Урок по географии для 9 класса «Поволжье. Геогафическое положение. Этапы формирования. Река Волга»


Тема урока:
Поволжье. Географическое положение.
Этапы формирования. Проблемы реки Волги.
Разработала: учитель географии
МОУСОШ №2 р.п. Колышлей
Демьянова Н.Б.

Цели урока:
а) образовательные. Сформировать знания о Поволжском экономическом районе, показать особенности и отличительные черты района, совершенствовать умения работать по типовому плану, анализировать статистические данные, выполнять практические задания по контурной карте, показывать объекты номенклатуры. Сформировать у учащихся представление о значении Волги для жителей России, о проблемах, связанных с использованием ресурсов Волги и о возможных путях решения.
б) развивающие. Создать условия для развития исследовательской деятельности, продолжить формирование умение учащихся отбирать информацию, доказывать свою точку зрения, развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать учебный материал.
в) воспитательные. Способствовать формированию правильной жизненной позиции по отношению к вопросам природоохранной деятельности.

Оборудование:
Физическая карта России, атласы 8 и 9 класс, интерактивная карта «Поволжский экономический район».

Ход урока
Изучение нового материала
ПЭР. Какие возникают ассоциации?
Ответы детей.
По обеим сторонам величайшей реки Русской равнины, одной из крупнейших рек Европы – Волги, расположилось Поволжье. Экономический район находится в среднем и нижнем течении Волги.
Работа с атласом. Определить состав района.
Работа с интерактивной картой. Написать субъекты района на карте.
Проверка знаний.
Задание:
Оценить ЭГП Поволжья, определить отличительные черты и сделать вывод.
План характеристики ЭГП района
Положение района на территории государства (окраинные, пограничные, центральные). Число и назначение пограничных государств.
Экономическое окружение (соседние районы).
Приморское или внутриконтинентальное положение, наличие выхода к морям и океанам.
Положение относительно крупнейших теплоэнергетических и сырьевых баз.
Положение по отношению к транспортным магистралям.
Изменение ЭГП района.
Выводы о возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.
Беседа по плану.
Выводы (на экране):
Главной осью Поволжья является Волга.
Волга – связующее звено республик и областей района и районов Европейской части. Субъекты «нанизаны» на Волгу как бусинки на нить.
Район вытянут с севера на юг, а это значит климатические условия севера и юга различны.
Поволжье находится между индустриальными ядрами России – Центральной Россией и Уралом.
Поволжье – приграничный район. Он имеет «прозрачную» границу с Казахстаном (из Средней Азии и Казахстана - наркотики).
Сосед на юге Северный Кавказ (нестабильный регион с беженцами и вынужденными переселенцами).
Транспортное положение района благополучно:
судоходная река;
транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с запада на восток (в широтном направлении) и вдоль Волги с севера на юг (Поволжье железная дорога). По Волге выход в моря – Азовское (Черное, Каспийское).
Итак, ЭГП очень выгодное.
А каким же образом складывался Поволжский экономический район?
Этапы формирования (работа с тетрадью)
1 этап
До присоединения Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств к России Волга использовалась как транспортная река (торговля) не очень интенсивно.
2 этап
ХVII-ХVIII века. Присоединение этих ханств к России Астрахань становится главным южным портом. В конце ХVI века между Казанью и Астраханью примерно на равных расстояниях друг от друга (450 км) возникают города Самара, Саратов, Царицын.
На карте определить, что это за города.
В 1760 году в Заволжье были переселены несколько десятков тысяч немцев-колонистов. Центрами их территорий стали Покровская Слобода – ныне Энгельс и Екатериненштад – ныне Маркс.
3 этап
ХIХ начало ХХ века Поволжье становится крупным районом производства товаров зерна и мукомольной промышленности. Начинается колонизация Заволжья, не помещичья, а крестьянская. Усиливается транспортное значение Волги, которая становится «главной улицей России». По ней перевозят не только зерно, но и нефтяные грузы, лес.
4 этап
30-40 гг. ХХ века. Индустриализация в годы довоенных пятилеток, например, строительство тракторного завода в г. Волгограде. Эвакуация оборонных предприятий в 1941-1942 гг. изменили профиль Поволжья, из аграрного в промышленный. А также Поволжье становится милитаризованным районом. ВПК в Казане, Ульяновске, Самаре, Саратове, Волгограде.
5 этап
Послевоенный. 50-60 гг. ХХ века. Завершается строительство крупных ГЭС: Волгоградской, Саратовской (с плотиной у Балаково), Самарской (с плотиной у Тольятти), а позже и Чебоксарской. Поволжье становится на два десятилетия главным районом нефтедобычи и нефтепереработки, что еще больше усложнило структуру хозяйства. И в результате интенсивной хозяйственной деятельности появились проблемы, связанные с рекой Волгой.
6 этап
Современный (рассмотрим на уроке «Хозяйство Поволжья»)
Итак, ребята, вы видите, что вся жизнь Поволжского района связанна с великой русской рекой Волгой. Волгой-матушкой, как её называют.
Волга, необъятная, родная.
Песенная русская река.
Глянешь – ни конца ей и ни края,
В синей дымке тонут берега.
Волга, Волга! Труженица Волга…
Мимо баржи нефтеналивной
Проплывают долго, долго, долго
Теплоходы друг за другом чередой.
Значение Волги велико.
Волга – главная транспортная магистраль России. На нее проходится 70% грузооборота речного транспорта России. По каналам Волга связана с пятью морями.
На Волгу приходится более 20% электроэнергии, производимой на ГЭС в России.
Волго-Камские водохранилища – важнейшие источники снабжения водой городов Волги.
Волга и ее водохранилища – места массового отдыха, туризма и спорта.
Вопрос: В чем же состоит проблема экологии Волги? А главное, как можно её решить?
Сообщение учащихся.
В результате строительства ГЭС и водохранилищ затоплено 96 городов, 2500 сел и деревень, 700 монастырей, 60000 церквей. Только на дне Рыбинского водохранилища находится древний город Молога с дворцовым посадом XVIIв., 700 сел, древнерусская ярмарка, леса, сотни тысяч гектаров плодородной пашни, заливные луга.
Волжские плотины – «тромбы» - закупорили реку. До строительства плотин вода из Рыбинска до Волгограда доходила за 50 дней, в половодье за 50 суток, сейчас – за 400-500 суток. Самоочищаемость Волги снизилась в десятки раз, вода стала застойной.
Наблюдается резкое ухудшение условий воспроизводства ценных видов рыбы. За последние 30 лет вылов леща сократился в 45 раз, воблы в 8 раз, сельди в 16 раз, судака в 24 раза. Площадь нерестилищ для осетровых снизилась в 8 раз и составляет 450 га.
Высокий уровень грунтовых вод в прибережных районах привел к тому, что около 600 тыс.га земель подтоплено, засолено, заболочено. Однако в Калмыкии около 50 тыс.га опустынено.
В волгу впадает 2600 рек, 150 тысяч ручьев и речушек, которые несут 23 млрд. кубометров неочищенных стоков и 300 млн. т твердых отходов, что в 8 раз больше среднего по стране.
Великая река «заминирована» ядерными зарядами замедленного действия. В бассейне Волги находятся АЭС: Татарская, Костромская.
Поволжье стало химическим комплексом смерти: Дзержинск, Новочебоксарск, Чапаевск, Волгоград, Ульяновск. ПДК некоторых веществ превышена более чем в 60 раз. В этом регионе самая высокая детская смертность. Заболеваемость раком в 20 раз выше средней в связи с употребление некачественной воды. По мировым стандартам волжская вода непригодна даже для стирки.
Ребята, вы прослушали информацию об экологии Волги.
Вопрос: Какие можно выделить проблемы, в связи с хозяйственной деятельностью человека?
Обсуждение в классе.
А теперь подумаем, как решить эти сложные проблемы.
Предложения детей.
Результаты обсуждения оформляется в виде таблицы.
Проблемы Волги и пути их решения
Проблемы Пути решения
Загрязнение водного и воздушного бассейна реки. Разработка правовых норм по охране окружающей среды.
Уменьшение антропогенной нагрузки в бассейне Волги.
Ужесточение контроля за работой очистных сооружений.
Экологическое воспитание населения.
Заболачивание, засоление, опустынивание и эрозия земель в бассейне реки.
Проведение мелиоративных работ.
Лесонасаждение, особенно в Нижнем Поволжье.
Истощение рыбных запасов реки. Рыборазведение и восстановление рыбных запасов.
Создание заповедных зон.

Заключение
Мы видим, что природа мстит человеку. К сожалению, правительство и гос. органы не сумели предвидеть возникновение хозяйственных и экологических проблем и сложность их решения в бассейне Волги.
Хотим мы или нет, но вынуждены признать, что будущее у человечества может быть только в том случае, если оно найдет способы быть в равновесии с природой.
Взгляни на то, что смято, сметено
В очередном разбое или раже,
Не утешай себя, что все равно
Природа никому о том не скажет.
Она не скажет, да… Но не простит!
И час настанет: лично ли, заочно –
Она тебе жестоко отомстит,
А не тебе – так сыну. Это точно.
С. Викулов.
Итоги урока
Оценки учащимся.
Домашнее задание: а) параграфы 38, 40;
б) сообщения о городах Поволжья.