Урок, Реки. Части рек. Речная система., 6 класс
Урок: Реки. Части реки. Речная система
Цель урока:
Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I, II и т. д. порядка.
Оборудование:
Демонстрационные таблицы «Речная долина». Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «исток», «устье», «главная река», «приток I», «приток II», «речная система», «речная долина», «пойма», «русло». Карточки с изображением рек, репродукции картин, на которых изображена река. Карточки с изображением различных типов устьев.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Опрос
Задания на знание определений, понятий
- Что такое водоносные слои?
- Вставь пропущенные слова.
а) Если подземные воды находятся между двумя водоупорными, то это ... воды;
б) Если подземные воды находятся на первом водоупоре, то это .....
- Какие воды называют минеральными?
- Подчеркни волнистой линией водопроницаемые породы, прямой - водоупорные: глина, песок, гравий, галька, базальт.
Задания на проверку усвоения закономерностей
- Какие породы пропускают воду быстрее? Почему?
- Где будете искать родник во время похода?
- Какие воды чище - грунтовые или межпластовые?
- Почему говорят, что родник «бьет»?
- Есть ли закономерность распространения минеральных вод?
- Почему уровень воды в колодцах в летний период меняется?
- В какой сезон года копают колодцы?
Пока ученики готовятся к ответу у доски, можно проверить задание № 4 в конце § 30, провести анализ домашнего задания.
III. Изучение нового материала
- Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.
Течет, течет - не вытечет; Бежит, бежит - не выбежит.
Не конь, а бежит, Не лес, а шумит.
Между гор, между дол Бежит белый конь.
- Вы уже поняли, что тема урока ... (Река.)
- Итак, открываем тетради, записываем тему.
- Обратите внимание на картину художника А. М. Васнецова «Северный край» («Керженец» Н. М. Романдина, «Большая вода» И. И. Левитана, «Река-царевна Н. М. Ремезова). Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели... Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде...», «Редкая птица долетит до середины Днепра...»
- Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.
(Проверить творческие задание, прослушать 2-3 произведения.)
Это могут быть:
О, Волга!., колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?
(Некрасой.)
Нева всю ночь рвалася к морю...
И спорить стало ей невмочь...
.. .Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
(А. С. Пушкин.)
- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети отвечают, дают свои определения.)
- Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.
Если определения совпали, учитель дает отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внимание на эту деталь определения?
- Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части.
Один ученик работает у доски. На ней изображена река:
озеро
- Подпишите: приток, исток, устье, русло.
озеро
исток
- Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.
Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.
Устье - место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море, озеро, водохранилище.
Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.
Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.
Существуют различные виды устьев.
Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопления наносов не происходит.
Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.
- Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде схемы.
Устьедельта
эстуарии
Лена,
Вол
·га,
Миссисипи
Енисей,
Темза,
Св. Лаврентия
- Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.
- Где берет начало главная река? (В озере.)
- Где берет начало приток? (В горах ледники.)
- Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике.)
- Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота.
- Сколько всего притоков получилось? (Три.)
- Как их будем различать?
Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.
- Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то левый.)
Если ученики не отвечают сами, тогда ищут ответ в учебнике.
- Посмотрите на притоки, берущие начало из болота и родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые.)
- У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они оба левые?)
- Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым - первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка - второй.)
- Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего рисунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная система (или дайте определение сами и сравните с определением в учебнике).
- Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь. Опишите речную систему по плану:
1) Главная река.
2) Исток главной реки, устье главной реки.
3) Левые и правые притоки.
4) Притоки I, II, III и т. д. притоков.
Ответ:
1) Обь - главная река.
2) Исток г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье -Карское море.
3) Левый приток - Иртыш;
4) Приток I порядка - Иртыш; II порядка - Ишим.
- А теперь попробуем описать речную систему той реки, которая протекает в вашей местности.
Учитель вывешивает карточки с изображением рек в системе параллелей и меридианов. Предлагает ученикам определить реки.
- А теперь наша задача - научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)
- Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С помощью нитки и линейки.)
- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину рек 1 вариант - Оби, 2 вариант - Енисея. На доске вывешены карточки с фрагментами топографических карт, на которых изображены реки. Учащиеся характеризуют реки по картам.
- А сейчас вернемся к началу урока. Мы начали с творчества поэтов, художников. Какие еще вы приготовили стихотворения о реках?
(Можно на этом этапе урока отгадывать ребусы, анаграммы, омонимы.)
- Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)
- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога? (Яна.)
- Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)
- Какую реку можно срезать ножом? Или: какая река растет на дереве? (Прут.)
- Какой приток Дона, носит название дерева? (Сосна.)
- Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)
Я - сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником земли.
(Лена - Луна.)
Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина героя.
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей - Енисей.)
В Селенгу с буквой «д» впадаю,
А с «п» вливаюсь я в Оку.
И в Волгу с «с» я попадаю,
Но с «ф» я Белую теку.
(Уда - Упа - Уса - Уфа.)
- Немного отдохнули и вновь принимаемся за работу. В контурных картах подписать нужно следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.
Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15