Конспект урока. Согласные звуки [ д ] [ д*], буква д. Строчная буква д.


Этапы урока
Дидактическая задача каждого этапа урока Содержание этапа Планируемые результаты этапа урока ЦОР
Деятельность учителя Деятельность учащихся I. Мотивация
(самоопределение к учебной деятельности)

Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать детей на урок. Приветствие учащихся.
-Улыбнемся друг другу, дети!
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
– Проверим готовность к уроку.
Приветствуют учителя и друг друга.
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Личностные:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Регулятивные: подготовка к уроку. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиСлайд 1
На слайде
«Урок обучения грамоте»
II.Актуализация и фиксация затруднений.
На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. - Ребята, вы любите играть?
-Сейчас мы будем играть в игру «Полянка». На доске полянка цветов с буквами. Помогите бабочке сесть на цветы с согласными буквами
( соединить бабочку и согласные буквы). При этом каждому согласному звуку надо дать характеристику по знакомому вам алгоритму.
Вспомните, чем звук отличается от буквы?
-Что вы заметили?
-Почему эти буквы не соединены с бабочкой?
-Чем гласные звуки отличаются от согласных?
-Что вы еще заметили на поляне?
-Да. На поляне поднялся сильный ветер и буква улетела.
- Как вы думаете, какая буква улетела?
-Давайте проверим ваши предположения. Отвечают на вопрос учителя.
Слушают и запоминают учебную задачу.
По одному выходят к доске и соединяют бабочку с согласными звуками. Дают характеристику согласным звукам.
Называют отличия звуков и букв.

Дети отвечают, что остались лишние буквы.
Дети отвечают, что это гласные.
Перечисляют признаки гласных и согласных звуков.
Дети отвечают, что на одном цветке нет буквы.

Предположения детей. Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя.
Предметные:
-давать характеристику звукам;
-вспомнить отличия звуков и букв;
-вспомнить признаки гласных и согласных звуков. Слайд 2
Цветы с
гласными, согласными
буквами,
пустой
цветок,
бабочка.
III.Выявление места и причин затруднения.
На основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемы, выявить и определить причину затруднения, подвести к теме урока.
-Рассмотрите изображение. Как вы думаете, что это?
-Давайте проверим ваши предположения.( по щелчку мыши появляются изображения)
Это… (облака)
Это….(дом).
Из трубы идет….(дым).
У дома сидит…(дед).
Около дома растет…(дуб).
В дубе есть….(дупло).
У дупла…(дятел).
К дому ведет…..(дорожка).
-Закройте глаза и назовите все предметы, которые нам понадобились для создания этой картины.
-Кто догадался, почему я приготовила вам эту картинку и мы назвали именно эти слова?
-Значит, какая тема нашего урока?
Предположения детей.
Хором называют предметы.

С закрытыми глазами перечисляют увиденные предметы.
Ответы детей.
Формулируют тему урока.
Знакомство с буквой Д.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. .Предметные:
-выделение звуков
-правильное произношение звуков.
Слайд 3
Слайд
разделен
по горизонтали
на 2 части:
верхняя-
голубая,
нижняя-
зеленая.
По щелчку
мыши
появляются изображения:
облака, дом, дым, дед, дуб,
дупло, дятел, дорожка.
Слайд 4
Тема урока
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Практическим способом спланировать работу по написанию
буквы Д, сконструировать проект будущих учебных действий. Вы догадались, какая буква была на цветке?
-Теперь произнесите вместе со мной слова и внимательно их
послушайте: дом, дуб, дым, дупло, дорожка.
-Что общего в этих словах?
- Произнесите слово дом.
-Сколько слогов в этом слове?
- Дайте характеристику первому звуку по алгоритму и составьте схему слова.
- Дайте характеристику второму звуку.
- Дайте характеристику третьему звуку.
- Что получилось?
- Какой новый звук мы охарактеризовали?
- Теперь произнесите вместе со мной следующую группу слов и внимательно их послушайте: дятел, дед.
-Что общего в этих словах?
-Произнесите слово дед.
-Сколько слогов в этом слове?
- Дайте характеристику первому звуку по алгоритму и составьте схему слова.
- Дайте характеристику второму звуку.
- Дайте характеристику третьему звуку.
-Что вы можете сказать о нем ?- Что получилось?
- Какой новый звук мы охарактеризовали?
- Какой буквой обозначим эти звуки?
В русском языке звуки [д] и [д’] обозначаются буквой Д.
На что похожа эта буква ?Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Этот домик – буква Д.
-Составьте из счетных палочек эту букву.
-Назовите ее место в алфавите.
- «Оденьте» Звуковичка к букве Д.
Работа в прописи стр.14
-Используя знания о звуках [д] и [д’], «оденьте» Звуковичка. Ответы детей.
Хором произносят слова.
Выделяют звук [д]
Произносят слово дом.
Определяют количество слогов в слове.
Дают характеристику звукам по известному алгоритму.
1)

2)1137920656590
233045431801137920481330
3) 1137920306070
1137920130810547370130810231140130810
4)
Схема слова дом.
Называют звук [д]
Хором произносят слова.

Выделяют звук [д’]
Произносят слово и определяют количество слогов.
Дают характеристику звукам по известному алгоритму.

Буква д обозначает звук [т]
Составили схему слова дед.
Выделяют звук [д’]
Ответы детей.
Сравнивают букву с предметами.
Моделируют букву из счетных палочек.
Определяют место в алфавите.
«Одевают» Звуковичка на доске.
Дети «одевают» Звуковичка в прописи. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные:
действовать по алгоритму.
Предметные:
характеристика звуков, составление модели Звуковичка и схемы-модели слов. Слайд 5
По щелчку мыши появляются звуки схемы.
Слайд 6
По щелчку мыши появляются звуки схемы.
Слайд 7
Изображение печатной буквы Д с предметными картинками.
Слайд 8
Алфавит.
Слайд 9
Звуковичок.

Физ. минутка.
Профилактика утомления.
Театрализованная физ.минутка
«Репка»
Кто не знает сказку «Репка»?
Эту сказку знают все.
Так засела репка крепко
Что тянуть пришлось семье.
Дед тянул, тянула внучка,
Бабка, кошечка и Жучка.
Тянут, тянут- градом пот.
Но не рвется корнеплод!
И пришла на помощь мышка,
Темно-серая малышка.
Силы- чуть, а из земли
Репку сразу извлекли.Сказка-ложь, да в ней намек
Знает каждый паренек.
Знать, не мышку славят тут,
Восхваляют общий труд!
Дети произносят хором текст и выполняют соответствующие движения.

V. Реализация построения проекта
Научить самостоятельно искать изученную букву, применять полученную информацию, используя жизненный опыт.
-Для чего нам надо знать букву д -Сейчас мы будем с вами читать и писать.
1) У вас на столах карточки со словами. Прочитайте.
дома дом домик дым дымоход дума дракон дол

дымок ладони ладошки оладушки ладушки душа
доска дыра дышит долина дырка город огород
дар дарит подарит подарок друг подруга дружба
дети диалог диван директор дед дельфин гвоздика
-Все ли слова вам понятны?
-Найдите и обведите в кружок простым карандашом все буквы д в словах.
-Прочитайте первые 3 слова. Что можете о них сказать? Почему так считаете?
-Найдите строчку, где д в словах обозначает мягкий согласный звук. Поставьте под этой буквой зеленую точку.
-А под какой буквой зеленую точку ставить нельзя? Почему?
-Подчеркните слова, которые обозначают действие.
-Назовите слово, которое обозначает:
отверстие;
жилище;
то, что мы ждем на день рождение;
игра для младенцев.
2) Работа в прописи стр. 14
-Рассмотрите картинку. Назовите слова со звуками [д] и [д’].
-Составьте по картинке текст. Озаглавьте его .-Обведите синей ручкой прямые, волнистые и др. линии.
3) Работа в прописи стр. 14
-Рассмотрите в прописи печатную и письменную букву д. Сравните их написание.
-Какую задачу мы перед собой поставим?
-Из каких элементов состоит письменная строчная буква ?-В каких буквах эти элементы встречались?
Определяют учебную задачу.

Чтение и осмысление лексического значения слов






Совместно с учителем выясняют лексическое значение непонятных слов.
Находят и обводят изученную букву.
Доказывают, что данные слова родственные.

Устанавливают различие между мягким и твердым звуком.
Ответы детей.
Находят и выделяют глаголы.
Подбирают синонимы.
По описанию называют предмет.
Находят слова с новыми звуками.
Составляют текст.
Озаглавливают его.
Выполняют подготовительные упражнения для письма.
Сравнивают печатную и письменную букву, выявляют общее и различное в их написании.
Ставят задачи письма.
Называют элементы строчной буквы.
Называют о,а,у,з. Слайд 10
Печатная и письменная буква дСлайд 11
Строчные буквы о,а, у, зVI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней или внутренней речи
Закреплять умения писать букву с проговариванием во внешней и внутренней речи.
1)-Найдите точку начала письма.
-Посмотрите, как пишется буква.
-Теперь напишем ее в воздухе под счет.
-А сейчас напишем эту букву на левой ладони указательным пальчиком правой руки.
-Рассмотрите образец буквы в рамке в прописи. Стрелочки указывают направление письма. Обведите безотрывно эту букву.
( Учитель следит за осанкой детей)
2) Работа в прописи стр. 14
-Рассмотрите следующую строчку. Что видите?
-Обведите овал синей ручкой, а прямую наклонную линию с петлей- зеленой.
3) Работа в прописи стр. 14
-Рассмотрите следующую строчку. Что видите?
-Зачем нужна наклонная линия?
-В каком направлении будем ее писать?
-Обведите красной ручкой только наклонные линии.
-А теперь зеленой ручкой обведите все буквы д.
Определяют точку начала письма.
Дети наблюдают за письмом учителя на доске.
Письмо буквы в воздухе под счет.
Письмо на ладони.
Рассматривают образец.
Безотрывное письмо.
Рассматривают элементы строчной буквы д.

Письмо элементов буквы и буквы, выделяя элементы разными цветами.
Рассматривают чередование строчной буквы д и прямой наклонной линии.
Определяют функцию наклонной линии и направление ее письма.
Обводят наклонные линии.
Обводят все буквы д.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, умение осознанно и произвольно строить высказывания. . Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Предметные:
письмо букв по образцу.
Слайд 12
Образец элементов письменной строчной буквы д.
Физ.минутка
Осуществляется профилактика заболеваний органов зрения.
Физ.минутка для глаз.
Презентация
Слайд 13-15
Иллюстрации для физ.минутки
Первичное закрепление с проговариванием во внешней или внутренней речи Закреплять умения читать слоги с новой буквой с проговариванием во внешней и внутренней речи
4)Работа в Букваре стр. 92.
-Прочитайте слоги про себя.
-Прочитайте их друг другу.
-Прочитайте слоги, где [д’] произносится мягко.
- Прочитайте слоги, где [д] произносится твердо.
- Прочитайте слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук.
- Прочитайте слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук.
Чтение слогов.
Чтение слогов в паре.
Выборочное чтение слогов по заданию учителя
Предметные:
чтение слогов с новой буквой.
Личностные:
осваивать свою роль на основе выполнения
правил поведения в паре.
Коммуникативные
контроль, коррекция, оценка действий партнера
VII.Самостоятельная работа Проверить уровень приобретенных знаний.
Работа в прописи стр. 14
1)-Найдите эти слоги в прописи.
-Как вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься?
-Внимательно прочитайте слоги. Обратите внимание на соединение букв. Какое оно?
-Проведите по нему пальчиком.
- Я буду диктовать вам слова. Вы внимательно их слушайте. Если в них есть слоги, которые вы видите в прописи, то обводите все эти слоги цветными ручками: новую букву д- зеленой ручкой, остальные -синей.
Находят слоги в прописи.
Определяют учебную задачу.
Читают слоги.
Анализ способа соединения букв.
Слушают слова. Выделяют слоги. Обводят эти слоги в прописи.
Регулятивные: самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Слова: дом, сода, добрый, даль, дождик, дырка, дудка, дома, мода, дыня, дума, дача, люди, кондитер, дичь.-Сколько у вас получилось слогов до? од? да? ды? ду? ди?
2) Работа в прописи стр. 15
-Прочитайте слова.
-Я буду читать вам лексическое значение слов. Вы найдите это слово в прописи и обведите синей ручкой.
Диктант
«Лексическое значение слова»
-то, что выходит из трубы, когда топят печку;
-водный источник, который пробивается из глубины земли;
-на ней пишут в каждом классе;
-Отечество, родная страна;
-девочка, с которой играют и делятся секретами.
- Давайте проверим. Сколько у вас получилось слов?
-Прочитайте самое маленькое слово.
-Прочитайте слово, в котором 6 букв.
-Прочитайте самое длинное слово. Сколько в нем букв? Назовите их.
-Назовите все гласные в этих словах.
Осуществляют самопроверку.
Чтение слов с новой буквой.
Находят по лексическому значению слово и обводят его самостоятельно.
Самопроверка по заданию учителя.
Личностные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Предметные:
нахождение определенного слога в словах и его запись, письмо слов с новой буквой. VIII.Включение в систему знаний и повторение.
Применение знаний для решения учебных задач.
Работа в прописи стр.15.
-Прочитайте предложение.
-Кто подруги?
-А хорошо, когда есть подруги?
-А если нет?
-А если поссорились, что делать?
-А зачем я про это спрашиваю?
-А что надо учиться быть подругой или другом? Но это же не чтение, не письмо…?
-А можно ли поменять слово «у» на другое маленькое слово, но смысл предложения сохранить?
-Сколько слов в предложении?
-Как пишутся слова в предложении?
-Сколько слов с заглавной буквы? -Почему?
-Как оформляется предложение на письме?
-Запишите предложение с комментированием.
-Какие соединения буквы д с другими буквами вы использовали?
-Подчеркните все буквы д.
-Проверьте написанное предложение по образцу. Орфоэпическое чтение предложения.
Рассуждения детей о дружбе.
Вспоминают значение предлогов.

Вспоминают правило написания имен собственных.
Вспоминают правило оформления предложения на письме.
Ученик комментирует, класс пишет.
Находя и выделяют новую букву.
Проверка написанного по образцу. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: -активно участвовать в обсуждениях ,
возникающих во время урока.
Личностные: высказывание своего отношения к дружбе.
Предметные:
правописание имен собственных, правила оформления предложений на письме. .IX. Рефлексия учебной деятельности. Проверка способности самооценки как личностный результат. Вы все очень хорошо сегодня работали на уроке, молодцы!
А помните, какая тема урока была?
-А чему мы собирались научиться на уроке?
-Что полезного и необычного вы для себя отметили?
-А все ли было понятно?
-У вас на столах лежат листочки с изображением лесенки. Отметьте на лесенке цветными кружками:
если ничего не понятно было на уроке- нарисуйте красный кружок на нижней ступени;
если все понятно было на уроке, затруднений нет- нарисуйте желтый кружок на второй ступени;
если хотите знать больше – нарисуйте зеленый кружок на верхней ступени.
Спасибо за урок!
Обобщают знания по теме.
Самооценка своей деятельности на уроке Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Метапредметные:
применять критерии оценивания для выполненной работы. Слайд 16
Изображение лесенки и критериев оценивания.