Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №98»
Проект «История новогодних игрушек».
Участники проекта: дети подготовительной группы VIIвида, воспитатель – Зарытовских В.Н., учитель-логопед – Корниенко О.М., родители.Вид проекта: групповой, средней срочности, познавательно – творческий, декабрь.
Актуальность.
Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все и млад и стар, ждут с нетерпением встречи нового года, и каждая семья занята предновогодними хлопотами, покупками. Яркие, красочно сверкающие витрины магазинов приглашают нас приобрести  эксклюзивные новогодние товары, а ведь когда то самым дорогим и желанным новогодним украшением считалась игрушка, сделанная своими руками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что то, особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дом. «Что такое Новый год?», «Кто его придумал?», «Для чего нужны новогодние игрушки?», «Какие бывают елочные игрушки?», «Как украшали елку в старину наши предки?» Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «История новогодних игрушек».
Цель проекта. К Новому году украсить группу, ёлку и создать мини-музейновогодней игрушки. Создать радостное, праздничное настроение в преддверии Нового года, вызвать у детей интерес к истории Новогодней игрушки и желание самостоятельно изготавливать и украшать ими не только детский сад, но и свои квартиры совместно с родителями.
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка, физическая культура,  труд,  здоровье, безопасность.Задачи проекта:Образовательные:1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению традиций новогоднего праздника, истории его возникновения.2. Дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны.3. Расширить кругозор детей в области проведения новогоднего праздника в разных странах.Развивающие:1. Развивать коммуникативные навыки детей.2. Продолжать развивать творческое воображение детей, мышление и память.3. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.Воспитательные:1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.2. Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.Для педагогов:1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов.2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса.3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.Для родителей:1. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.2. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
Этапы реализации.
1 этап подготовительный.
– Постановка целей, определение проблемы и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, ресурсы интернет);
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
Как называется самый любимый зимний праздник?
Как он возник в нашей стране?
Какие персонажи являются главными в Новогодний праздник?
Откуда появился Дедушка Мороз и Снегурочка?
Чем украшают ёлку на Новый год?
Какие новогодние игрушки вы знаете?
Из чего делают новогодние игрушки?
Как мы можем подготовиться к встрече Нового года?
2 этап разработка.
Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
Организация мини-музея «Ёлочной игрушки».
Составление конспектов занятий, подбор презентации и видеороликов.
Подбор стихов, физкультминуток, малых форм фольклора.
Подбор книг, иллюстративного материала.
Подбор дидактических игр.
Подбор музыкального репертуара.
Привлечение родителей к текущему проекту.
3 этап формирующий (познавательно-творческий).
Познание.
Коммуникация.
ФЦКМ.
Экскурсия в детскую библиотеку, презентация  «История Новогодней игрушки»
Составление рассказов «Как наша семья встречает  Новый Год».
Просмотр видеороликов «История одной вещи», «Фабрика игрушек», «Изготовление игрушек»
Речевые игры «В лесу у ёлки», «Телеграмма Деду Морозу»,
Просмотр презентаций «История ёлочной игрушки», «Всё про Деда Мороза»,
Мастерская Деда Мороза «Бумажная гирлянда», «Шишки», «Ёлочка», «Веселый Дед Мороз», «Обезьяна – символ года».  Чтение художествен. литературы.
Е.Благинина «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и бедной козе».
К. Чуковский «Ёлка»
С.Михалков «В лесу стояла ёлочка».
В. Львовский «Марш ёлочных игрушек»
В.Берестов «Новогоднее происшествие»
Г. Дядина «Шар»
Русская народная сказка «Морозко».
Н.Подлесова «Дед Мороз и сосулька»
В.Одоевский «Мороз Иванович».
Вечер загадок «Новогодняя шкатулка».
Разучивание стихов к Новогоднему утреннику. Художественное творчество.
Декоративное рисование «Новогодние шары» и «Дедушка Мороз» по мотивам дымковской росписи.
Рисование
« Новогодняя игрушка», «Новогодняя ёлка», «Наша семья встречает Новый Год».
Аппликация «Новогодняя гирлянда».
Раскраски с новогодней тематикой.
Социализация.
«Подбери словечко» (Дед Мороз,  какой? прилагательные).
«Четвёртый лишний» (классификация игрушек, предметов на новогоднюю тему)
«Найди ёлочку» (развитие внимания)
Игрушка по кругу.
Игры – забавы «Потому что Новый год!», «Здравствуй Новый год!», «Зимнее настроение», «Новогодние перевёртыши», «Что есть на ёлке?», «Дед Мороз старик весёлый».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин новогодних игрушек ». Физическая культура.
Физкультминутки:
«Ёлочка», «Идёт, идёт к нам Дед Мороз»
Пальчиковая гимнастика «Новый год».
Русские народные подвижные игры:
«Два Мороза», «Снежная баба»
Физкультурный досуг «Зимние забавы». Музыка.
Прослушивание и разучивание новогодних детских песен.
Просмотр музыкального видеоролика «Новогодние игрушки».
Подготовка к новогоднему утреннику .Труд в природе.
Строительство из снега снежных построек и раскрашивание гуашевыми красками.
Украшение  участка новогодними гирляндами и игрушками. Безопасность.
Беседа:
 «Правила поведения и пожарной безопасности в новогодний праздник».
Просмотр презентации «Новый год» по правилам безопасности при украшении ёлки и петардами. Работа с родителями.
Информация для родителей «История Ёлочной игрушки».
Памятка «правила безопасности в Новогодние праздники».
Разучивание  с детьми стихов к Новогоднему утреннику.
Просмотр вместе с детьми мультфильмов на новогоднюю тему.
Совместная творческая работа родителей и детей «Новогодняя игрушка на ёлку» и «Символ года»
Привлечение родителей для создания мини-музея «Новогодние игрушки нашего детства»
4 этап заключительный (подведение итогов).
Оформление мини-музея «Новогодние игрушки наших родителей».
Оформление книжной выставки.
Оформление альбомов и книжек-самоделок на новогоднюю тематику.
Выставка творческих работ сделанных детьми.
Выставка семейных творческих работ «Новогоднее чудо».
Оформление группы к новогодним праздникам.
Участие в конкурсе МБДОУ «Символ года» и «Украсим новогоднюю елку».
Новогодний утренник «Новогодние приключения»

Ожидаемые результаты.
Расширение кругозора детей в области истории Новогоднего праздника.
Развитие интереса детей к поисковой деятельности.
Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.
Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.
Проявление доброты к окружающим и бережного отношения к игрушкам.
Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.
Оформление мини- музея
«Новогодние игрушки наших родителей»

«Ледяные сосульки»

«Ракеты, парашютики»

Игрушки из дерева

«Сказочные герои»

«Овощи, фрукты, ягоды»

Игрушки из картона и пенопласта

Игрушки из соломки

Выставка книг и новогодних альбомов

-269240143510
2964815218440
Мастерская Деда Мороза


Раскраски на новогоднюю тематику


«Коробок с сюрпризом»


Новогоднее оформление группы




Конкурс новогодних игрушек


911225-297815-453390557911032791405179060
159448553994051356360-250190
Украшения из макаронных изделий


1280160624205Символ года

Подготовка к новогоднему утреннику

Консультация для родителей
История новогодней игрушки в России
Первые ёлки в России появились в 19 веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений как украшение. Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Ёлочные шары были тяжелыми, поскольку тонкое стекло научились делать лишь к началу 20 века.
Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.
Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона.
На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми.
Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, — в отличие от советской. А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».
В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Но Новый год сделали советским праздником — соответственно, изменились и новогодние игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей, конечно, остались. А вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.
На елки вешали фигурки танков, сталинских броневиков. В конце 30-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. Так же в конце 30х годов была выпущена серия елочных украшений на восточную тему - это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы... Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.
В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой. Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке. Завод «Москабель» делал фигурки из проволоки.
Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение елки к Новому году было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открыток бил фашистов…
В начале 40х годов появились новогодние игрушки в виде предметов быта. Их отличает текучесть формы и роспись яркими красками.
После войны 1 января снова стал выходным днем (это произошло в 1947 году). А елочные игрушки снова стали мирными.
В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек.
С выходом фильма "Карнавальная ночь" в 1956 году выпущены игрушки "Часы", со стрелками, установленными за пять минут до полуночи.
В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи — самыми простыми. Но в это же время появился новый материал — поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой — посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара.В производстве игрушек начинает активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались, например, шары-прожекторы, шары-многогранники, как на дискотеках. Были пластмассовые прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые же бабочки. Дети разламывали эти шары и потом играли уже с бабочками.
В 70-80е годы становятся популярными новогодние игрушки в виде шишек, колокольчиков и домиков:
Поскольку с брежневских времен ничего существенного в истории страны не происходило, тематических игрушек стало заметно меньше. Игрушки становились все более абстрактными. Фактически все, что могут сегодня предложить своим потребителям российские производители, — это игрушка «а-ля рус», с традиционными росписями. До разнообразия, которое предлагают европейцы, — игрушек из проволок и цепочек, всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги, бисера, пайеток, стразов и даже драгоценных металлов и камней — им, увы, далеко.
С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» игрушки.Если говорить о моде на елочные украшения, то некоторые производители говорят, что мода на украшения повторяется каждые четыре года, поэтому старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными.