НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема «Звуки З и Зь . Буква З».


НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
Тема «Звуки З и З . Буква З».
Цель: Познакомить детей со звуками З и З , буквой З.
Задачи:
- Формировать зрительный гнозис:закрепитьудетейзнаниябуквалфавита, совершенствоватьнавык«печатания».
- Закреплять умение детей давать характеристику гласным и согласным звукам, с опорой на схему и без нее;
- Отрабатывать навыки звукового анализа и синтеза слов;
- Закреплять знания детей о понятии «звук», «гласные-согласные», «согласные: глухие – звонкие, твердые-мягкие»;
- Совершенствовать умение детей правильно определять место звука в слове;
- Развивать фонематический слух и восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику, зрительное восприятие, логическое мышление, творческое воображение;
- Формировать коммуникативную, деятельностную, познавательную, здоровьесберегающую компетентности воспитанников.
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества, положительное отношение к педагогу и друг другу.
Оборудование: Демонстрационный материал. Предметные картинки: зонт, змея, остров, носорог, тыква. Касса букв. Схема звуков (бусинок).
Раздаточный материал. Карточки с зашумленными буквами. Картинки (6 штук) со звуками З и З . Рабочие тетради. Дидактическая игра «Кораблик» (на мачтах флажки со слогами: зи-ма, ко-за, ро-за, за-мок, Зи-на, та-зик, Ли-за, ва-за.)
Ход деятельности:
Организационный момент.
Логопед: Сегодня одна буква хочет с нами отметить день рождения. Хотите побывать на день рождении у буквы? Но я пока её не вижу, поэтому предлагаю не грустить, а поиграть!
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю вас играть! Ребята, я предлагаю вам вспомнить с какими буквами мы уже знакомы, и поиграть в интересную игру, она называется «Узнай и прочитай букву». Детям предлагаются карточки с зашумленными буквами.
- Молодцы ребята, все справились с заданием.
Основная часть.
Я думаю, что наша именинница просто прячется от нас. Давайте её поищем. Может она прячется в названии вот этой картинки?
_ Прочитайте слово по первым звукам в названии картинок (змея, остров, носорог, тыква - зонт) и составьте слово отгадку. Правильно – это зонт. Ребята, а мы можем составить это слово из букв? (Ответ детей: Нет, потому что мы не знаем букву З).
- Вот и пришло время познакомиться с именинницей! Может быть кто то знает эту букву и найдет её? (Если дети не знают, то сама выставляю букву.) Вам понравилась буква З? На что она похожа? В какую сторону смотрит буква? (влево.) Я знаю стихотворение про букву З.
- Давайте поближе познакомимся с ней! Догадайтесь какие звуки живут в этой букве? (Звуки З и З ). Расскажите о них! (звук З – согласный, звонкий, твердый; звук З – согласный, звонкий, мягкий). Хотите поиграть со звуками?
Дидактическая игра «Выбери картинку». Предлагаю выбрать картинки:
Со звуком З в начале слова;
Со звуком З в середине слова;
Со звуком З в начале слова;
Со звуком З в середине слова.
Расставить картинки в соответствии со схемой (бусами: синяя, синяя, зеленая, зеленая, синяя, синяя бусинки).Физминутка. Выбор по желанию детей.
Логопед: Наша именинница любит, когда её пишут в тетради. Выполним её желание, напишем в тетради?
Работа в тетради:
Задание «Продолжи ряд» - печатание буквы по образцу.
«Слова бежали, букву З потеряли». Вставить букву З в слова, прочитать их.
Определить количество слогов в словах и соединить их линиями с цифрой, которая обозначает такое количество слогов.
А теперь наша именинница хочет покататься на корабликах. Поиграем в игру «Кораблики»?
Посмотрите, на ваших корабликах рассыпались слова и перепутались слоги и буква З отказывается на них плыть. Давайте соберем слова из слогов на мачтах и прочитаем с какими словами поплывет в путешествие буква З.
Заключительная часть.
А на прощание давайте еще раз вспомним все про букву З (согласная, звонкая и обозначает два звука З и З ).
На день рождения принято дарить подарки именинникам, предлагаю подарить ей наше настроение. Достаньте смайлики и подарите ей тот смайлик, который соответствует вашему настроению!