Конспект урока по обучению грамоте на тему Звуки в, в. Строчная буква в (1 класс)
Строчная буква в.
Предмет: обучение грамоте, 1 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок - путешествие.
Технология: технология проблемного обучения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа, репродуктивный, проблемного и побуждающего диалога.
Цели:
Обучающая: Познакомить учащихся со звуками [в], [в’] и со строчной буквой в.
Развивающая: Развивать навык определения в словах мягких и твердых звуков [в], [в’]. Создать условия формирования всех видов мышления (наглядно - образное, конкретно-действенное), монологической речи, орфографической зоркости и моторики рук.
Воспитывающая: Воспитывать чувство коллективизма, формировать дружеские отношения в коллективе, чувство взаимопомощи. Воспитывать любовь к Родине, интерес к городам России. Воспитывать навыки самоконтроля. Формировать положительную мотивацию к учению через ситуации успеха.
Учебно – познавательные компетенции:
Базовый уровень : Уметь выделять звуки [в], [в’] в словах, уметь писать строчную букву в; анализировать графику букв (продуктивный, личностное саморазвитие, ценностно – ориентационная).
Повышенный уровень: Знать значение слов «Отечество», «Родина». Чтение текста «Наше Отечество» (продуктивный, личностное саморазвитие, смысло- поисковая).
Информационная компетенция: Знать историю значимых исторических памятников своей страны (продуктивный, личностное саморазвитие).
Межпредметные связи: чтение, русский язык, музыка, физкультура, окружающий мир.
Информационно – методическое обеспечение: Образцы букв, опора. Иллюстрации исторических памятников городов России, компьютерная презентация.
Оборудование урока: карта России, маршрутные листы
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Садитесь.
По тропинке к вам школьной спешила.
Любовалась, как жизнь хороша.
Солнце ласково в небе сияло,
И моя улыбалась душа.
Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. Улыбнитесь друг другу. С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок Письма
II. Введение в тему. Сообщение цели урока.
СЛАЙД 1: Тема Прописи. Строчная буква вСегодня мы отправимся в путешествие. А где будем путешествовать, вы узнаете, отгадав ребус:
СЛАЙД 2: РЕБУС: Р1а (Родина)
Мы будем путешествовать по городам нашей Родины, нашей огромной страны.
СЛАЙД 3: (Карта России)
Как называется страна, в которой мы живем? (Россия).(карта)
Как вы думаете, на чем можно путешествовать? На чем мы будем путешествовать? (Ответы).
Мы полетим на самолёте рейс «Усинск –Владивосток».
СЛАЙД 4: (самолет)
Посмотрите на экран. У вас на партах лежит макет самолета, который будет нам служить маршрутным листом. На нем мы будем отмечать, как мы справились с заданием. Как будем отмечать?(смайликами)
Вспомним: -справился с работой, -работал, но были затруднения, -было очень трудно
(НА ДОСКЕ СМАЙЛИКИ)
Что нам потребуется на уроке? НА ДОСКЕ НАДПИСИ( Нам понадобится внимание, терпение, старание и, конечно же, умение слушать и слышать друг друга).
Точка отправления город Усинск.
Кто знает, что это за город? (город в Республике Коми, в котором мы живем, Город расположен недалеко от правого берега реки Уса, от которой и получил своё название)
Путешествие будет веселым и увлекательным. Правда, вам придется немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой станции.
Итак, в путь! Щелчок. (Звучат позывные)
III. Восприятие нового материала.
СЛАЙД 5 КАРТА: Усинск-Воронеж
Внимание! Наш самолет отправляется в город Воронеж.
СЛАЙД 6 (Виды Воронежа)
Самолеты Ил, Ту
Воронеж входит в список исторических городов России. В городе было впервые в мире налажено производство самолётов Ил и Ту. Посмотрите какие они большие.
СЛАЙД 7 (Шарики с вопросами)
Самолеты пролетели и сбросили воздушные шары с записками. Работа в парах.
Я буду задавать вопросы. Вы работаете в парах. Посовещайтесь.
1 шарик. В чем отличие звуков от букв?
Д. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим).
2 шарик. Учитель читает: На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Д. (Звуки делятся на гласные и согласные).
3 шарик. Учитель читает: В чем отличие гласных звуков от согласных?
Д. (Гласные тянутся, воздух не встречает преграду, один звук может образовать слог. При произношении согласного воздух встречает преграду, согласный не может образовать слог).МОЛОДЦЫ!!
На станции города Воронеж нас встречает веселый герой. Отгадайте, кто это?
(Загадка)
Я медом хотел подкрепиться-
И тучкой решил претвориться.
На шарике к пчелкам взлетел,
Но меду поесть не успел.
Ребята, кто это? (Винни-Пух).
СЛАЙД Рисунок Винни – Пуха)Винни-Пух предлагает нам отдохнуть.
За двигающимися предметами мы наблюдаем, а за мигающими моргаем.
СЛАЙД ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ про Винни-Пуха
Посмотрите на экран. Кто может прочитать тему урока.
СЛАЙД ( Тема урока «Строчная буква в»)
Сегодня мы будем знакомиться со строчной буквой в. Опираясь на тему урока, назовите нашу учебную задачу, используя слова:
СЛАЙД
С чем мы познакомимся?
Мы познакомимся …….,
- познакомимсяс буквой в- научимся правильно писать строчную букву в- будем учиться писать слова и слоги с этой буквой
Дети: отвечают
Характеристика звуков.
На слух Кто помнит, в каком городе мы остановились ? (Воронеж).
Произнесите первый звук. Что вы заметили? (Губы и зубы почти смыкаются, голос встречает преграду). Что это значит? (Это согласный звук).
Закрыли ушки. Слышим ли мы при его произношении голос? (Да). Что это значит? (Звук звонкий). Как он звучит? (Твердо). Дайте общую характеристику звуку в. (Согласный, звонкий, твердый). Произнесите хором первый звук в слове Винни. Охарактеризуйте его. (Согласный, звонкий, мягкий).
Итак, что вы можете рассказать о новых звуках? (Звуки в,в* – согласные, звонкие, бывает твердым и мягким).
На станции Воронеж мы познакомились с новыми звуками [в], [в’] и пришло время попрощаться с Винни и продолжить наше путешествие дальше.
Возьмите МЛ и оцените себя на маршрутном листе ОТЛОЖИТЕ смайликами
Мы отправляемся в город Волгоград.
Мы прибыли в город Волгоград. Что вы знаете об этом городе? Может кто-то был там?
СЛАЙД КАРТА
СЛАЙД : (Виды города)
Дети: ( Город находится на правом берегу Волги. Это город – герой).Какой красивый город! Но кто нас встречает здесь? (Ворона)
СЛАЙД Фото вороны
Нас встречает ворона. А что вы знаете о воронах? (Вороны очень любознательные. Они держатся близко от жилья человека и стараются все узнать, посмотреть). Прилетела ворона неспроста. Она принесла много букв. Работать будем так: Назовите изученные буквы, а когда увидите новую (незнакомую) букву, похлопайте в ладоши.
СЛАЙД : Буквы – и, т, к, в, у, н, р Вот вы и похлопали новой букве. Как называется эта буква? вСЛАЙД : Вывод – На письме согласные звуки [в], [в’] обозначаются буквой в.
СЛАЙД : Экран (буквы В, в)
Посмотрите на экран. Сколько букв вы видите? (5) Почему так много? Какая бывает буква в? (Буква в бывает печатная и письменная).Зачем нужна печатная буква? (в учебниках) Письменная?(писать в прописях) Письменная буква в какая бывает? (строчная, заглавная)
1)НА ДОСКЕ на листе ОБРАЗЦЫ Вв,
Рассмотрим образцы письменной строчной буквы в. На какую письменную букву похожа буква в? (на букву ). Из каких элементов состоит в строчная? (Из петли и овала)
2)Работа в парах «Собери букву» У вас на партах лежат конверты, из элементов нужно собрать букву. РАБОТА В ПАРАХ.
Сейчас мы поучимся писать букву в. Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: (Сжимание и разжимание пальцев)
В прятки пальчики играли
И головки убирали –
Вот так, вот так-
Так головки убирали.
Погладьте каждый пальчик, сделайте замочек.
3) Элементы в воздухе. Пропишем букву в воздухе. Согните руку на локоток, прописываем в воздухе 1-й элемент, 2-й элемент (Начинаем писать с петли с наклоном вверх, округляем, пишем петлю, ведем вниз, не доводя до нижней линии, 2й элемент -начинаем закруглять вправо, пишем овал)
Откройте прописи на с.28. Внимание на доску
4) 1-я строка 1й элемент
2-я строка- Начинаем писать с петли с наклоном вверх, округляем, пишем петлю, ведем вниз, не доводя до нижней линии, начинаем закруглять вправо, пишем овал.
3-я строка Почему 2 строчные буквы?(для верхнего и нижнего соединения)
Соединение или верхнее или нижнее
Прописываем буквы
Прописываем буквы для верхнего соединения
5) на 4-й строке начинаем прописывать слоги по 1 разу.
Показываю
Ви, вы, ву,
Прописываем в воздухе
5-я строка во,
С каким соединением слоги?
Оцените себя на мр. 2-е окошко.
Летим дальше! КАРТА
Следующая станция – город Воркута.
СЛАЙД : Виды Воркуты.
Ученик: Воркута́ — город в России, расположен на реке Воркута. Название города переводится как «много медведей».
Значит, в этом районе водятся медведи. А с каким еще зверем можно повстречаться в этих местах, вы узнаете, когда соберете слово из букв.
СЛАЙД : К О Л В – волк.
Поднимаем руки. Что у вас получилось? (Волк).
Внимание на доску. Что делаем, когда пишем? (Писать будем диктуя себе). Письмо «волк» в прописях
- Ребята, давайте составим предложение со словом волк.
- Как пишем П? (С заглавной буквы, в конце П ставим точку. Предложения состоят из слов.)- В прописях тоже есть П про волка. Сколько слов?(2)
Показываю на доске
В воздухе
Запишем предложение. Тут волк.
Волк принес на задания:
СЛАЙД : Слоги
Волк предлагает вам прочитать только слоги с новой буквой:
ВА ВО РО ТОК ГОН НА ВОС КА ВИЛ
В каких слогах в обозначает мягкий звук? Почему? Здесь не только слоги, но и зашифрованы слова. Слова состоят из слогов. Кто затрудняется, найдите одинаковые фигуры. (Нужно прочитать то, что записано в одинаковых фигурах).
( ВАГОН, ВОСТОК, ВОРОНА, ВИЛКА). Проверим!
Для чего нужна буква? (Чтобы обозначить, записать звук на письме)звуки слышим, буквы пишем.
Молодцы! Справились!
Оцените себя на маршрутном листе 3-е окошко.
Наш самолет летит дальше на восток. И вот мы прибыли на конечную станцию – город Владивосток. Что вы знаете об этом городе?
Дети: (Это город – порт на Дальнем Востоке России. СЛАЙД КАРТА
СЛАЙД : Виды Владивостока.
Здесь нас встречает «маленький мальчишка в сером армячишке». Кто это?(воробей)
По щелчку -Фото воробья.
Почему именно воробей?(Начинается на букву в)
Он принес нам конверт. Давайте посмотрим, что там (открываю). Это билеты нам на обратный путь. Нам надо выполнить задание, чтобы попасть в наш г. Усинск
Мы сейчас проведем буквенный диктант.
Около доски 1 человек. Все в тетради.
На билетах буквенный диктант: строчная буква а, и, к, в
Оцените себя на маршрутном листе 4-е окошко
Справились с заданием. Возвращаемся!
СЛАЙД КАРТА Владивосток------Усинск.
СЛАЙД Какой Усинск?(красивый, город нефтяников)
Ребята, что для нас Усинск? (малая РодинаРодина.
Если скажут слово - Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная, Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
V. Итог урока.
Отвечаем на вопросы.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Какую букву научились писать?
3. В каких городах побывали?
4. Какая первая буква в этих словах? (заглавная) (Названия городов пишутся с заглавной буквы).
На какую букву начинаются эти слова?
А можем ли мы написать эту букву?
Заглавную букву В мы будем учиться писать на следующем уроке.
Посмотрите на маршрутный лист. Какие смайлики. Покажите мне. Они остаются вам на память о нашем путешествии. МОЛОДЦЫ!
Мы с вами справились с заданиями и отправляемся в школу № СЛАЙД