Какое место на земле является для тебя самым дорогим?»
Роль знаков препинания в письменной речи.
Однородные члены предложения (§26)
Работа №11
Прочитайте текст. Спишите, вставьте знаки препинания.
Мотыльки.
1) Ночь за окном теплая черная бархатная. 2) В черное окно то и дело стучат мягко вкрадчиво но настойчиво. 3) Обитатели ночи летят на свет. 4) С вечера налетели в комнату мотыльки и сейчас мельтешат у лампы. 5) Гибельно для них очарование света а всё равно кидаются прямо в огонь 6) И не знаешь, как их спасти.
(Н. Сладков)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
Определите стиль текста.
Объясните лексическое значение слова мотыльки.
Запишите синонимы к словам:
А) мельтешат –
Б) гибельно –
4. Напишите, в каком значении употреблено слово бархатная (ночь):
А) прямое
Б) переносное
5. Обозначьте графически однородные члены в 1,2 предложениях.
6. Продолжите предложение, употребив однородные члены: Я хочу тебя утешить:
Обращение. Вводные слова (§27-28)
Работа №12
Прочитайте текст. Вставьте знаки препинания.
1) – Снег дружище что с тобой? 2) Да на тебе лица нет: осунулся и почернел!
3) – Плохи дела Ветер. 4) К сожалению испаряюсь. 5) Таю не по дням, а по часам 6) У всех на глазах умираю, а хоть бы что!
7) – Вот тебе Снег мой совет: тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться.
8) – Ой-е-ёй!...9) Кажется заструился!
(Н.Сладков)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. Определите стиль текста.
2. Объясните лексическое значение слова заструился.
3. Выпишите из предложения 1 слово, в котором на месте буквы Ч произносится звук [Ш].
4. Найдите в тексте предложения с обращениями, обозначьте обращения буквой О.
5. Из указанных номеров предложений выберите и запишите номера предложений с вводными словами: 2,4,6,9.
6. Придумайте и запишите 2-3 сравнения: снег тает, как
Сложное предложение (§30)
Работа №13
Прочитайте текст. Вставьте знаки препинания.
1) Блестели чёрные ветки шуршал, сползая с крыш, мокрый снег и важно и весело шумел за околицей сырой лес. 2) Весна шла и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче. 3) Снег в лесу потемнел. 4) Сначала на нём выступила облетевшая за зиму коричневатая хвоя. 5) Потом зажелтели прошлогодние листья проступили проталины а на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи.
(К. Паустовский)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
Определите стиль текста.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово околица (предложение 1):
изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него.
окружающая местность, округа.
окольная дорога.
Из указанных номеров предложений выберите и запишите только номера сложных предложений: 1,2,4,5.
Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
Напишите 2-3 предложения – ваш ответ на вопрос «О чём я думаю, когда наступает весна?»
Знаменательные (самостоятельные) слова
Имя существительное в языке и речи (§36-54)
Работа №14
1. Прочитайте текст.
1. Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и крупу. 2) Десятки шустрых синиц слетались на стол и склёвывали крошки. 3) У синиц были белые пушистые щеки, и когда синицы все сразу клевали, то было похоже, будто по столу торопливо бьют десятки белых молоточков. 4) Синицы ссорились, трещали, и этот треск сливался в веселую мелодию. 5) Казалось, что в саду играл на старом столе живой щебечущий музыкальный ящик.
(К.Паустовский)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1.Определите стиль текста.
2. Выпишите существительные с нулевым окончанием из предложений 1,4,5.
3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово треск (предложение 4):
1) резкий звук от чего-нибудь лопнувшего, сломавшегося;
2) шум от повторяющихся ударов, стуков;
3) шумиха, хвастливые, высокопарные речи.
4. Определите число и падеж существительных (предложение 4).
5. Продолжите предложение: Музыка сада – это
2) Местоимения – существительные в языке и речи (§55-62)
Работа №15
1. Прочитайте текст.
1) Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать всё. 2) Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий. 3) Он может вместить в своём сознании все мысли и мечты мира4) Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их никто не замечает: серебряный пень в лунную ночь, звон воздуха, небо, похожее на старинную морскую карту. 5) Он может придумать множество удивительных рассказов.
(К. Паустовский)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. Определите стиль текста.
2. Выпишите возвратное местоимение-существительное из предложения 1.
3. Выпишите местоимения-существительные из предложения 4:
А) личные –
Б) отрицательное –
4. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.
5. Напишите 2-3 предложения – ваш ответ на вопрос:
Какое из высказываний, приведенных ниже, ближе тебе?
А) Я люблю учить стихи наизусть.
Б) Я люблю перечитывать понравившиеся стихи.
В) Я люблю сочинять стихи.
3) Глагол в языке и речи (§63-81)
Работа №16
1. Прочитайте текст.
Белая радуга.
1) Август. 2) Утро и белый туман. 3) Туман веселый сияет, светится. 4) Над головой просветы неба. 5) Под ногами сырая трава. 6) По сторонам тени шепчутся и шевелятся. 7) Но вот всё поплыло, заколыхалось – и просияло! 8) Дали чёткие, яркие краски. 9) А роса – хоть умывайся! 10) Росинки дрожат на кончиках листьев. 11) Но главное чудо уже свершилось. 12) Когда туман поднимался и таял, на миг в просветах повисла снежно-белая радуга на голубом небе.
(Н. Сладков)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. Определите стиль текста.
2. Разбейте текст на абзацы. Укажите номера предложений, которые должны стать началами абзацев.
3. Определите время и вид глаголов:
А) в предложении 3 –
Б) в предложении 7 –
4. Определите спряжение глаголов в предложении 6:
А) шепчутся –
Б) шевелятся –
5. Укажите, какое изобразительно-выразительное средство языка использовал автор в 6 предложении текста.
Слово в тексте
Типы текста (§87)
А) Текст-описание.
Работа №17
1. Прочитайте текст
В лесу после дождя.
1) Лес весь сверкал, переливался разноцветными весёлыми звёздочками. 2) Каждая травинка и мшинка блестела, улыбалась капельными глазками. 3) Все кусты и ёлочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными водяными жемчужинами.
(В. Бианки)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. Определите стиль и тип текста.
2. В каком предложении задан объект описания.
3. Какие части речи преобладают в тексте.
4. Выпишите из 2-3 предложения прилагательные-синонимы, напишите 3-4 других прилагательных этого же синонимического ряда.
5. Какое языковое средство выразительности использует автор в предложении 1?
6. Продолжите текст. Напишите 2-3 предложения – ваш ответ на вопрос «Что вы ещё увидели в лесу после дождя?»
Б) Текст – повествование
Работа №18
1. Прочитайте текст. Подчеркните ключевые слова в каждом абзаце.
Царь и вечерняя заря.
1. Жил царь. 2) Был он богаче всех царей на свете. 3) Однажды царь сидел на балконе и озирал свои владения. 4) На небе разг_ралась вечерняя з_ря. 5) Сначала красным огнем она оз_рала краешек неба, где опустилось солнце. 6) Потом ширилась и ширилась и вскоре объяла всё небо. 7) Она была так красива, что невозможно было оторвать от неё глаз. 8) Люди с радостью любовались з_рёй. 9) Не радовался з_ре только царь. 10) Мысль, что з_ря принадлежит не ему одному, а всем, терзала его сердце. 11) От этой мысли он заболел и тут же умер.
(Б. Сергунков)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. Определите стиль и тип текста.
2. Вставьте пропущенные буквы в слова, написание которых регулируется правилами:
А) в корне зар-зор безударный гласный звук обозначается буквой «а».
Б) в корне гар-гор ударный гласный обозначается буквой «а», а безударный – буквой «о».
3. Из предложений 1,4,8 выпишите глаголы с разными лексическими значениями:
1) существования –
4) процесса –
8) состояния –
4. Из указанных номеров предложений выпишите только номера простых предложений: 3,5,7,8.
5. О каких качествах характера царя говорится в тексте? Напишите не менее трех прилагательных, которые могут стать характеристикой этого человека.
В) Текст – рассуждение.
Работа №19
1. Прочитайте текст. Разбейте текст на абзацы, укажите номера предложений, которые станут началом каждого абзаца.
Умей спорить с достоинством.
1) В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться. 2) Как же ведёт себя умный и вежливый спорщик. 3) Он внимательно выслушивает своего противника, не отклоняется в сторону от темы, умеет доводить спор до конца. 4) Нет ничего красивее, как спокойно, в случае необходимости, признать полную и частичную правоту противника. 5) В споре обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, умение уважать человека.
(По Д.С. Лихачеву)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. Определите стиль и тип текста.
2. В каком предложении выражена основная мысль текста?
3. Напишите синоним к слову интеллигентность.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
5. Напишите 1-2 своих аргумента, подтверждающих рассуждение.
2) Разноаспектный анализ текста
Работа №20
1. Прочитайте текст.
1) Ранней весной бывают особые метели – солнечные. 2) Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! 3) Каменные дома похожи на скалы. 4) Наверху буран. 5) С крыш, как с гор, текут снежные водопады. 6) Сосульки от ветра растут в разные стороны, как косматая борода деда-мороза. 7) А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. 8) Там два кирпича из стен выпали. 9) В этом углублении и устроилась галка.
(Н. Сладков)
Выполните ряд заданий, построенных по модели заданий ГИА. Задания выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
1. Определите стиль текста.
2. Из предложения 2 выпишите слово (слова), в котором на месте буквы «в» произносится звук [ф].
3. Определите способ образования слова водопады (предложение 5).
4. Из предложений 1,2,4 выпишите существительные-синонимы.
5. Из предложения 6 выпишите все служебные части речи.
6. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
7. Среди предложений 2,5,7 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
8. Продолжите текст. Напишите 2-3 предложения – ваш ответ на вопросы:
1) Какой вы представляете галку? (Опишите, как выглядела птица).
2) Расскажите, что она делала.
§3 Ключи к заданиям вариантов проверочных работ для организации тематического контроля в 5 классе при работе по учебнику «Русский язык. 5 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.». Образовательная система «Школа 2100».
Работа № 1
1. 3) Глухих твердых.
2. Чуть.
3. 1) Туча быстро мчалась по небу.
2) Я увидел хмурую тучу.
3) Туча, как подушка, нависла над нами.
Работа № 2
1. 1.
2. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».
3. Суффиксальный.
Работа № 3
1. Художественный.
2. 1-Б
2-В
3-А.
3. Чирикать – щебетать.
Дурной – плохой.
4. Сравнение.
5. Приставочный.
Работа № 4
1. Художественный.
2. Бузина – кустарник с черными и красными ягодами.
Рукомойник – небольшой висячий умывальник.
3. а) Жара – зной, холод;
б) темнота – мрак, свет;
в) разговаривать – беседовать, молчать;
г) задуть – погасить, зажечь.
4. Стояла жара, страдала лягушка.
Работа № 5
1. Расположилась, огромная, старая, ель.
2. Правописание слов с чередующимися гласными а-о в корне.
3. Предложения – начала абзацев:
1) На лесной поляне расположилась огромная старая ель.
3) Раньше на этой поляне росло много молодых ёлочек.
5) Проходили годы, положение менялось, ели разрастались, мужали.
9) И теперь только одна могучая ель стоит на просторной поляне, в зимнюю стужу кормит птиц своими семенами, ранней весной роняет семечки на влажную землю.
Работа № 6
Заглавие – это элемент текста. Оно может быть таким: «Время нежности и грусти».
1. Полинять – утратить цвет.
2.Раскатали.
3. Припекает.
4. Невесомые паутинки поплыли над полями. Посеревшие от ночной прохлады туманы нависли над рекой.
Работа № 7
1. Художественный.
2. Лёд, сошёл, паучок.
3. Водоросли.
4. В тёмной воде – в прозрачной воде;
Маленькая луна – большая луна.
Работа № 8
Орфограмма «Безударные гласные в корне слова»: для проверки безударного гласного в корне надо подобрать однокоренное слово или изменить проверяемое слово так, чтобы звук оказался под ударением.
1. Художественный.
2. Туман
· Им.п., туманом ед.ч. Т.п.
3. Над – предлог,
и – союз,
в – предлог,
по – предлог.
4. Ежик задавал себе вопрос: не снится ли ему все это. «А интересно, - думал он, - если лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?».
Работа № 9
1. Художественный.
2. Печь.
4. 1.
5. – Это ты, Ежик? Почему ты не выходишь с нами играть?
- На улице холодно, - сказал Ежик.
- Нет, - засмеялась Снежинка. – Нам нисколько не холодно! Посмотри, как я летаю!
Работа № 10
1. Художественный.
2. В жаркой Африке,
холодной Антарктиде,
тропический лес.
Работа № 11
1. Художественный.
2. Мотыльки – небольшие бабочки.
3. а) Мельтешат – мелькают;
б) гибельно – смертельно, опасно.
4. б) переносное.
Работа № 12
1. Художественный.
2. Заструился – начал течь.
3. Что.
5. 4,9.
Работа № 13
1. Художественный.
2. 2.
3. 1,2,5.
4. 3.
Работа № 14
1. Художественный.
2. 1) Стол.
4) Треск.
5) Ящик.
3. 2.
Работа № 15
1. Художественный.
2. (В) себе.
3. а) личные – он, их;
б) отрицательное – никто.
4. 2.
Работа № 16
1. Художественный.
2. Предложения – начала абзацев:
1) Август.
4) Над головой просветы неба.
7) Но вот всё поплыло, заколыхалось – и просияло.
11) Но главное чудо уже совершилось.
3. а) Настоящее время, несовершенный вид;
б) прошедшее время, совершенный вид.
4. а) I спряжение
б) II спряжение
5. Олицетворение.
Работа № 17
1. Художественный, описание.
2. 1.
3. Существительные.
4. Капельными – крошечными; маленькими, небольшими, крохотными.
5. Метафора.
Работа № 18
1. Художественный, повествование.
2. Разгоралась, заря, озарила.
3. 1 предложение – жил,
4 предложение – разгоралась,
8 предложение – любовались.
4. 3, 8.
5. Эгоистичный, себялюбивый, жадный.
Работа № 19
Предложения – начала абзацев:
1) В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.
3) Он внимательно выслушивает своего противника, не отклоняется в сторону от темы, умеет доводить спор до конца.
5) В споре обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, умение уважать человека.
1. Публицистический, рассуждение.
2. 5.
3. Образованность.
Работа № 20
1. Художественный.
2. Всё.
3. Сложение основ.
4. Метели – вихри, буран.
5. От – предлог,
в – предлог,
как – союз.
6. Водопады текут.
7. 2.