РЕКИ. ЧАСТИ РЕКИ. РЕЧНАЯ СИСТЕМА
Открытый урок по географии в 6 классе
по теме „РЕКИ. ЧАСТИ РЕКИ. РЕЧНАЯ СИСТЕМА“.
Цель урока: Сформировать представление о реке, её частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I, II, и т.д. порядка.
Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: „исток“, „устье“, „дельта“, „эстуарий“, „русло“, „приток“, „приток I порядка“, „приток II порядка“.
Тип урока: Исследование.
Элементы ОМСОО: Река, речная система.
Формы контроля: Фронтальный, тестовый.
Ведущие понятия урока: Речная система, исток, устье, приток.
Номенклатура: Лена, Волга, Миссисипи, Енисей, Темза.
Ход урока:
Организационный момент.
Опрос.
Задания на проверку знаний:
Расскажите, как образуются ледники?
Чем лёд в леднике отличается от обычного льда?
Есть ли ледники в нашей местности? Почему?
Изучение нового материала.
Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:
Течёт, течёт – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Между гор, между дол
Бежит белый конь.
Вы уже поняли, что тема урока (Река).
Итак, открываем тетради, записываем тему (число, классную работу).
Попробуйте дать определение понятию, что такое „река“? (Дети отвечают, дают свои определения).
Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике: Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.
Если определения совпали, даётся отличная оценка учащимся, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внимание на эту деталь определения.
Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части.
Какая река расположена вблизи нашей деревни? Небольшое сообщение о реке Зюзелга.
Один ученик работает у доски. На ней изображена река:
горы
озеро
МОРЕ
Подписать: исток, устье, русло, приток:
горы
озеро
исток приток
главное русло
устье
МОРЕ
Дайте определение терминов: ИСТОК, ПРИТОК, УСТЬЕ, РУСЛО.
По мере определения терминов на доску помещаются таблички с определениями терминов:
Исток – начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.
Устье – место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море, озеро, водохранилище.
Русло – самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.
Приток – водоток, впадающий в другой, по отношению к этому, другому.
Существуют различные виды устьев:
Эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.
Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло.
Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде схемы:
Лена
Енисей
Волга
Темза
Миссисипи
Св. Лаврентия
Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система? Вернёмся к рисунку. Нам его следует дорисовать.
Где берёт начало главная река? (В озере)
Где берёт начало приток? (В горах – ледники)
Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)
Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота:
горы
озеро
исток
болото родник
главное русло
устье
МОРЕ
Сколько всего притоков получилось? (Три)
Как их будем различать?
Ученики выдвигают версии до тех пор, пока не скажут, что есть левые и правые притоки?
Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева, – то левый)
Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и из родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые)
У вас не возникает вопрос: как их различить, если они оба левые?
Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым – первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка – второй.
Подпишем притоки:
горы
озеро
левый
исток приток I порядка
болото родник
приток II порядка
правый приток
главное русло
устье
МОРЕ
Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего рисунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная система.
Речная система – главная река со всеми её притоками.
Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р.Обь. Опишите речную систему по плану:
Главная река.
Исток главной реки, устье главной реки.
Левые и правые притоки.
Притоки I,II,II и т.д. порядков.
Ответ:
Обь – главная река.
Исток г.Алтай, в месте соединения р.Бия и Катунь. Устье – Карское море.
Левый приток – Иртыш.
Приток I порядка – Иртыш, II порядка – Ишим.
Работа с контурными картами: с. 26, подписать следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.
Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.
Домашнее задание: §30 п.1,2 Работа в контурных картах.
устье
эстуарии
дельта