Доклад на тему: «Здоровьесбережение воспитанников: проблемы и пути их решения»


Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Соболевская средняя школа»
Соболевского муниципального района Камчатского края






Доклад на тему:






«Здоровьесбережение воспитанников: проблемы и пути их решения»











Подготовил:
Учитель физической культуры Чечулин Андрей Петрович




Как известно, образ жизни формирует 50% здоровья, в то время как наследственность и экология занимают в этой структуре по 20%, а состояние здравоохранения – всего 10%. Поэтому не случайно формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) стало одним из приоритетных направлений развития государства на 2010-2020гг.
Но, к сожалению, в настоящее время официальная статистика неумолима: 25% детей живут в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях , 38.3% в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, более 50% подростков живут в состоянии стресса.
Факторы, формирующие образ жизни – это двигательная активность, привычки, питание и режим дня. Но, ни для кого не секрет, что все эти составляющие образа жизни сильно искаженны. Телевизор и компьютер заменили занятие спортом, режим сна постоянно нарушается, не говоря о возрастании популярности вредных привычек среди подростков, молодежи.
Обоснованное беспокойство вызывает состояние здоровья детей школьного возраста особенно среди подростков старшей возрастной группы. Анализ результатов общероссийской диспансеризации свидетельствует о том, что эта возрастная группа может быть охарактеризована как критическая: распространение инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции. Стремительно среди детей увеличиваются так называемые “болезни поведения”, в том числе: алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания, сексуальная распущенность, рост проявлений девиантного и делинквенного поведения, наблюдается увеличения числа убийств и самоубийств среди несовершеннолетних. Причем постоянно снижается возраст приобщения детей к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам.
Известно, индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Эти новообразования обусловливают столь важную для младших подростков возможность самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъектность в сбережении и укреплении здоровья. Отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой – оказывает существенное влияние на его поведение, что отражается в ценности не только здоровья, но и здорового образа жизни.
Основная цель воспитательной работы в центре сопровождения создать условия для разностороннего развития личности на основе осознания воспитанниками ценности здоровья в широком понимании смысла этого слова. Модель идеального выпускника: здоровый физически и эмоционально, доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный какой-либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни.
Ключевая идея нашей воспитательной системы это определение здоровья, данное Всемирной организацией здоровья: «Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
В связи с возрастными особенностями, развивающая работа связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий
Восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличаются от таковых у взрослого. «Здоровое» состояние естественно для ребенка, это то, что дано ему от рождения. Состояние болезни ребенком воспринимается главным образом как ограничение свободы. Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на перспективу способен не каждый взрослый, не говоря уже о ребенке. Одной из важных форм деятельности, поэтому является организация игр – тренингов. Ребенок выполняет желательные поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками, не потому, что «нужно и полезно», а потому что это интересно.
В связи с этим в школе разработан модуль по ЗОЖ здесь реализуется системный подход: проводится мониторинг здоровья учащихся, анализируется состояние системы воспитания и дополнительного образования. Разработан цикл бесед по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни с учётом возрастных особенностей: для младших детей («Уроки Мойдодыра», «Уроки Знайки», «Воспитай себя», «Уроки этикета». Для детей средней ступени и старшей, циклы бесед по направлениям «Общечеловеческие нормы нравственности», «Окружающая среда и её гигиеническое значение», «Факторы разрушающие здоровье, факторы формирующие здоровье», «Наркотики и молодёжь», «Алкоголь: мифы и реальность», «Военная служба особый вид деятельности» и прочее. Использование различных форм: дискуссионное общение, «Курильщик - сам себе могильщик», аргументированная полемика, «СПИД – чума 21 века», беседы с элементами ролевой игры, театрализованные представления, «Суд над сигаретой», «Не сломай свою судьбу», КВН, «Нам стихия не по чём», эти мероприятия помогают формировать навыки здорового образа жизни, формируют изменения ценностного отношения воспитанников к табакокурению, наркомании, другим вредным привычкам.
Например: с детьми провели игру «Мы растим «цветок здоровья». Символ игры «цветок здоровья». Горшочек с землей, в котором находятся корни «цветка», это факторы здоровья (наследственность, уровень медицинского обслуживания, экология, семейный уклад, организация обучения в школе, целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни). Стебель с листьями направления здоровьесберегающей работы, доступные для осуществления в семье и школе: гигиена, формирование правильной осанки, охрана зрения, правильное питание, организация физкультурно-оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни. На сердцевине цветка слово ребенок. Лепестки цветка сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательная, оказывающие влияние на основные знания и увлечения. Для учащихся названия лепестков звучат так: «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться», «Мой организм», «Мое настроение», «Мое отношение к людям и окружающему миру», «Мои знания», «Мои увлечения».
Эта работа направлена на реализацию многих задач, главные из них: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила.
В организации занятий педагог, всегда чувствуют момент наступления усталости детей и строго выполняют гигиенические требования: время проведения, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приёмов, наличие эмоциональных разрядок, а также контроль осанки, зрения. Обязательно присутствуют динамические паузы, физкультминутки. Назначен ответственный за проведения утренней зарядки (Спешнев Д.), разработаны памятки, комплекс упражнений общего воздействия для разных групп мышц, для улучшения мозгового кровообращения, комплекс упражнений для глаз для учащихся среднего и старшего звена и так далее.
Важной задачей является организация правильного режима дня, т.к. режим влияет на здоровье, учебу. Педагог с помощью медицинских работников и помогает детям проанализировать свой распорядок дня, скорректировать его, более рационально выстроить режим дня дома.
Помощь детям оказывают психолог в школе, осуществляется диагностическая и профилактическая работа. С целью выявления нестабильного психоэмоционального состояния.
Проводится медико – психолого – педагогический консилиум, на котором изучают и контролируют уровень адаптации детей при переходе на разные ступени обучения, разрабатывается комплекс мер по коррекции психологического состояния ребенка.
Организована работа спортивного клуба «Соболь». Традиционными стали проведения спортивных соревнований по баскетболу, волейболу, настольному теннису, Мини-футболу, лыжным гонкам и мероприятия: «Весёлые старты», «Самый сильный, быстрый и ловкий», «Папа, мама и я дружная семья» и т.д.
Таким образом, внеурочная деятельность детей и подростков имеет массу возможностей для сохранения и укрепления здоровья.
Основным направлением здесь является охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
На кануне педсовета в школе было проведено исследование по проблеме привития навыков ЗОЖ. Результаты таковы:

Вопрос
Учащиеся основного звена (5-9 класс)

Придерживаются в соблюдении режима дня
66%

Имеют вредные привычки

33%

Занятия в кружках (секциях)

88%

Комфортно чувствуете себя в семье
77%

Меньше стали болеть, уставать на занятиях
86%



Таким образом, можно сделать вывод, что у детей стали проявляются осознанные попытки по сохранению здоровья, что свидетельствует о положительных результатах формирования потребности в ЗОЖ.
Итак, мы должны внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности.