Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
(в подготовительной группе)
«Путешествие за сокровищами»
подготовила
учитель-логопед
Махмудова З.А.
г. Покачи
2015г.
Цели и задачи занятия
Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность
Оборудование: проектор, компьютер, игрушка – капитан, штурвал, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, картинки, клей, камешки или пуговицы)
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
Психогимнастика
Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
(Дети встают вместе с логопедом в круг)
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом
Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал давайте отгадаем, кто же это?
Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов-картинок. (коляска, автобус, попугай, иголка, танк, ананас, ножницы – «КАПИТАН»)
Капитан: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?
Дети: Да.
Капитан: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом - выдох ртом)
Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»
Введение в тему. Кораблик приплыл на остров Звуков.
Характеристика звука.
Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)
Лодка плыла по волнам.
Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)
Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.
Логопед: Еще он какой?
Дети: Твердый, звонкий.
Логопед: Можем плыть дальше.
Основная часть.
Логопед: Итак, мы приблизились к острову Перемен.
Задание на развитие фонематического восприятия
Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Логопед: Замените первую букву в слове на букву Л.
..
Логопед: Ребята, а что такое звуки?
Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим
Логопед: А где живет звук Л? (в букве Л)
Логопед: Ребята, скажите, на что похожа эта буква? (Ответы детей)
Развитие мелкой моторики
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из камней (песка, пуговиц, морской соли), на берегу моря.
Логопед: Ребята, а что Вы сейчас печатали? (букву Л)
Логопед: А чем буква отличается от звука? (Буквы – мы видим и пишем).
Молодцы! Отправляемся в путь дальше.
Логопед: Ребята, вот мы и приплыли на остров Цветов.
Игра “Собери цветы”.
Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Ребята, здесь нас ждет новое испытание, вам нужно разделиться на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова.
Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.
Логопед: Ребята, а сейчас мы приплыли на остров Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание.
Закончить предложение словами-неприятелями
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
Пушинка легкая, а камень - . (тяжелый)
Летом погода жаркая, а зимой - . (холодная)
Соль соленая, а сахар - (сладкий)
Суп горячий, а компот - (холодный)
Заяц трусливый, а лев - . (смелый)
У лисы хвост длинный, а у зайца короткий
Лужа мелкая, а река (глубокая)
Волшебница добрая, а колдунья (злая).
(Дети произносят предложения и проходят по ребристому мостику)
Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки».
Остров Физминутки
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Задание на чтение слогов
Цель: Отработка навыка послогового чтения.
Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги, которые у вас в руках
(ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ).
Дети читают слоги.
Остров Слов
Звуковой анализ слова.
- Посмотрите-ка ребята, что это здесь. (Солнце). Какое выражение лица у солнышка? (удивленное).
- Здесь новый конверт с заданием. Надо расшифровать слово по слогам. (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Из первого слова возьмите 1 слог, со второго 2 слог. Какое слово получилось? (ВОЛНЫ)
- Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают)
- Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два).
- Давайте, ребята, возьмем по лучику и выложим схему этого слова. (Дети работают с фишками).
- Дети дают характеристику звукам.
(Поднять вверх лучики, чтобы показать гостям правильность выполнения задания)
Логопед: Какие Вы молодцы! Теперь наше солнышко стало каким? (Веселым)
Наш корабль плывет дальше. На горизонте остров «Пальчиковой гимнастики»
Предлагаю всем отдохнуть и размять пальчики.
«РЫБЫ»
Плыли, плыли осьминожки,
Опустились на дорожку,
Быстро, быстро побежали
И три ножки потеряли.
Но зато осталось пять –
Можно всё пересчитать!
Резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка.
Поставить подушечки пальцев на колени.
Пальцы бегают по коленям.
На слово «пять» показать раскрытые ладони.
Поочерёдно загнуть снова все пальцы в кулак.
Итог
Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в сундуке. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.
Капитан: Я вспомнил, у меня же есть ключик, только я не знал от чего он.
(Дети раскрывают сундук, находят там угощения)
- Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.
- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»
- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
- С каким звуком и буквой мы путешествовали?
- Где мы с вами побывали?
- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.
ЛА
ЛО
ЛЫ
ЛИ
УЛ
ОЛ
ЛУ
ИЛ
АЛ
Лодка плыла по волнам.
Остров Физминутки
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Плыли, плыли осьминожки,
Опустились на дорожку,
Быстро, быстро побежали
И три ножки потеряли.
Но зато осталось пять –
Можно всё пересчитать!
Резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка.
Поставить подушечки пальцев на колени.
Пальцы бегают по коленям.
На слово «пять» показать раскрытые ладони.
Поочерёдно загнуть снова все пальцы в кулак.
15