Программа дополнительного образования туристы-краеведы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

-25527018415КРЫМСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕВНЕШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ«ЦЕНТР ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»

ПРОГРАММАпо внешкольному образованиюкраеведческого направления«ТУРИСТЫ-КРАЕВЕДЫ »1 год обучения
г. Симферополь 2013
автор: Идова ( Закалдаева ) Л.Н. - методист туристского кружка
Крымского республиканского внешкольного учебного заведения «Центр Туризма и Краеведения Учащейся Молодежи».
Инструктор пешеходного туризма.
Пояснительная записка
«Туристы – краеведы» - возможность познания учащимися родного края, реализации интересов в изучении природного разнообразия и историко-культурного наследия Крыма, формирование туристских, спортивных и краеведческих знаний, умений и навыков средствами внешкольного образования.
На проработки учебного материала отводится 216 часов в год.
Целью программы является формирование компетенций личности в процессе усвоения базовых знаний по туризму и краеведению.
Основные задачи программы заключаются в формировании таких качеств:
Познавательная компетентность: умение наблюдать за окружающей средой, знакомиться с памятниками истории и культуры, природы родного края, формировать личное восприятие исследованного материала.
Практическая компетентность: умение ориентироваться на местности с помощью местных объектов, компаса и карты, проходить маршруты по легенде, готовить в походных условиях на костре, устанавливать палатку, разжигать костер в различных погодных условиях, преодолевать естественные препятствия, соблюдать основные правила техники безопасности и оказывать первую доврачебную помощь в туристских путешествиях.
Творческая компетентность: приобретения опыта по составлению описания маршрута похода, участие в экскурсиях, экспедициях, поисковой и исследовательской работе.
Социальная компетентность: социальная активность, культура общения, способность к сотрудничеству, сознательное отношение к безопасности окружающих и собственной безопасности, формирование положительных качеств - доброжелательность, умение работать в коллективе.
Программа кружка направлена на формирование системного мышления, углубления знаний, умений и навыков по отдельным учебным дисциплинам и туристско - краеведческой работы.
В основу программы «Туристы - краеведы » положены базовые блоки:
• спортивно - туристская подготовка;
• краеведение;
• физическая культура;
• основы первой медицинской помощи.
В содержании программы учтены требования базового и полного общего среднего образования в области «Обществознание» , «Здоровье и физическая культура» , «Краеведение» , «Медико-санитарная помощь». Важная роль отводится формированию у кружковцев языковой культуры, усвоению туристской терминологии, практических навыков работы с компасом, курвиметром, картографическими материалами, пользования туристским снаряжением и оборудованием. Занятия кружка организуются как теоретические, так и практические. Экскурсии и практические занятия являются обязательными и необходимыми составляющими учебно-воспитательного процесса. Они предусматривают создание условий для приближения содержания тем к реальной жизни. Продолжительность занятий определяется с учетом психофизиологического развития и допустимой нагрузки и составляет в академических часах (45 минут), экскурсий проводимых в городе - 4:00, однодневные экскурсии, предусматривающие выезд за город - 8:00, двухдневные - 14 часов, трехдневные - 22 часа. Необходимым условием организации экскурсий и практических занятий на местности является соблюдение санитарно - гигиенических требований и техники безопасности.
При планировании теоретических и практических занятий, экскурсий, путешествий и соревнований учитываются сезонные изменения погоды. Во время каникул планируются массовые мероприятия: экскурсии, походы, соревнования и т.д..Для закрепления и реализации, приобретенных воспитанниками знаний, умений и навыков в конце учебного года проводится летний туристско - краеведческий поход (вне сетки учебных часов).
Программа предусматривает вариативность как дидактических принципов, так и элементов инновационных методов обучения, направленных на формирование личности.
На занятиях кружка применяются разнообразные формы обучения в зависимости от возраста кружковцев. Среди них: репродуктивные (воспроизводящие), тренинговые (развитие знаний, приобретение умений и навыков), объяснительно - иллюстративные (рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, дискуссия и др.), Дискуссионные, проблемно - поисковые (исследовательские, поисковые) методы обучения. При проведении практических занятий предпочтение отдается подвижным и спортивным играм с элементами туризма, краеведческим исследованиям на природе, посещение историко - культурных объектов.
Применяются различные методы обучения: картографический и раздаточный материалы, технические средства обучения, наглядные пособия.
Наряду с групповыми, коллективными формами работы проводятся индивидуальные занятия с кружковцами согласно действующему Положению о порядке организации индивидуальной и групповой работы во внешкольных учебных заведениях. Создаются условия для дифференциации и индивидуализации обучения в соответствии с творче скими способностями, одаренностью, возрастом и психофизическими особенностями состояния здоровья детей.
Проверка компетентности воспитанников осуществляется во время проведения практических занятий в форме викторин, конкурсов, соревнований и посещении экскурсионных объектов.
Педагог, учитывая уровень подготовки, возраст, интересы учащихся, в установленном порядке может вносить изменения в распределение учебного времени на изучение отдельных тем программы.
Распределение часов по разделам - ориентировочный.
В первые недели занятий необходимо провести родительские собрания, где нужно рассказать о плане работы кружка, расписании занятий и личном снаряжении для практических занятий и путешествий.
В процессе работы кружка, с целью эффективного усвоения систематизированных знаний, формирование умений и навыков используются средства обучения в соответствии с действующим Типовым перечнем учебно - наглядных пособий и технических средств обучения для туристско - краеведческих внешкольных учебных заведений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, темы Количество часов
Всего В том числе
Теоретических Практических
1 РАЗДЕл I. Вступительная часть 4 4 -
1.1 Вступительное занятие 1 1 -
1.2 Понятие о туризме и краеведении 1 1 -
1.3 Техника безопасности при проведении учебных занятий и туристско-краеведческих путешествий 1 1 -
1.4 Правила проведения туристских путешествий с учащимися и студентами 1 1 -
2 РАЗДЕл ІI. Спортивно-туристская подготовка 74 26 48
2.1 Особенности видов спортивного туризма 4 4 -
2.2 Спортивное ориентирование.
Топографическая подготовка 18 10 8
2.3 Туристское снаряжение 4 4 -
2.4 Туристский быт. Организация питания в туристском путешествии, организация бивака 20 4 16
2.5 Техника пешеходного туризма 20 - 20
2.6 Подготовка к летней экспедиции 7 3 4
2.5 Правила проведения соревнований по видам спортивного туризма 1 1 -
3 РАЗДЕл ІІI. Краеведение 36 16 20
3.1 Мой край 2 2 -
3.2 Краеведческие исследования. Оборудование для краеведческих исследований 6 2 4
3.3 Организация и проведение туристских путешествий 4 4 -
3.4 Памятники истории и культуры. Изучение и охрана памятников 20 4 16
3.5 Природоохоранная деятельность 4 4 -
4 РАЗДЕЛ ІV.
Физическая культура 58 6 52
4.1 Физическая подготовка. Спортивные игри32 4 28
4.2 Участие в массових мероприятиях (проведение учебных путешествий, соревнований, експедиций, походов) 26 2 24
РАЗДЕЛ V.
Гигиена туриста и безопасность жизнедеятельности 42 22 20
5.1 Правила санитарии и гигиени. 4 4 -
5.2 Первая (доврачебная) медицинская помощь 38 18 20
6 РАЗДЕіл VІ. Итоговое занятие 2 2 6.1 Многодневное туристко-краеведческое путешествие Вне сетки часов
Всего: 216 76 140
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ I
Вводная часть (4 часа)
Вводное занятие (1 час)
Место и роль детско - юношеского туризма и краеведения в системе внешкольного образования. Обсуждение плана работы кружка на год.
Понятие о туризме и краеведение ( 1 ч)
Крым - жемчужина РФ, выгодность его географического расположения. Разнообразие и богатство природы. Историко -культурное наследие, обряды и традиции народов полуострова. Привлекательность нашего края для туристов, всех, кто желает изучать и узнать свой край.
Туристско - краеведческие путешествия, их учебное и познавательное значение, содействия физическому развитию детей, формированию их здоровья.
Техника безопасности при проведении учебных занятий и туристско - краеведческих путешествий (1 ч)
Техника безопасности при проведении занятий в помещениях, спортивных залах, на спортивных площадках и на местности. Безопасные условия организации экскурсий. Правила дорожного движения. Нормы поведения в городском и междугородном транспорте.
Противопожарная безопасность в местах проведения туристско - краеведческих мероприятий . Правила проведения туристских путешествий с ученической и студенческой молодежью (1 час)
Права и обязанности участников туристско - краеведческих путешествий. Основные направления работ по подготовке путешествия. Обеспечение безопасных условий проведения путешествий. Ознакомление с Правилами проведения туристских путешествий с ученической и студенческой молодежью.
ГЛАВА II .
СПОРТИВНО - ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА (74 Ч)
2.1 . Особенности видов спортивного туризма (4 часа )Чем интересен и полезен спортивный туризм. Виды спортивного туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный, велосипедный и другие.
Особенности видов спортивного туризма.
2.2 Спортивное ориентирование. Топографическая подготовка (18 ч.)
Понятие о геодезии и картографии . Условные топографические знаки. Изображение горизонталей и рельефа на картах. Измерение расстояний на карте и на местности. Общие сведения об ориентировке на местности. Компас и его строение. Понятие об азимуте. Спортивное ориентирование как вид спорта. Масштаб карт. Упражнения по чтению карт спортивного ориентирования.
Ориентирование с помощью компаса, карты, по местным предметам и явлениями природы. Определение на карте точки своего местонахождения, расстояний до удаленных объектов, их размеров.
Практические занятия .Изготовление карт топографических знаков. Топографические задачи, игры, диктанты. Разработка схемы маршрута. Работа с компасом, курвиметром, транспортиром, визирной линейкой.
Проверка компаса, определение азимутов на местности. Движение по указанному азимуту. Определение сторон горизонта по местным предметам.
Пользование картами и схемами на местности.
2.3 . Туристское снаряжение (4 часа )Групповое и личное снаряжение для туристского путешествия в зависимости от района путешествия, способа передвижения, времени года и погоды.
Виды рюкзаков, палаток, спальных мешков и др. Основные требования к снаряжению. Уход за снаряжением и его ремонт. Комплектация ремонтного набора.
2.4 . Туристский быт . организация питанияв туристском путешествии ( 20 ч)
Общие требования к местам привалов и ночевок. Выбор места для бивака (с учетом правил охраны природы). Снятие бивака. Уборка места привала. Противопожарные мероприятия. Различные типы костров и их назначение. Обустройство места для костра. Разжигание костра. Сушка и ремонт одежды, обуви. Противопожарная безопасность. Режим дня в путешествии.
Набор продуктов. Режим питания и калорийность пищи в путешествии. Меню, хранение продуктов. Санитарные требования. Приготовление пищи в различных погодных условиях.
Практические занятия.
Составление списков группового и индивидуального снаряжения. Ознакомление с имеющимся снаряжением. Установка палаток, использование оборудования для приготовления пищи. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения. Изготовление оборудования для сушки одежды и обуви. Упаковка снаряжения и укладка рюкзака. Туристский поход. Составление списка необходимых продуктов и меню для одно-двухдневного и многодневного путешествия.
Практические навыки пользования ремонтным набором, установка и снятие палаток, разжигание костра, приготовление пищи.
2.5 . Техника пешеходного туризма ( 20 ч)
Практические занятия.
Правила соревнований по технике пешеходного туризма, классификация соревнований, требования к классу дистанции соревнований. Вязкая узлов. Техника преодоления естественных препятствий в различных условиях:
• вязка узлов (проводник, восьмерка, срединный, схватывающий Прусика, двойной проводник, грейпвайн, шкотовый, брамшкотовий, академический, прямой, встречный, ткацкий и др.)• движение тропами (приемы движения на подъемах и спусках);
• движение травянистыми склонами (способы «елочка» , «серпантин» , «спортивный»);
• движение через лесную чащу (способы преодоления лесных завалов буреломов, скоплений валунов и др.);
• движение через болото, способы преодоления;
• способы преодоления водных преград ( вброд, по камням, по мостикам, «маятник», «цирк», с помощью навесной переправы).
2.6 Подготовка к летней экспедиции (7 ч)
Цели и задачи экспедиции. Изучение района экспедиции. Методы сбора краеведческих материалов. Полевая тетрадь и полевой дневник, требования к их ведению, специальные вопросники.
Практические занятия.
Распределение обязанностей между членами группы. Работа с картографическим материалом в целях разработки маршрута экспедиции. Составление сметы и материальное обеспечение экспедиции.
2.5 . правила проведения соревнований по видам спортивного туризма (1 ч)
Общие понятия о Правилах туристских соревнований. Положения и условия проведения соревнований как основные документы о соревнованиях. Судейство соревнований. Таблица штрафов. Командная карточка.
Глава III.
КРАЕВЕДЕНИЕ (36 ч)
3.1 .Мой край (2 ч)
Географическое положение, территория, население, природные особенности (почвы, растительный и животный мир, полезные ископаемые) родного края. Рельеф. Климат. Водоемы. Свидетельства о прошлом края, исторические события. Наиболее интересные места для проведения путешествий и экскурсий. Заказники и заповедники. Маршруты путешествий.
3.2 . Краеведческие исследования.
Оборудование для краеведческих исследований (6 ч)
Содержание и направления краеведческих исследований. Виды архивных и музейных материалов по истории и культуре родного края. Понятие о методах сбора и обработки материалов. Наблюдения и исследования на местности. Наблюдение за сезонными явлениями в природе. План экскурсии. Наблюдения и записи во время экскурсий. Записи воспоминаний очевидцев событий. Анкеты, опросники.
Правила сохранения и использования исторических документов. Сбор краеведческих материалов.
Личный и групповой дневник, фотографирование и зарисовки в путешествиях.
Приборы и оборудование, необходимые для краеведческой и исследовательской работы.
Практические занятия.
Изучение приборов и оборудования для исследовательской работы. Выполнение задач общеобразовательного, внешкольного учебного заведения, общественных и научных организаций, самостоятельное ведение краеведческих наблюдений. Ведение дневников, запись воспоминаний. Подготовка докладов на основе литературы и собственных наблюдений.
3.3 . Организация и проведение туристских путешествий (4 часа)
Определение цели и задачи туристского путешествия. Понятие о плане подготовки к путешествию и распределение обязанностей в группе. Ознакомление с районом путешествия. Понятие о смете путешествия. Подготовка снаряжения к путешествию. Топографические материалы. Комплектование состава группы. Распределение обязанностей. Выбор и разработка маршрутов одно-, двухдневного путешествия и многодневной экспедиции. Радиальные маршруты. Запасные варианты основного маршрута. Подготовка снаряжения и продуктов питания.
Обработка собранных материалов. Фото- и видео материалы. Понятие об отчете о туристском путешествии.
3.4 . Памятники истории и культуры . Изучение и охрана памятников (20 ч)
Закон РФ "Об охране памятников истории и культуры". Государственные и общественные организации, занимающиеся охраной памятников истории и культуры. Архитектурные, градостроительные и природные объекты родного края. Памятники выдающимся людям.
Практические занятия.
Экскурсии к достопримечательностям, интересным объектам и памятникам своего края. Экскурсии в музеи. Учебные экскурсии в заповедники, лесничества или ботанические сады.
Участие в местных природоохранных мероприятиях.
3.5 . Природоохранная деятельность (4 часа)
Терминология природоохранной деятельности. Основные направления природоохранной деятельности. Закон " Об охране природы". Задача заповедников, заказников, национальных парков. Заповедники и заказники родного края. Лесничества края. Садово - парковое искусство.
РАЗДЕЛ IV.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ( 58 Ч)
4.1 . Физическая подготовка. Спортивные игры ( 32 ч)
Гигиенические требования к занятиям физическими упражнениями. Личная гигиена туриста. Основные элементы режима дня. Утренняя гимнастика - важная составляющая физической подготовки туриста. Водные процедуры.
Общеразвивающие физические упражнения - основа занятий физической культурой и спортом. Ходьба и бег. Виды ходьбы. Походный шаг. Строй туристской группы. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения для ног, шеи, туловища. Упражнения с предметами.
Понятие «Выносливость организма». Занятия легкой атлетикой, как средство укрепления организма. Прыжки. Упражнения по метанию.
Гимнастические упражнения с предметами и без предметов. Гимнастические приборы. Меры безопасности при выполнении упражнений на гимнастических снарядах.
Меры безопасности занятий на воде. Закаливание организма водой. Плавание в бассейне.
Спортивные игры и эстафеты. Правила спортивных игр и безопасность их проведения. Туристские и спортивные эстафеты.
Тренировочный туристский поход. Отработка приемов преодоления искусственных и естественных препятствий. Туристский строй.
Практические занятия.
Разучивание отдельных комплексов утренней гимнастики: упражнения подготовительной, основной и заключительной частей.
Разучивание различных видов ходьбы и бега, координации движений тела при изменении скорости и направления шага и бега. Разучивание упражнений для различных групп мышц.
Бег на короткие и средние дистанции. Отработка техники преодоления естественных препятствий при беге по пересеченной местности. Прыжки в длину с разбега и с места.
Отработка гимнастических движений с предметами и без них. Отработка страховки партнера.
4.2 . Участие в массовых мероприятиях ( соревнованиях , экспедициях, походах) (26 ч)
Изучение Положения о соревнованиях, слетах, экспедициях и условия их проведения.
Практические занятия.
Подготовка к массовым мероприятиям. Участие в мероприятиях всех уровней.
ГЛАВА V.
ГИГИЕНА ТУРИСТА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (42 Ч)
5.1 . Правила санитарии и гигиены. (4 часа)
Общие гигиенические требования: умывание, купание, закаливание. Поддержание чистоты тела. Меры по предупреждению потертостей при ходьбе. Требования к одежде и обуви, личногму туристскому снаряжению. Профилактика заболеваний и травм в походе. Приемы самоконтроля. Водносолевой баланс. Питьевой режим. Обеззараживание воды.
5.2 Первая (доврачебная) медицинская помощь (38 ч)
Помощь при желудочных и простудных заболеваниях, при тепловом ударе, при травмах и заболеваниях, возникших из-за неправильных действий туристов (ожоги, раны, порезы, отравления). Потертости, мозоли, переломы и их виды, вывихи, растяжения, сотрясение мозга, ушиб головы, живота, груди. Острая сосудистая недостаточность, обморок, шок. Виды кровотечений. Правила и техника наложения жгута. Помощь пострадавшему на воде. Предотвращение травматизма. Походная аптечка. Первая доврачебная помощь в зимних походах.
Практические занятия.
Отработка приемов самоконтроля физического состояния. Оказание первой доврачебной помощи и транспортировки пострадавшего. Наложение повязок, шин при различных типах переломов, вывихов, растяжений, ушибов и т.д.
Изготовление носилок, способы транспортировки пострадавшего, техника реанимации. Помощь при травмах и отравлении травами, грибами. Комплектование походной аптечки.
ГЛАВА VI.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч)
Подведение итогов работы кружка за год. Награждение лучших воспитанников кружка по итогам обучения. Задание на лето.
6.1 . Многодневное туристско - краеведческое путешествие.
Подготовка и проведение туристско - краеведческого путешествия как форма комплексного закрепления и реализации приобретенных воспитанниками знаний, умений и навыков в учебном году (проводится вне сетки учебных часов и, как правило, во время летних каникул).

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся должны знать:
• основные правила безопасности участников туристских походов и соревнований, при преодолении отдельных препятствий, организации бивака;
• правила экологической безопасности, сохранения природы при проведении туристских путешествий и соревнований;
• виды спортивного туризма и их особенности;
• основные правила ориентирования на местности, порядок работы с картой и компасом при ориентировании на местности;
• виды костров и их назначение;
• туристское снаряжение для путешествия по родному краю;
• основные требования к гигиене туриста в путешествии;
• правила организации учебного места;
• основные исторические и природные достопримечательности родного края.
Учащиеся должны уметь:
• ориентироваться на местности с помощью карты и компаса, проходить несложные маршруты по легенде;
• разрабатывать маршруты 1-3 - дневных туристских походов по родному краю;
• двигаться по слабо пересеченной местности, преодолевать травяные и песчаные склоны средней крутизны (с самостраховкой альпенштоком и /или взаимопомощью), заболоченные участки по кочкам или жердям, овраги по бревну или веревке с перилами;
• вязать основные туристские узлы - прямой, академический, восьмерку, проводник, схватывающий, удавку и т.п.;• устанавливать палатку, разжигать костер в различных погодных условиях;
• готовить простые блюда в походных условиях на костре;
• составлять описание маршрута 1-3 - дневного похода;
• соблюдать правила санитарии, гигиены и техники безопасности,
• оказывать первую доврачебную помощь;
• бережно относиться к инструментам , оборудования и снаряжения;
• оценивать собственные достижения и достижения других кружковцев;
• сотрудничать и распределять обязанности при коллективной работы.
Ученики должны принять участие в соревнованиях по спортивному туризму и / или 1 - 3 дневной туристско - краеведческой путешествия.
БиБЛиОГРАФиЯ:
Авинда Владлен. Лик земли прекрасной и печальной: Лирический путеводитель по Восточному Крыму, Симферополь: Таврия, 2002
Атлас. Крым: история, (5-11 класс).- Симферополь: Союзкарта, 2001.
Атлас. Автономная Республика Крым.- ЗАО «Институт передовых технологий», Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Институт географии НАН Украины, 2003.
Атлас туриста. Крым.- Москва: ГУГК, 1985-1986, 1998.
«Атом серця», Українська поезія першої половини XX століття. - К.: „Веселка”. 1993.
Багрова Л.А., Боков В.А., Багров Н.В. География Крыма.- Киев: Лыбидь, 2001.
Багров Н.В., Боков В.А. и др. Экология Крыма. Справочное пособие. – Симферополь: Крымучпедгиз, 2003.
Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. - М: АПН РСФСР, 1961.
Бейдик О.О., Падун М.М. География. Справочник для поступающих в высшее учебное заведение. - К.:Лыбидь, 1996.
Балабанов И.В. Узлы. Издание пятое - М.: Издатель Балабанов, 2004.
Бардин К.В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981.
Безпека життєдіяльності туристів, екскурсантів, відпочивальників та працівників туризму (аспекти). - Дніпропетровськ : Промінь, 2002.
Бейдик О.О. Словник-довідник з географії туризму, рекреалогії та рекреаційної географії. — К: Палітра, 1998.
Вечерський В.В. Загальні відомості про історико-культурні ресурси в туристичних регіонах України //Туристично-краєзнавчі дослідження. Вип. 2. - К: ЧП Кармеліта. - 1999.
Вихристенко Б.І. Сучасний стан і завдання розвитку туристичної галузі України // Туристично-краєзнавчі дослідження. Вип. 1. - К: «КМ – Трейдинг». - 1998. - Частина перша.
Ганопольський В.И. Уроки туризма .-К .: Шкільний світ.-2004.
Герцен А.Г., Махнева О.А. Пещерные города Крыма.- Симферополь: Таврия, 1989.
География Крыма. Учебное пособие для 8-9 класса под ред. Саприной В.И.- Симферополь: Союзкарта, 2000.
Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. Главный редактор Трешников А.Ф.-М.:Советская энциклопедия, 1988.
Державний реєстр нерухомих пам'яток України національного значення. - К., 2001.
Даринский А.В. и др. Краеведение. Пособие для учителя. - М.:Просвещение, 1987.
Дублянский В.Н., Илюхин В.В. Вслед за каплей воды (в пещерах Крыма), М.: Мысль,1971.
Дулицкий А.И., Костин Ю.В., Мальцев И.В. Редкие животные Крыма: справочник.- Симферополь: Таврия, 1981.
Ена В.Г. Заповедные ландшафты Крыма.- Симферополь: Таврия, 1983.
Закалдаев Н.В., Пешком по Крыму или Крымские тропы. – Киев: Атика, 2003
Закалдаев Н.В., Пешком по Крыму или Перевалы горного Крыма. – Симферополь, 2005
Колотуха О.В. Дитячо-юнацький туризм в Україні. – Кіровоград РВЦ Кіровоградського держ. пед. ун-ту, 2001.
Кострица М.Ю., Обозный В.В. Школьная краеведческо-туристская робота. - К: Вища школа, 1995.
Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. 2-е издание – М.: Профиздат, 1990
Крубер А.А., Карстовая область горного Крыма., М., 1915
Крюкова И.В., Лукс Ю.А., Привалова А.А. Заповедные растения Крыма: справочник.- Симферополь: Таврия, 1980.
Крым: прошлое и настоящее. Институт истории СССР под ред. Агаджанова С.Г., Сахарова А.Н.-М.:Мысль, 1988
Любіцева О.О. Географія туризму в Україні // Географія та основи економіки в школі. - 1997.
Наровлянский О.Д., Наровлянская М.Д., Пустовойт В.О. Школьный туризм . –К .: Шкільний світ - 2009.
Орієнтовні навчальні програми туристсько-краєзнавчих об’єднань учнівської молоді (За заг. ред. Штангея Ю.В., - К., ІЗМН, 1996.)
Положення про туристські маршрутно-кваліфікаційні комісіїнавчальних закладів системи Міністерства освіти і науки України, затверджене наказом МОН від 16.05. 2005 № 295 /Інформаційний збірник МОН 2005/.
Правила проведення туристських подорожей з учнівською істудентською молоддю України Наказ Міністерства освіти і наукиУкраїни від 24.03.2006. - 237 / Інформаційний збірник МОН 2007, № 01
Програма для туристсько-краєзнавчих гуртків позашкільних закладів (кол. укладачів; за ред. Омельченка Д.Г., – К., ІЗМН, 1996.)
Пустовойт В.О., Дехтярь В.Д. Организация и проведение учебно-туристской практики. Учебное пособие . – К .: КУТЕП- 2008.
Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. - М.:Просвещение, 1987.
Масляков П.А., Шищенко П.Г. География Украины. Учебник для 8-9 классов. – К.:Зодиак-ЭКО, 2001.
Орієнтовні навчальні програми туристсько-краєзнавчих об’єднань учнівської молоді (За заг. ред. Штангея Ю.В., - К., ІЗМН, 1996.)
Олиферов А.Н., Гольдин Б.М. Реки и озёра.- Симферополь: Крым, 1966
Панкова Є.В. Туристичне краєзнавство.Навчальний посібник.-К.: Альтерпрес, 2008.
Подгородецкий П.Д. Крым. Природа.- Симферополь: Таврия, 1988
Подгородецкий П.Д., Кудрявцев В.Б. География Крыма.- Симферополь: Крымучпедиз, 1995
Програми для туристсько-краєзнавчих гуртків позашкільних закладів (кол. викладачів; за ред. Омельченка Д.Г., – К., ІЗМН, 1996.).
Топчієв О.Г. Основи суспільної географії: Навчальний посібник. - Одеса: Астропринт, 200І.
Тронько П.Т. Краєзнавство та туризм: проблеми взаємодії таспівробітництва // Туристично-краєзнавчі дослідження. - К.: «КМ - Трейдинг». - 1998.
Штюмер Ю.А. Краткий справочник туриста. – М. 1985.
Щербак А.И. Всё о Крыме: ежегодное справочно-информационное издание. – Харьков: Каравелла, 1988.
Ян Юнас, Атлас первой медицинской помощи: Второе издание.- ЧССР: изд. Освета Мартин. - 1976