Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 9 класс (для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы для детей с умственной отсталостью)
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№______ от _______20_____ г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол педсовета
№______ от _______20____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_________20____ г.
Сазонов С.М._________
Рабочая программа
учебного предмета
«Чтение и развитие речи»
9 класс(для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)
2016 – 2017 учебный год
Составитель: Папоян Татьяна Викторовна,
учитель высшей категории.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе программы: « Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида. 5-9 классы (Сборник 1. Москва ГИЦ «Владос»-2010 г) под редакцией В.В.Воронковой.
Преподавание ведётся по учебнику Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: / Авт.сост. А.К. Аксенова -М., «Просвещение», 2008, входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).
Приказ Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014г.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостьюФедеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- Устав КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»;
- Учебный план КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;
- Годовой календарный учебный график КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год;
- Расписание учебных занятий на 2016-2017 учебный год.
Цель программы:
-совершенствование техники беглого, сознанного чтения.
Задачи программы:
Развивать высшие психические функции учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;
Вырабатывать достаточно прочные навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
Учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общая характеристика курса «Чтение и развитие речи»
Для учащихся с легкой степенью умственной отсталости характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому именно на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом.
Проблема обучения чтению школьников с лёгкой степенью умственной отсталости является одной из актуальных в современнойпедагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью. Без овладения полноценным навыком чтения процесс восприятия и переработки информации, а, следовательно, и весь процесс обучения детей с лёгкой степенью умственной отсталости ограничен. Поэтому овладение навыками чтения – одна из важнейших задач в работе учителей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.В дефектологической литературе, посвящённой вопросам формирования чтения уучащихся школ VIII вида, раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы (М.Ф. Гнездилов, А.К.Аксёнова, А.И.Граборов, Р.С.Левина, В.Г.Петрова, Н.К.Сорокина, Р.И.Лалаева и др.). Как показали исследования М. Ф. Гнездилова, Р. И. Лалаевой, Н. К. Сорокиной, Р. С. Колеватовой навыки чтения у детей с лёгкой степенью умственной отсталости формируется медленно и со значительными трудностями.
Низкий уровень умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в социальных и речевых контактах, бедность активного словаря, низкий темп чтения текстов не позволяют учащимся активно работать не только на уроках чтения, но и на других. В связи с этим большое значение приобретает обучение чтению школьников с лёгкой степенью умственной отсталости в специальной коррекционной школе.
Чтение и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на обучение и воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Уроки чтения способствуют развитию наблюдательности, произвольного внимания, речи, обогащает словарный запас школьников, расширяет кругозор учащихся, воспитывает нравственные качества (гуманное отношение к окружающим, доброту, милосердие, уважение к старшим).
Уроки обучения чтению имеют коррекционную направленность. В процессе анализа произведений ведется работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, что способствует не только усвоению содержания прочитанного, но и развитию словесно-логическому мышлению. Большое внимание на уроках чтенияуделяется развитию связной устной речи. Учащиеся учатся пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. В процессе знакомства с произведением ведется систематическая работа, направленная на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.
На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Чтение и развитие речи»:
Год обучения Кол-во часов в
неделю Кол-во учебных
недель Всего часов за учебный год
5 класс 4 35 140
6 класс 4 35 140
7 класс 3 35 105
8 3 35 105
9 3 34 102
592 часа
В рабочей программе увеличено количество часов по сравнению с Примерной программой, в соответствии со школьным учебным планом. Увеличение количества часов идет за счет расширения тем, отведенных на закрепление материала. Согласно школьному учебному плану на изучение чтения и развития речи в 9 классе отводится 102 часов из расчёта: 3 часа в неделю, в том числе 10 часов на проведение часов развития речи.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Предметные результаты:
Минимальный уровень Достаточный уровень
• читать вслух правильно, бегло, выразительно; • читать про себя доступные по содержанию тексты; • выделять идею произведения (с помощью учителя); • называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения; • самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их; • ставить вопросы к тексту и задавать их классу; • выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя); • использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе; • выучить наизусть 10 стихотворений; • читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении. • уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы; • участвовать в анализе произведения; • выбирать из данных заглавия к выделенным частям; • пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану; • высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям; • учить стихотворения наизусть; • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Раздел Количество часов Содержание раздела Формы организации обучения:
Основные виды учебной деятельности
«Устное народное творчество». 7 Введение. Русские народные песни. «Колыбельная» «За морем синичка не пышно жила…». Былины. «На заставе богатырской». Сказки. «Сказка про Василису Премудрую», «Лиса и тетерев». урок (45 минут) — основная форма;
учебная экскурсия на природу;
фронтальные занятия,
групповые занятия,
парные занятия
индивидуальные занятия.
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
4 Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.
5:Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний
«Из произведений русской литературы 19 века». 44 ЖуковскийВ. А.« Три пояса» Крылов И. А. Басни «Кот и повар». Пушкин А.С. Поэма «Руслан и Людмила», «Барышня-крестьянка». Лермонтов М.Ю. Стихотворения «Тучи»,«Баллада»,«Морская царевна». Гоголь Н.В. «Майская ночь, или Утопленница». Некрасов Н.А. Стихотворения «Рыцарь на час» «Саша». Фет А.А. Стихотворения «На заре ты её не буди»,«Помню я …», « Это утро, радость эта…». Чехов А.П. «Злоумышленник»,«Пересолил» «Из произведений русской литературы 20 века »
38 Максим Горький«Песня о соколе»,Маяковский В.В. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
Цветаева М. И. Стихотворения «Красною кистью» «Вчера ещё в глаза глядел…», Паустовский Г.К. «Стекольный мастер», Есенин С.А. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…» «Собаке Качалова», Шолохов М. А. «Судьба человека»
Носов Е.И. «Трудный хлеб», Рубцов Н.М. Стихотворения. «Тихая моя Родина», «Русский огонёк»,«Зимняя песня», Коваль Ю.И. «Приключения Васи Куролесова»
«Из произведений зарубежной литературы »
11 СтивенсонРобертЛуис«Вересковый мёд», Э.Сетон-Томпсон«Снап», Д.Даррелл«Живописный жираф»
Основные виды учебной деятельности:
Виды учебной деятельности Виды работ
1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
1.Работа с учебником.
2.Работа с дополнительной литературой.
3.Наблюдение.
4.Работа с раздаточным материалом.
5.Вывод правил
2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
1.Работа по алгоритму, инструкции.
2.Придумывание примеров на новые правила.
3.Выполнение заданий по классификации.
3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
1.Выполнение практических упражнений.
Составление схем их анализ.
Выявление ошибок.
4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.
1.Подготовка докладов и рефератов.
2.Построение гипотезы.
3.Выполнение работ с элементами исследований.
4.Написание сочинений, изложений.
5.Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?»
5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний 1. Работа с заданиями с выбором ответа.
2. Работа с тренажерами.
3. Проверка техники чтения
4 Работа с тестовыми заданиями
5. Интерактивные таблицы
6. Объяснение наблюдаемых явлений.
7. Анализ проблемных ситуаций.
Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности.
Формы контроля Критерии оценок
1.Оценивание правильности и осознанности чтения отрывка произведения, заданного на дом.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;
Оценка «4»ставится ученику, если он; читает в основном правильно, бегло; допускает одну – две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; три-четыре в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам, допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок
2. Оценивание стихотворения, рассказанного наизусть.
Оценка «5» ставится ученику, если он: твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает при чтении стихотворения наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно
Оценка «3» ставится ученику, если он: обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при чтении наизусть основной смысл, не использует помощь учителя.
3. Оценивание заданий, выполненных по карточке (дидактический материал на закрепление понимания прочитанного). Оценка «5» ставится ученику, если: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;(100%)
Оценка «4»ставится ученику, если: не выполнена 1/5 часть заданий от их общего числа; (80%)
Оценка «3» ставится ученику, если: не выполнена 1/4 часть заданий от их общего числа;(75%)
Оценка «2» ставится ученику, если: не выполнена 1/2 часть заданий от их общего числа.(50%)
4. Оценивание пересказа прочитанного произведения.
Оценка «5» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;выделяет главную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя, называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; затрудняется называть главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при пересказе основной смысл, не использует помощь учителя.; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл;
Оценка «1» допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание.
5. Оценивание рассказа, составленного по иллюстрации или по серии сюжетных картин.
Оценка «5» ставится ученику, если он: составил рассказ самостоятельно, полно, правильно, последовательно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в рассказе, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: составляет рассказ с помощью учителя;
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
6.Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 80-90 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Методическая литература:
1. Бородич, А.М. Методика развития речи [Текст] / А.М. Бородич. – М., 1981.
2. Воронкова, В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших
дошкольников [Текст] // Дефектология. – 1997. - № 5.
3. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В.
В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.
4.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости [Текст]: - М.: Просвещение,1956.
5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: - М.: 2006.-277с.
6. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. [Текст]: - Киев, 1985.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Учебник для студ. вузов. [Текст]: - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
8.Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и
письму [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. - №4.
9.Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. – М.:
Просвещение, 1963.
10. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Правда, 1959.
11.Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных
учреждений [Текст] / А.Г. Зикеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
12. Иваненко, С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи
[Текст] / С.Ф. Иваненко. – М.: Просвещение, 1987.
14. Иванов, Е.С. Что такое умственная отсталость [Текст] / Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. – СПб.,
2000.
13. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О.Б.
Иншакова.– М.: Педагогика, 2000.
14.Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками
произношения [Текст] // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под
ред. Р.Е.Левиной. – М.: Правда, 1965.
15. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб., 1997. 25
16 .Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.
17. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,5-9 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2010, под редакцией Воронковой В.В.
Календарно-тематическое планирование
Сроки
проведения
урока
Тема урока
Количество
часов Форма урока Тип урока Виды учебной
деятельности обучающихся на уроке
План.
Факт.
Устное народное творчество- 8 часов
1 3.09 Введение.
Устное народное творчество. 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
2 5.09 Русские народные песни.
«Колыбельная»
«За морем синичка не пышно жила…»
(шуточная песня). 1ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
3 6.09 Былины.
«На заставе богатырской».
(в сокращении) 1ч урок Комбиниро-
ванный 4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся
4
5
6 10.09
12.09
13.09 Сказки.
«Сказка про Василису Премудрую»
(русская народная сказка) 3ч урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
7 17.09 «Лиса и тетерев»
(русская народная сказка) 1ч урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
8 19.09 «Сибирские сказания»
(УНТ народов прииртышья) 1ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Из произведений русской литературы 19 века – 45 часов
9 20.09 ЖуковскийВасилийАндреевич
(1783 - 1852) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
10
11
12
24,26,27.09 Жуковский В.А.
«Три пояса» 3 ч. урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
13
1.10 Крылов Иван Андреевич
(1769 - 1844)
Басни. 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
14 3.10 Крылов И.А.
«Кот и повар» 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
15
4.10 Пушкин Александр Сергеевич
(1799 -1837) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
16
17
18
19
20 8,10,
11,14,15.10 Пушкин А.С.
Поэма
«Руслан и Людмила».
(в сокращении) 5 ч. урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
21 17.10 «Проба пера»
(по творчеству сверстников-земляков) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников
22
23
24
25
26 18.10
22,24,25,29.10 Пушкин А.С.
«Барышня-крестьянка»
(в сокращении) 5 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
27 31.10 Повторительно- обобщающий урок по творчествуА.С.Пушкина 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
28 1.11 Лермонтов Михаил Юрьевич
(1814 -1841) 1ч. урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
29 14.01 Лермонтов М.Ю.
«Тучи» 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
30 15.01 Лермонтов М.Ю.
«Баллада» 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
31 19.01 Лермонтов М.Ю.
«Морская царевна»
(в сокращении) 1 ч. Урок развития речи Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
32 21.01 Повторительно- обобщающий урок по творчествуМ.Ю.Лермонтова 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
33 22.01 «Это интересно»(по страницам «Классного журнала») 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
34 26.01 Гоголь Николай Васильевич
(1809 -1852) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
35
36
37 28.01
29.01
3.02 Гоголь Н.В.
«Майская ночь, или Утопленница»
(отрывки в сокращении) 3 ч. урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
38 5.02 Повторительно- обобщающий урок по творчеству
Н.В.Гоголя 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
39 6.02 Некрасов Николай Алексеевич
(1821 - 1878) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
40 10.02 Некрасов Н.А.
«Рыцарь на час»
(отрывок)
1 ч. урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
41 12.02 Некрасов Н.А.
«Саша»
(отрывок)
1 ч. урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
42 13.02 Повторительно- обобщающий урок по творчествуН.А.Некрасова. 1 ч. Урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
43 17.02 «Родные мотивы»
(стихи поэтов Шербакульского района о природе) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся
44 19.02 Фет Афанасий Афанасьевич
(1820 - 1892) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
45 20.02 Фет А.А.
«На заре ты её не буди…» 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
46 24.02 Фет А.А.
«Помню я …» 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
47 26.02 Фет А.А.
«Это утро, радость эта…» 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
48 27.02 Чехов Антон Павлович
(1860 - 1904) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
49 9.01 Чехов А.П.
«Злоумышленник»
(в сокращении) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
50
51 10.01
14.01 Чехов А.П.
«Пересолил»
2 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
52 16.01 Повторительно- обобщающий урок по творчеству А.П.Чехова. 1 ч.
урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
53 17.01 «Люди вокруг нас»
По страницам периодической печати. 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
Из произведений русской литературы 20 века- 37 часов
54 21.01 Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
(1868 - 1936) 1ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
55
56 23.01
24.01 Максим Горький«Песня о соколе» 2ч урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
57 28.01 Маяковский Владимир Владимирович
(1893 - 1930) 1ч урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
58 30.01 Маяковский В.В.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» 1ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
59 31.01 Цветаева Марина Ивановна
(1892 -1941) 1ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
60 4.02 Цветаева М. И.
«Красною кистью»
1ч урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
61 6.02 Цветаева М. И.
«Вчера ещё в глаза глядел…» 1ч урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
62 7.02 Паустовский Георгий Константинович
(1892 - 1968) 1ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
63
64
11,13.02 Паустовский Г.К.
«Стекольньый мастер» 2ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
65 14.02 Повторительно- обобщающий урок по творчествуГ.К.Паустовского. 1ч урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
66 18.02 «Весна идёт»
(стихотворения о весне поэтов-земляков) 1ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
67
20.02 Есенин Сергей Александрович
(1895 - 1925) 1ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
68 21.02 Есенин С.А.
«Нивы сжаты, рощи голы…» 1ч урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
69 25.02 Есенин С.А.
«Собаке Качалова» 1ч урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
70 27.02 Повторительно- обобщающий урок по творчеству С.Есенина. 1ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
71 28.02 «Дело мастера боится»
(По книге М. Юрасовой «По соседству с нами») 1ч урок Комбиниро-
ванный 4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся
72
4.03 Шолохов Михаил Александрович
(1905 - 1984) 1ч Урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
73
74
75
6.03
7.03
11.03 Шолохов М. А.
«Судьба человека» 3ч урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
76 13.03 Носов
Евгений Иванович
(1925 - 2002) 1ч урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
77
78 14.03
18.03 Носов Е.И,
«Трудный хлеб»
2ч урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
79 20.03 Рубцов
Николай Михайлович
(1936 - 1971) 1ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
80 21.03 Рубцов Н.М.
«Тихая моя Родина»
1ч урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
81 8.04 Рубцов Н.М.
«Русский огонёк»
1ч урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
82 10.04 Рубцов Н.М.
«Зимняя песня»
1ч урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
83 11.04 Народные песни земли Сибирской.
(по материалам омского фольклора) 1ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
84 15.04 Коваль
Юрий Иосифович
(1938 - 1995) 1ч урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
85
86
87
88
89
90 17,18.22,24.25,29.04 Коваль Ю.И.
«Приключения Васи Куролесова»
6 ч урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
Из произведений зарубежной литературы – 12 часов
91 2.05 Стивенсон
Роберт Луис
«Вересковый мёд» 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
92 6.05 Сетон-Томпсон
Эрнест
(1860 - 1946) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
93
94
95 8.05
13.05
15.05 Э.Сетон-Томпсон
«Снап» 3 ч. урок Комбиниро-
ванный 3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.
96 16.05 Даррелл
Дджеральд
(1925 - 1995) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
97
98
99
20,2223.05 Д.Даррелл
«Живописный жираф» 3 ч. урок Комбиниро-
ванный 1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.
100 27.05 «Цена Победы» (заметки о земляках ветеранах ВОВ) 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.
101 29.05 Контрольное тестирование по итогам 9 класса 1 ч. урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков 5:Работы, основная цель которых контроль и оценка знаний
102 30.05Р/р Сочинение на тему
«Что останется после меня?» 1 ч. урок Комбиниро-
ванный 4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся