Конструкт НОД по технологии Река времени Пуговицы
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект.событие):«Пуговицы»
Возрастная группа:старшая группа
Форма НОД: Познавательно - исследовательская деятельность путешествие по «реке времени»
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н.А.Коротковой, Программа «Детство»
Средства:
наглядные: демонстрационный материал- шкатулка с пуговицами, картинки с изображением пуговиц, пособие «река времени»
раздаточный материал – листы белой бумаги формата А4, цветные карандаши, пастель, цветные восковые мелки
мультимедийные: компьютерная презентация «Пуговицы»
музыкальные: песня «Отрываются пуговицы»
Составители: Пархимович Светлана Александровна (МКДОУ д/с № 3), Дьячкова Татьяна Владимировна (МАДОУ д/с № 18), Нейман Татьяна Леонидовна(МАДОУ д/с № 18), Лосева Юлия Александровна (МКДОУ д/с № 6), Синяева Наталья Павловна (МКДОУ д/с № 6), Кудрявцева Лариса Николаевна (МКДОУ д/с № 6), Степанова Лариса Юзефовна (МКДОУ д/с № 6) .
ЗАДАЧИ
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Познакомить детей с историей появления и развития пуговиц, расширить знания о пуговицах
Дать общее представление о временных понятиях «древность», «старина», «наше время»
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера
Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем. Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
Создание мотивации у детей СЛАЙД 1 - Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла для вас шкатулку. Как вы думаете, что в ней? Педагог приветствует детей.
Педагог держит шкатулку в руках, ведет диалог с детьми, мотивирует их на дальнейшую работу
Дети свободно располагаются в группе, заинтересовываются, высказывают предположения Мотивированные дети на дальнейшую деятельность
2. Обсуждение реального события Хотите точно узнать, что в шкатулке? Вы можете догадаться, отгадав загадку.
Одеваться соберешься, без меня не обойдешься.
Знают взрослые и дети, застегну я все на свете.
Давайте проверим, что лежит в шкатулке.
СЛАЙД 2. Это пуговицы. Давайте рассмотрим их.
Ребята, а вы знаете, для чего нам нужны пуговицы? Поощряет детей к действию, высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания Отвечают на вопросы педагога, рассуждают.
Дети садятся на ковер в круг, рассматривают пуговицы
Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность
II. Постановка целей исследования Как вы думаете, всегда ли были пуговицы?
Как вы думаете, когда появилась самая первая пуговица?
Педагог создает проблемную ситуацию Дети рассуждают о том, как появились пуговицы, делают выводы, озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ. Обогащение словаря по теме «Пуговицы»
Проявление готовности к совместной деятельности
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала Что использовали люди вместо пуговиц в древние времена? СЛАЙД 3
(древние люди соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палочками. СЛАЙД 4 Позже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались).
Как изменились пуговицы со временем?
СЛАЙД 5. Долгое время пуговица была декоративным украшением. Как вы думаете, из чего пуговицы изготовляли? СЛАЙД 6. Их изготавливали из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. СЛАЙД 7. Форма, размер и количество пуговиц на одежде говорило о богатстве человека. Как вы считаете, удобно ли было пользоваться такими пуговицами? СЛАЙД 8 (Эти пуговицы были тяжелыми, неудобными в использовании, очень дорогими, их могли приобрести только богатые люди). Простые люди не могли позволить купить такие пуговицы.. Как вы думаете, что использовали они? СЛАЙД 9
Шло время, появлялись новые материалы, менялись и пуговицы. Расскажите, как выглядят пуговицы в наше время (описываем форму, цвет, материалы) СЛАЙД 10
Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает Слушают; выражают собственные мысли и суждения, составляют описание современных пуговиц, выстраивают полный ответ
Обогащение знаниевого опыта;
Проявление интереса к истории возникновения и изменения пуговиц
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» Ребята, мы выяснили, какой удивительный путь изменений прошла пуговица. А чтобы проследить этот путь, обратимся к «реке времени».
«Река времени» начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.
- Интересно, а как вы заполните «реку времени»?
Очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».
Вы можете договориться между собой кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность.(Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант как это можно сделать).
Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок
« реки времени».
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;
постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием «реки времени»; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения средств связи на «реке времени»;
практикуются в осуществлении выбора Умение подбирать пуговицы на карточках, соответствующие «реке времени»;
Умение делать логические выводы;
Умение следовать правилам
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования Дети собирают табл.
Древность
Старина
Настоящее время
(Проверка, трудности)
Посмотрите ребята, какая интересная река времени у нас получилась. В каком времени пуговиц больше? Почему так получилось?
Вы можете представить, какими будут пуговицы в будущем? Из чего их будут изготовлять, как они будут выглядеть?
Я вас приглашаю в мастерскую нарисовать пуговицу будущего. ПЕСНЯ «Отрывается пуговица»
(Дети рисуют пуговицу, которую представили).
- Кто расскажет про свой рисунок? Расскажи нам о своей пуговице, какого она размера, цвета, формы, из какого материала будет изготовлена твоя пуговица?
Ответы детей
- Ребята, а как вы думаете, где можно разместить ваши рисунки на «реке времени»?
Вовлекает детей в изобразительную деятельность.согласовывает с детьми действия, их последовательность;
способствует индивидуализации детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; выражают собственное суждение; используют материалы, которые можно применить для изобразительной деятельности; осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свои работы, рассказывают о своей работе Проявление творческой активности в процессе изобразительной деятельности;
Умение подбирать необходимые материалы для работы
VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения - Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- А что было самым интересным?
- Трудно вам было представить и нарисовать пуговицу?
- Вы довольны своей работой?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- Вы хотели бы, чтобы у вас в группе была своя коллекция пуговиц. Я хочу вам подарить эти пуговицы, а вы дополните и разнообразите коллекцию
- А еще вы можете забрать нашу «реку времени» к себе в группу, показать своим друзьям.
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности - У меня еще есть картинки, с которыми вы можете поиграть в группе со своими ребятами.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла для вас шкатулку. Как вы думаете, что в ней?
Хотите точно узнать, что в шкатулке? Вы можете догадаться, отгадав загадку.
Одеваться соберешься, без меня не обойдешься.
Знают взрослые и дети, застегну я все на свете.
Давайте проверим, что лежит в шкатулке. Это пуговицы. Давайте рассмотрим их.
Ребята, а вы знаете, для чего нам нужны пуговицы?
Как вы думаете, всегда ли были пуговицы?
Как вы думаете, когда появилась самая первая пуговица?
Что использовали люди вместо пуговиц в древние времена?
(древние люди соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палочками. Позже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались).Как изменились пуговицы со временем?
Долгое время пуговица была декоративным украшением. Как вы думаете, из чего пуговицы изготовляли? Их изготавливали из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер и количество пуговиц на одежде говорило о богатстве человека. Как вы считаете, удобно ли было пользоваться такими пуговицами? (Эти пуговицы были тяжелыми, неудобными в использовании, очень дорогими, их могли приобрести только богатые люди). Простые люди не могли позволить купить такие пуговицы. Как вы думаете, что использовали они?
Шло время, появлялись новые материалы, менялись и пуговицы. Расскажите, как выглядят пуговицы в наше время (описываем форму, цвет, материалы)
Ребята, мы выяснили, какой удивительный путь изменений прошла пуговица. А чтобы проследить этот путь, обратимся к «реке времени».
«Река времени» начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.
- Интересно, а как вы заполните «реку времени»?
Очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени». Вы можете договориться между собой кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность.(Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант как это можно сделать).
Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок
« реки времени».
Дети собирают табл.
Древность
Старина
Настоящее время
(Проверка, трудности)
Посмотрите ребята, какая интересная река времени у нас получилась. В каком времени пуговиц больше? Почему так получилось?
Вы можете представить, какими будут пуговицы в будущем? Из чего их будут изготовлять, как они будут выглядеть?
Я вас приглашаю в мастерскую нарисовать пуговицу будущего.
(Дети рисуют пуговицу, которую представили).
- Кто расскажет про свой рисунок? Расскажи нам о своей пуговице, какого она размера, цвета, формы, из какого материала будет изготовлена твоя пуговица?
Ответы детей
- Ребята, а как вы думаете, где можно разместить ваши рисунки на «реке времени»?
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- А что было самым интересным?
- Трудно вам было представить и нарисовать пуговицу?
- Вы довольны своей работой?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- Вы хотели бы, чтобы у вас в группе была своя коллекция пуговиц. Я хочу вам подарить эти пуговицы, а вы дополните и разнообразите коллекцию
- А еще вы можете забрать нашу «реку времени» к себе в группу, показать своим друзьям.
- У меня еще есть картинки, с которыми вы можете поиграть в группе со своими ребятами.