Интересное в формате ЕГЭ Матреиал к уроку в 11 классе по теме Сложноподчиненное предложение на материале романа М.Шолохова Тихий Дон
Интересное в формате ЕГЭ
Материал к уроку в 11 классе по теме «Сложноподчиненное предложение»( по произведению М.Шолохова «Тихий Дон»)
11 класс
вариант
I Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, укажите вид придаточных.
Улыбаясь и беззвучно шевеля губами Аксинья осторожно переб—рала стебельки без—ме(н,нн)ых голуб—ньких скромных цветов потом перегнулась полне--щим станом что(бы) понюхать и вдруг уловила томит—льный и слад—стный ар—мат ландыша.
И почему(то) за этот короткий миг когда сквозь слезы ра---матривала цветок и вдыхала грус—ный его запах вспомнилась Аксинье молодость и вся ее долгая и бедная радостями жизнь.
Станет (ли) женщина (с)молоду плакать (от)того что за сердце схватит случайное воспоминание?
Ветер снижался падал на доцв—та—щий куст шиповника под которым уснула Аксинья и тогда словно в—пугнутая стая сказ—чных зеленых птиц с тревожным шелестом в—летали листья роняя розовые перья (лепестки).
Осыпа(н,нн)ая пр—завядшимися лепестками шиповника спала Аксинья и не слышала ( н—) угрюм—ватого лесного шума (н--) возобновивш—йся за Доном стрельбы (не) чу—ствовала как ставшее в зенит солнце палит ее (не)покрытую голову.
Задания к тексту
Какую цель ставит перед собой автор этого текста?
К какому выводу приводит автор читателя?
Какой тип речи используется в этом тексте? Аргументируйте ответ.
Из предложения 2 выпишите антонимы.
Из предложения 1,2 выпишите примеры эпитетов.
Укажите художественное средство, использованное в предложении 4
II Выполните тестовые задания.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
А) По привычке Аксинья заглянула в зеркало (1) и (2) хоть в темноте и не видела своего отражения(3) все же поправила волосы.
Б) Они молча, как чужому, кланялись Григорию (1) и (2) когда он проходил мимо(3) только тогда останавливались(4_) и подолгу глядели ему вслед.
В) Подъехал к тому месту(1) где сутки назад переезжал по льду(2) и (3) речка гнала по раздвинувшемуся руслу грязные воды(4) легко кружила на середине отрезок плетня.
Г) Григорий на минуту потерял волка из виду (1) а (2) когда выскочил на бугор(3) то волк мельтешился далеко – далеко.
Д) Григорий(1) обожженный внезапной и радостной решимостью(2) с трудом удержал коня(3) и (4) когда последняя сотня промчалась мимо(5) подскакал к нему.
Е) После того (1) как отступление приостановилось (2) и (3) русско – румынские части вышли из мешка(4) 12 – й полк был снят с позиции.
Ж) За огородом следовали крестьянские избы(1) которые(2) хотя были выстроены врассыпную(3) и не заключены в правильные улицы(4) но показывали довольство обитателей.
З) На полустанке (1) где толпились офицеры(2) и (3) бродили какие – то в серых свитках бритые люди(4) разговаривали на чужом, непонятном языке.