Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе ОС «Гармония», учитель Маренникова А.А.
Тема
Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей

Цели
Образовательные:
Знакомство с понятием «река»; с частями реки; продолжение формирования логического мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Принимать и удерживать учебную задачу.
- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.
- Познавательные УУД: Работать со схемами, круговыми диаграммами; описывать местность по фотографии; находить географические объекты на глобусе и карте; рассмотреть и уточнить условные обозначения на физической карте полушарий.


Задачи
Узнать, какую воду называют пресной, что такое река, какие у неё есть части, какими могут быть реки, чем важны реки для людей, чем они опасны.

Планируемый результат
Предметные:
Знать: что такое река, части рек, разнообразие пресных водоемов; общие условия, необходимые для жизни живых организмов в реке.
Уметь: определять части реки; работать с физической картой; показывать на карте реки, части рек.
Личностные: Определение правил поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия
Искусственные водоёмы, пресная вода, река, части реки (исток, приток, устье, русло), водопад, родник, канал, плотина, водохранилище;

Ресурсы:
- основные

- дополнительные

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Учебник, ч.2
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир 2 класс. Рабочая тетрадь № 2
Учебная презентация

Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует учащихся.
Уточняет тематические рамки
– Отгадайте загадку:
На свете нет ее сильней,
На свете нет ее вольней.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.
(Река.)


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели: Формулирование темы урока учащимися;

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Организует формулирование темы урока учащимися

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися
- Прочитайте тему урока. Как вы думаете, над чем предстоит сегодня работать? Какую цель поставим?
Строить предложения при ответе на вопросы.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).


III. «Открытие» учащимися новых знаний
(15 минут)
Цель: знакомство с новыми понятиями «река», ледник, пресная вода, озеро, болото, водопад, родник.
Отвечают на вопросы, работают с текстом и рисунками учебника.






Организует деятельность учащихся, задает вопросы.








Работа по учебнику с.39-40
– Как люди используют море?
– Что такое шторм? Чем он опасен?
– Каков вкус морской воды? Можно ли пить солёную воду?
– Как опресняют солёную воду?
Рассмотрите картинки в учебнике. Что здесь изображено? (Это водоросли.)
– Какой из водоёмов вы считаете здесь лишним? (Море.)
– Почему? (Река, озеро, болото – это пресные водоёмы. А в море вода солёная.)
– Прочитайте текст в учебнике. Где находится пресная вода? (В реках, озёрах, болотах, ледниках.) Что такое «ледник»? (Это толстый слой слежавшегося снега.)
– Какую воду называют пресной? (Пресная вода содержит не более 1 грамма солей в одном литре. В морской воде – до 35 граммов различных солей в одном литре.)
– Что такое водопады? Что такое родники?
– Какая вода в родниках? (Вода в них чистая, вкусная, прозрачная и бывает целебной.)

Работать с текстом учебника, вычленять определение понятий из текста.

По описаниям статьи находить на фотографиях указанные виды водоемов.
Знать что представляет собой пресная вода, что такое ледники, водопады, родники.
Ориентироваться в тексте; анализировать его. Работать со схемами, круговыми диаграммами; описывать местность по фотографии; находить географические объекты на глобусе и карте; рассмотреть и уточнить условные обозначения на физической карте полушарий. (Познавательные УУД).
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.
(Коммуникативные УУД)

IV. Первичное закрепление (22 минуты)
Цель: знакомство с частями реки; выполнение упражнений в ТПО.

Участвуют в обобщении, задают вопросы, если есть такая необходимость.


Работают со статьей учебника, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении.































Выполняют задания в ТПО с комментированием.
Обобщает и дополняет сведения учебной статьи.




Задает вопросы по прочитанному материалу.

































Организует работу над заданиями в ТПО, контролирует точность их выполнения.
Работа по учебнику с.41
– Прочитайте текст в учебнике и рассмотрите фотографии.
– Какие части рек здесь изображены? (Исток, русло, устье, приток.) Что такое русло реки?
– Каждая река имеет свое начало. Обычно истоком служат подземные воды, выбивающиеся на поверхность маленькими фонтанчиками-родниками. Крупные реки берут свое начало от множества более мелких рек, речек и ручейков. Более мелкие реки, вливающиеся в крупные, – это притоки. В зависимости от местности, по которой протекают реки, их можно разделить на несколько типов. В горных районах реки очень быстрые. В равнинной местности их течение более спокойно. Большинство рек завершает свой путь, впадая в море.
Место, где река встречается с морем, называется устьем. Здесь пресная речная вода смешивается с соленой морской. Разветвленное устье еще называют дельтой.
Движущаяся вода всегда выбирает себе путь наименьшего сопротивления, прокладывая русло по мягким горным породам и избегая твердые. Поэтому многие реки извилисты.
Водопад возникает, когда вода подходит к слою твердой породы на вершине скалы из мягкой породы. Постепенно мягкая порода вымывается, оставляя обнаженную твердую, с которой вода и ниспадает каскадами. Пороги – это серии водопадов.
– Что такое русло реки? С чего начинается река? (Исток – начало реки.) Что такое притоки реки? Как определить правые притоки и левые притоки? (Встать по направлению течения реки, лицом к её устью. Слева будут левые притоки, а справа – правые.)

Работа в ТПО с.20 з.34, 35
Задание 34
– Напишите, что изображено на рисунке. (Горы, водопад, холмы, устье, русло, исток.)
Задание 35
– Укажите буквами исток, приток и устье реки на рисунке.
– Откуда реки берут начало? (От истока.)
– Укажите стрелками направление течения рек на рисунке.

Иметь представление о реках, их основных частях. Определять по рисунку части реки, указывая и направление течения.





































Указывать на рисунке горы, водопад, холмы, устье, русло, исток.

Буквами обозначать на рисунке части реки, стрелками указывать направление течения.
Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. (Регулятивные УУД).


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (3 мин)
Цели: Оценивание качества своей работы на уроке.
Оценивают свою работу на уроке
Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.


Дает инструкцию по домашнему заданию.
– Назовите части реки, реки России, реки родного края.

- Работа с рефлексивным плакатом

ДОМА: с.39-41, ТПО з.36, 37
Подводить итоги своей деятельности на уроке
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).



15