Рабочая программа кружка Экология растений


Классный час на тему
«Первая мировая война великая и забытая
(1914–1918 ГГ.)»
Подготовила учитель МБОУ СОШ №13 Герасимова С.СИ воистину светло и свято,
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и снова жнущих,
Ныне, Господи благослови.
Н.Гумилев.
Цель:
воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам – «солдатам  Первой мировой войны».
воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.
воспитывать учащихся в духе благодарности к ветеранам фронта и тыла, ко всем, кому мы обязаны сегодня независимостью и мирной жизнью;
довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства.
 затронуть  современную обстановку в горячих точках.
Обучающие: дать начальные сведения о. Первой мировой войне, способствовать осознанию понятий «героизм и подвиг» на примерах некоторых исторических фактов, адаптированных к возрасту учащихся.
.
Ход классного часа:
Вводное слово учителя.
1 сентября 2014 года во всех школах будет проведен Всероссийский открытый урок, посвященный 100-летию Первой мировой войны, в котором примут участие многие известные люди страны, государственные, общественные и культурные деятели.
Главная цель Всероссийского открытого урока – просветительская. Мы уделяем этому событию большое внимание
Почти 100 лет назад в мировой истории произошло событие, перевернувшее все мироустройство, захватившее в водоворот боевых действий чуть ли не половину мира, приведшее к развалу могущественных империй и, как следствие, к волне революций – Великая война. В 1914 году Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну, в жестокое противостояние на нескольких театрах боевых действий. В войну ознаменованную применением химического оружия, первым масштабным применением танков и авиации, войну с огромным количеством человеческих жертв. Исход этой войны стал трагичным для России - революция, братоубийственная гражданская война, раскол страны, утрата веры и тысячелетней культуры, раскол всего общества на два непримиримых лагеря. Трагическое крушение государственной системы Российской империи перевернуло вековой уклад жизни всех без исключения слоев общества. Череда войн и революций, подобно взрыву колоссальной мощности, разбила мир русской материальной культуры на миллионы осколков. История этой катастрофической для России войны, в угоду идеологии воцарившейся в стране после Октябрьской революции рассматривалась как исторический факт и то, как война империалистическая, а не война «За веру, Царя и Отечество».
И сейчас наша задача - возрождения и сохранения памяти о Великой войне, о ее героях, о патриотизме всего русского народа, о его моральных и духовных ценностях, и его истории.
Четыре года продолжалась. Первая мировая война. Вот её основные характеристики (данные записаны на доске):
продолжительность – 1554 дня;
число стран-участниц – 38;
состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран: Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;число государств, на территории которого походили военные действия –14;
численность населения стран-участниц войны- 1050 млн. человек (62% населения планеты).
Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4 года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.
Характеристика войн.
Международная обстановка в регионе накануне войны.
Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
Воюющие страны или группировки стран.
Цели сторон.
Соотношение сил воюющих сторон.
Ход военных действий (по этапам):а) планы сторон в начале каждого этапа;б) основные сражения и события;в) военные и политические итоги этапа.
Характер войны.
Герои и полководцы.
9. Условия мирного договора (капитуляции).
10. Военные и политические итоги.
План объяснения материла
Причины войны. Повод победы к началу военных действий. Хронологические рамки.
Вопрос разбирается в форме беседы.
Цели сторон.
Германия - Стремилась установить мировое господство Австро-Венгрия Контроль над Балканами => контроль над движением судов в Адриатическом море => поработить славянские страны. Англия. Стремилась захватить турецкие владения, а так же Месопотамию и Палестину с их нефтяными владениями Франция. Стремилась ослабить Германию, вернуть Эльзас и Лотарингию (земли) ; захватить угольный бассейн, претендует на роль гегемона в Европе. Россия. Стремилась подорвать позиции Германии и обеспечить себе свободный проход через пролив Васбор и Дарданелл в средиземном море. Усилить влияния на Балканах (путем ослабления влияния Германии на Турцию) . Турция Стремилась оставить под своим влиянием Балканы, захватить Крым и Иран (сырьевая база) . Италия Господство на Средиземном море и Юге Европы. 
III. Ход военных действий.
28 июля 1914 года произошло событие, перевернувшие весь мир- Австро-Венгрия объявила войну  Сербии, а спустя всего три дня Германия официально вступила в конфликт с Россией. С этих событий началась Первая мировая война, которая осталась одним из самых значимых событий XX век.
Происхождение и начало великой войны
Вступая во второе десятилетие XX века, европейское общество находилось в тревожном состоянии. Обширные слои его испытывали крайнюю тягость военной повинности и военных налогов. Было выяснено, что к 1914 году расходы крупных, держав на военные нужды доросли до 121 , миллиардов, причем они поглощали около 1/12 всего дохода, получаемого от богатства и работа населения культурных стран. Европа хозяйничала явно в убыток себе, обременяя расходом на истребительные средства все другие виды заработка и прибыли. Но в то время, когда, казалось, большинство населения всеми силами протестует против возрастающих требований вооруженного мира, известные группы желали продолжения или даже усиления милитаризма. Таковы были все поставщики на армию, флот и крепости, железоделательные, сталелитейные и машинные заводы, выделывавшие орудия и снаряды, занятые в них многочисленные техники и рабочие, а также банкиры и владетели бумаг, кредитовавшие правительство при снаряжении. Мало того, руководители этого вида промышленности в такой мере вошли во вкус громадных барышей, что стали добиваться настоящей войны, ожидая от неё еще больших заказов.
Весной 1913 года депутата рейхстага Карл Либкнехт, сын основателя социал-демократической парии, разоблачил происки сторонников войны. Оказалось, что фирма Круппа систематически подкупает служащих в военном и морском ведомствах, чтобы узнавать тайны новых изобретений и привлекать к себе заказы правительства. Оказалось, что французские газеты, подкупленные директором немецкой ружейной фабрики Гонтардом, распространяли ложные слухи о французских вооружениях, чтобы вызвать у германского правительства желание приняться за новые и новые вооружения в свою очередь. Выяснилось, что есть международные компании, которые извлекают выгоду из поставок оружия различным государствам, даже враждующим между собой.
Под давлением тех же заинтересованных в войне кругов правительства продолжали свои вооружения. В начале 1913 г. почти во всех государствах произошло увеличение кадров действующей армии. В Германии решили довести цифру до 872.000 солдат, причем рейхстаг дал на содержание прибавочных частей единовременный взнос в 1 миллиард и ежегодный новый налог в 200 миллионов. По этому поводу в Англии сторонники воинственной политики заговорили о необходимости ввести всеобщую воинскую повинность для того, чтобы Англия могла сравняться с сухопутными державами. Особенно трудно, почти мучительно было в этом вопросе положение Франции вследствие крайне слабого роста населения. Между тем как во Франции от 1800 до 1911 года население повысило лишь с 27,5 милл. до 39,5 милл., в Германии за тот же срок оно поднялось с 23 милл. до 65. При таком сравнительно слабом приросте Франция не могла угнаться за Германией в размерах действующей армии, хотя забирала 80% призывного возраста, тогда как Германия ограничивалась лишь 45%. Господствующее во Франции радикалы, в согласии с консерваторами-националистами, видели только один исход — заменить двухлетнюю службу, введенную в 1905 г., трехлетней; при этом условии можно было довести число солдат под ружьем до 760.000. Для того, чтобы провести эту реформу, правительство старалось подогреть воинственный патриотизм; между прочим, военный министр Миллиран, бывший социалист, устраивал блестящие парады. Протестовали против трехлетней службы социалисты, большие группы рабочих, целые города, напр., Лион. Сознавая, однако, необходимость принять меры в виду грозящей войны, поддаваясь общим опасениям, социалисты предлагали ввести общенародную милицию, разумея поголовное вооружение при сохранении гражданского характера армии.
Нетрудно указать непосредственных виновников и организаторов войны, но очень нелегко описать её отдаленные основания. Они коренятся прежде всего в промышленном соперничестве народов; сама индустрия выросла из военных захватов; она осталась беспощадной завоевательной силой; там, где ей нужно было создать себе новый простор, она заставляла работать для себя оружие. Когда сложились в её интересах военный громады, они сами сделались опасными орудиями, как бы вызывающей силой. Нельзя безнаказанно держать громадные военные запасы; машина становится слишком дорогой, и тогда остается только одно — пустить её в действие. В Германии, вслeдствие особенностей её истории всего больше накопилось военных элементов. Надо было найти служебные места для 20 слишком королевских и княжеских фамилий, для прусского землевладельческого дворянства, надо было дать исход оружейным заводам, надо было открыть поле для приложения германских капиталов на заброшенном мусульманском востоке. Заманчивой задачей представлялось также экономическое завоевание России, которое немцы хотели облегчить себе её политическим ослаблением, отодвинув ее вглубь от морей за Двину и Днепр.
Осуществить эти военно-политические планы взялись Вильгельм II и эрцгерцог Франции Фердинант, наследник престола Австро-Венгрии. Стремлению последней укрепиться на Балканском полуострове немалое препятствие представляла самостоятельная Сеpбия. В экономическом отношении Сербия вполне зависела от Австрии; теперь на очередь было поставлено уничтожение её политической самостоятельности. Франц Фердинанд предполагал присоединить Сербию к сербско-хорватским провинциям Австро-Венгрии, т.е. к Боснии и Кроации в качестве удовлетворения национальной идеи он придумал создать в пределах государства Великую Сербию на равных правах с двумя прежними частями, Австрией и Венгрией; держава от дуализма должна была перейти к триализму. В свою очередь, Вильгельм II, пользуясь тем, что дети эрцгерцога были лишены права на престол, направлял мысль его на создание себе самостоятельного владения на востоке посредством захвата у России Черноморья и Приднестровья. Из польско-литовских губерний, а также прибалтийского края предполагалось создать еще одно государство в вассальной зависимости от Германии. В предстоящей войне с Россией и Францией Вильгельм II надеялся на нейтралитет Англии в виду крайнего нерасположения англичан к сухопутными действиями и слабости английской армии.
Ход и особенности великой войны
Взрыв войны ускорился благодаря убийству Франца Фердинанда, которое произошло при посещении им Сараево, главного города Боснии. Австро-Венгрия воспользовалась случаем, чтобы предъявить всему сербскому народу обвинение в проповеди террора и потребовать допущения австрийских чиновников на территорию Сербии. Когда в ответ на это и для защиты сербов, Россия начала мобилизацию, Германия немедленно объявила войну России и начала военные действия против Франции. Все делалось германским правительством с необыкновенной поспешностью. Только с Англией Германия пыталась договориться относительно оккупации Бельгии. Когда английский посол в Берлине сослался на договор о нейтралитете Бельгии, канцлер Бетман-Хольвег воскликнул: «но ведь это — клочок бумаги!»
Занятием Бельгии Германия вызвала объявление войны со стороны Англии. План германцев состоял, видимо, в том, чтобы разгромить Францию и затем обрушиться со всеми силами на Россию. В короткий срок была захвачена вся Бельгия, и германская армия заняла северную Францию, двигаясь на Париж. В большом сражении на Марне французы остановили наступление германцев; но последующая попытка французов и англичан прорвать германский фронт и выбить германцев из пределов Франции не удалась, и с этого времени война на западе приняла затяжной характер. Германцы возвели во всю длину фронта от Северного моря до швейцарской границы колоссальную линию укреплений, которая упразднила прежнюю систему изолированных крепостей. Противники обратились к тому же способу артиллерийской войны.
Сначала война велась между Германией и Австрией, с одной стороны, Россией, Францией, Англией, Бельгией и Сербией — с другой. Державы тройственного согласия установили между собою договор о том, чтобы не заключать сепаратного мира с Германией. С течением времени на той и другой стороне появились новые союзники, и театр войны крайне расширился. К тройственному соглашению примкнули Япония, Италия, отделившаяся от тройственного союза, Португалия и Румыния, а к союзу центральных государств — Турция и Болгария.
Военные действия на востоке начались по большому фронту от Балтийского моря до островов Карпат. Действия русской армии против германцев и особенно австрийцев сначала были успешны и повели к занятию большей части Галиции и Буковины. Но летом 1915 г., вследствие недостатка в снарядах, русские должны были отступить. Последовало не только очищение Галиции, но и занятие германскими войсками царства Польского, литовских и части белорусских губернии. Здесь также установилась с обеих сторон линия неприступных укреплений, грозный непрерывный вал, за который ни один из противников не решался переступать; лишь летом 1916 г. армия генерала Брусилова продвинулась в угол восточной Галиции и несколько изменила эту линию, после чего опять определился неподвижный фронт; с присоединением к державам согласия Румыния, он удлинился до Черного моря. В течение 1915 года по мере вступления в войну Турции и Болгарии, открылись военные действия в Передней Азии и на Балканском полуострове. Русские войска, заняли Армению; англичане, продвигаясь от Персидского залива, вели бои в Месопотамии. Английский флот безуспешно пытался пробиться через укрепления Дарданелл. После этого англо-французские войска высадились в Салониках, куда была перевезена морем сербская армия, вынужденная предоставить свою страну захвату австрийцев. Таким образом, на востоке колоссальный фронт протянулся от Балтийского моря до Персидского залива. В то же время армия, оперирующая от Салонников, и итальянская силы, занявшие входы к Австрии у Адриатического моря, составили южный фронта, значение которого в том что он отрезает союз центральных держав от Средиземного моря.
Одновременно происходили большие бои на море. Более сильный британский флот уничтожил появившийся в открытом море эскадры германцев и запер остальную часть германского флота в гаванях. Этим достигнута была блокада Германии и обрезан подвоз ей морем припасов и снарядов. Вместе с тем Германия потеряла все свои заокеанические колонии. Германия ответила атаками подводных лодок, истребляющих как военные транспорт, так и торговые пароходы противников.
До конца 1916 года Германия и её союзники удерживали в целом перевес на суше, тогда как державы согласия сохраняли господство на море. Германия заняла всю полосу земель, которую она наметила себе в плане «Центральной Европы» — от Северного и Балтийских морей через восточную часть Балканского полуострова, Малую Азию до Месопотамии. Она имела за себя сосредоточенное положение и возможность, пользуясь превосходной сетью сообщений, быстро перебрасывать свои силы на угрожаемые противником места. С другой стороны, её невыгода заключалась в ограничении средств питания вследствие обрезанности от остального Мира, тогда как противники пользовались свободой морских передвижений.
Война, начавшаяся в 1914 году, своими размерами и ожесточенностью далеко превосходит все войны, которые когда-либо велись человечеством. В прежних войнах выступали лишь действующие армии только в 1870 г., чтобы одолеть Францию, германцы применили кадры запасных. В великой войне нашего времени действующие армии у всех народов составили лишь небольшую часть, одну весомую или даже одну десятую всего состава мобилизованных сил. Англия, имевшая войско в 200—250 тысяч добровольцев, ввела у себя во время самой войны всеобщую воинскую повинность и обещала довести цифру солдат до 5 миллионов. В Германии взяты были не только почти все мужчины призывных возрастов, но также юноши 17—20 лет и пожилые люди за 40 и даже за 45 лет. Количество людей, призванных под ружье, во всей Европе дошло, может быть, до 40 миллионов.
Соответственно велики и потери в битвах; никогда еще так мало не щадили людей, как в эту войну. Но самой поразительной её чертой является преобладание техники. На первом месте в ней машины, летательные аппараты, бронированные автомобили, колоссальные орудия, пулеметы, удушливые газы. Великая война — по преимуществу инженерное и артиллерийское состязание: люди закапываются в землю, создают там лабиринты улиц и поселков, а при штурме укрепленных линий забрасывают противника невероятным количеством снарядов. Так, во время нападения англо-французов на германские укрепления у р. Соммы осенью 1916 г., с обеих сторон в несколько дней было выпущено до 80 милл. снарядов. Кавалерия совсем почти не применяется; да и пехоте очень мало дела. В подобных боях решает тот из противников, кто обладает лучшим снаряжением и большим количеством материала. Германия выигрывает перед противниками своей военной подготовкой, происходившей в течение 3—4 десятилетий. Необыкновенно важно оказалось и то обстоятельство, что с 1870 г. в её обладании была богатейшая страна железа Лотарингия. Своим быстрым натиском осенью 1914 года германцы предусмотрительно завладели двумя областями железного производства, Бельгией и остальной частью Лотарингии, находившейся еще в руках Франции (вся Лотарингия дает половину общего количества производимого Европой железа). Германия владеет также громадными залежами угля, необходимого для обработки железа. В этих обстоятельствах заключено одно из главных условий устойчивости Германии в борьбе.
Другой особенностью великой войны является её беспощадный характер, повергающий культурную Европу в глубину варварства. В войнах XIX в. не трогали мирного населения. Еще в 1870 г. Германия объявила, что сражается только с французской армией, но не с народом. В современной войне Германия не только безжалостно забирает все запасы у населения захваченных территорий Бельгии и Польши, но оно само сведено на положение каторжных невольников, которые сгоняются на самые тяжелые работы по возведению укреплений для своих победителей. Германия ввела в бой турок и болгар, и эти полудикие народности принесли свои жестокие нравы: они не берут пленных, истребляют раненых. Как бы ни кончилась война, европейские народы будут иметь дело с запустением огромных пространств земли и упадком культурных привычек. Положение трудящихся масс будет тяжелее, чем оно было до войны. Тогда европейское общество покажет, достаточно ли в нем сохранилось искусства, знания и мужества для возрождения глубоко расстроенного уклада жизни.
IV. Итоги войны.
Учащиеся делают выводы об итогах войны.
По вашему мнению, какие бы  3 фактора полностью изменили облик войны:
Использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых;
Храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь;
Изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной;
Пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.
Первая мировая война повлияла на психологию и привычки людей, не случайно поколение участников войны было названо «потерянным». Она сделала людей более терпимыми к насилию. Потребности военного времени, необходимость регулирования экономики расширили функции государства, поставили его над обществом. Война не разрешила многие старые противоречия и посеяла зёрна будущих военных конфликтов.
«Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной цивилизации» (немецкий историк В. Дайест.)
И в заключении, хочется всем пожелать:
Мир в каждом доме, в каждой стране
Мир – это жизнь на планете.
Мир – это солнце на нашей Земле
Мир нужен взрослым и детям!
Мир – это лучшее слово на свете.
Взрослые к миру стремятся и дети,
Птицы , деревья , цветы на планете.
Мир-это главное слово на свете!
Используемая литература:
1. Зайончковский А.М. Первая мировая война
2. http://www.simvolika.org/project03.htm
3. http://www.firstwar.info/battles/index.shtml?12
4. http://to-name.ru/historical-events/1-mirovaja-vojna.htm