План-конспект урока по швейному делу в 9 классе по теме «Выбор фасона и видов отделки»


План-конспект
урока по швейному делу в 9 классе
по теме «Выбор фасона и видов отделки»
Создание образовательной среды, обеспечивающей радостную и интересную жизнь на уроке, в условиях которого происходит параллельно с коррекцией нарушений познавательной деятельности активное усвоение учеником с нарушением интеллекта знаний, умений, социального опыта и др. является главным условием для развития индивидуальных качеств личности.
Занятие по теме «Выбор фасона и видов отделки» (логическая структура – 3 ч, способствует оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроке)) – четвёртое по счёту в системе уроков раздела «Технология пошива прямого цельнокроеного платья». Содержание его направлено на формирование у обучающихся политехнических знаний, общетрудовых и общеучебных УН, а также коррекцию недостатков психофизического, эмоционально-волевого развития и воспитание необходимых в трудовой деятельности качеств личности. Кроме того, оно позволяет решать триединую цель урока комплексно, а использованные методы, в том числе частично-поисковый, творческие задания и др. приёмы и средства – осуществлять личностно ориентированный подход к каждой ученице. Такие условия позволяют эффективно и качественно формировать у школьниц образ трудовых действий и приёмов работы на основе коррекции психических процессов, овладевать и закреплять полученные политехнические знания и умения на основе усвоения учебного материала, развивать речемыслительную и аналитико-синтетическую деятельность в ходе овладения профессиональной терминологией и техническими сведениями, развивать эмоционально-волевую сферу на основе положительной мотивации к учёбе, добиваться общей положительной атмосферы на уроке, создавать ситуацию успеха как залог удовлетворённости и уверенности в себе и др.
Тип урока: урок формирования и усвоения новых знаний, умений и навыков.
Цель: расширить знания о фасоне изделия, видах отделки, показав зависимость их выбора от особенностей фигуры, назначения, возраста, ткани; продолжить формирование умений описания фасона;
развивать психические процессы на основе подключения анализаторов, связную речь, продуктивные УН, положительные эмоции через создание ситуаций успеха и использование эмоциональных стимуляторов, развивать навыки само- и взаимоконтроля;
воспитывать эстетический вкус, товарищество и коллективизм через парные и групповые формы работы.
Оборудование: картинки с изображением платьев различных покроев, в т.ч. цельнокроеных, таблички «Последовательность пошива цельнокроеного платья», плоскостные макеты цельнокроеных платьев, набор карточек «Угадай ключевое слово темы урока» («фасон», «отделка»), табличка «Выбор фасона и видов отделки», схема «Фасон», плакаты «Покрой рукавов», «Виды рукавов», карточки-задания «Дорисуй рукава», рисунок «Воротники», журналы мод, картинки-задания «Мой выбор», фото современных модных цельнокроеных платьев для описания фасона, таблички «План описания фасона», детское платье к упражнению «Мой выбор» с различными отделками.
Ход урока:
Психолого-педагогический настрой: Тренинг «Пожелание гостям».
Актуализация (Повторение ранее изученного материала).
- Что изучали на прошлом уроке?
- Какие платья называют цельнокроеными?
Задание 1: Из платьев, изображенных на картинках, выберите цельнокроеные. Обоснуйте свой выбор (индивидуально-парная работа).
Задание 2: На макетах цельнокроеных платьев обозначьте цифрами последовательность пошива цельнокроеного платья (индивидуальная работа).
Задание 3: Восстановите последовательность пошива цельнокроеного платья простого фасона (групповая работа).
Усвоение и закрепление нового материала.
Задание 1: Чтобы узнать новую тему урока, определите
ключевые слова темы – а) Сложи слова из карточек с буквами (ф-а-с-о-н, о-т-
д-е-л-к-а). б) Угадай слово ( соафн, делотка).
г) Сложи разрезную картинку и узнай ключевое
слово.
(индивидуальная работа)
Объявление темы урока и запись её в тетради «Выбор фасона и видов отделки».
Сведения о фасоне.
- Выявление представлений о фасоне: Как вы понимаете слово фасон? (словарная работа).
- Упражнение 1. «Доскажи словечко».
Сшить цельнокроеное платье не шутка.
Должна пробежать не одна … (минутка).
Успех обеспечат хорошие вкус и тон
И правильно выбранный … (фасон).
- Работа с плакатом-схемой «Фасон».
ФАСОН – это внешняя форма изделия, которая определяется покроем отдельных деталей, тканью, цветом, отделкой.
- Запись схемы ученицами в тетради:
покрой отдельных деталей
!
ткань- - - фасон - - - цвет
!
отделка
- Что же подразумевается под отдельными деталями и их покроем?
Это рукава и воротники. Цельнокроеные платья бывают без рукавов и с рукавами. Какими? Длинными, полудлинными, короткими (покажите на своих руках эти виды длины).
Рукава различают также по покрою: втачной, реглан, цельнокроеный (рисунок-схема).
Втачные рукава тоже бывают разных видов: прямой, узкий, расширенный книзу, «фонарик», «крылышко», рукав-оборка.
Задание 2: Пририсуйте к платьям, нарисованным на карточках, рукава, вид которых указан на обратной стороне (индивидуальная работа).
Воротники бывают втачные и цельнокроеные разных размеров и фасонов – отложной, стойка, шалька, апаш, плосколежащий (рассматривание рисунка-схемы).
Цвет, как и ткань, должен соответствовать назначению, возрасту.
Задание 3: Приведите примеры этого требования (с использованием журналов мод) (парная работа).
Отделочные материалы могут использоваться как в изделиях повседневных, домашних, спортивных, так и для торжественных случаев.
Задание 4: Приведите примеры отделок (индивидуально-групповая работа).
Задание 5: Из фасонов в журналах мод выберите только цельнокроеные платья с отделкой и назовите их вид (индивидуальная работа).
Задание 6: «Мой выбор». На день рождения знакомого ребёнка я купила в подарок платье (демонстрируется нелепое от множества неподходящих отделок платье для девочки). Мне оно очень понравилось. А вам? (Далее ученицы объясняют, что в отделке платья вызывает у них сомнение. По ходу названные детали снимаются, пока платье не предстанет в нужном виде).- Вывод: Выбирая отделку, необходимо помнить правило: главное – не переусердствовать, знать меру. Почему?
Задание 7: «Ваш выбор». Выберите из двух фасонов правильный вариант и обоснуйте выбор (работа в паре).
Отделка не является, как и фасон, чем-то постоянным. Они зависят в первую очередь от моды. Поэтому, чтобы быть современным, модным, выбирая фасон, отделку, надо придерживаться моды и проявлять хороший вкус, меру, чтобы не стать посмешищем для окружающих.
Задание 8: Рассмотрите фасоны модных цельнокроеных платьев и опишите их по плану (работа индивидуальная).
Задание 9: Нарисуйте фасон платья своей мечты. Обязательное условие – оно должно быть цельнокроеным (индивидуальная работа) с последующим обсуждением.
Подведение итогов, оценка ЗУН.
- Что нового узнали на уроке?
- Что запомнилось больше всего? Почему?
5. Организованное окончание урока.