Перспективы развития образовательного учреждения в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты
Эссе Шалаевой С.Ю. МБОУ СОШ № 80
Перспективы развития образовательного учреждения в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и моя роль в этом процессе.
Я уверена в том, что каждый учитель, хотя бы иногда размышляющий над проблемами Российского образования, приходил к выводу, что преобразования давно необходимы. Что же такое ФГОС? ФГОС, о котором так много пишут, говорят и спорят…
ФГОС—это шанс построения новой развивающей и развивающейся школы. Этот шанс может быть реализован при условии принятия педагогами, сообществами, общественностью идеологии и инновационного содержания стандарта.
Новый стандарт задает высокую планку качества школьного образования. Он ориентирован на новые результаты: личностные, метапредметные и предметные, что требует совершенствования обеспечения системы школьного образования: научно - педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово - экономического, кадрового, материально-технического. Переход на новый стандарт можно считать крупным инновационным проектом в системе школьного образования РФ.
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике
Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).
Все эти перспективы и нововведения должны лечь в основу работы самых обычных школ. Готовы ли все мы к работе в новых условиях?
Если рассмотреть исследования лаборатории методологии и прогностики развития педагогического образования, можно увидеть статистику: многие педагоги не в полной мере готовы к переходу с привычных стандартов на новый образовательный стандарт ФГОС.
Управленцы (директора школ, завучи) не готовы к изменению режима работы школы — переходу к нелинейному расписанию, к интеграции урочной и внеурочной деятельности, к разработке программ развития и воспитания, формирования УУД, к новым организационным формам образовательного процесса. Педагоги не всегда готовы к переходу от фронтальной формы обучения к организации парной, групповой и индивидуальной работы, к технологии поддержки и сопровождения школьников, к проведению коррекционной работы. Это требует доразвития профессиональных компетенций и принципиально новой дидактической культуры, готовности к инновациям.
Но вот что интересно – статистика показывает такие результаты, а я вижу на примере нашей школы, что многие педагоги, и я в том числе, уже используют элементы ФГОС нового поколения на своих уроках.
Я уверена, что это происходит, в большей мере, потому что в нашей школе есть коррекционные классы, и мы всегда учитывали в нашей работе индивидуальные особенности детей, такие как: врожденные ограничения по здоровью, физические недостатки детей и т.п.
В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Компетентностный подход при этом рассматривается как частный случай системно-деятельностного подхода. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования и к ученику, как это было раньше.Главная задача школьного образования — это формирование у ребенка готовности к овладению компетенциями, к овладению новыми знаниями, новыми видами деятельности, формированию своей собственной дальнейшей образовательной траектории. Это серьезное новшество в государственном документе.Стратегические целевые установки для системы образования прозвучали в Послании Президента РФ Федеральному Собранию ещё в 2007 году, основная из которых - построение активного гражданского общества в Российской Федерации. Каковы сегодня требования субъектов гражданского общества (среди которых семья, личность, общество и государство) к результатам образования? Это уровень образования и социализации ребенка. Поэтому ФГОС второго поколения призван обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками) своей деятельности на уроке – выбор ими (или обоснование выбора) источников информации (заранее адаптированных для урока, но не содержащих готовых ответов на задаваемые вопросы) - освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. По замыслу разработчиков, главным результатом должна стать адаптация ко "взрослой жизни во взрослом обществе", то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи. Школьные стандарты второго поколения отменяют "минимум знаний" и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений.
В рамках Госстандарта в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Что касается личностных и предметных результатов, здесь всё нам более или менее знакомо и понятно.
А вот метапредметность – это не просто общеучебные или универсальные умения и навыки.
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в Основных положениях единой трудовой школы и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России до революции. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени – самой младшей – с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогда школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное и межпредметное обучение.
В настоящее время в связи с введением ФГОС реализовать новый образовательный стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, который предполагает формирование УУД.
Во ФГОС много говорится о метапредметных результатах, которые сходны с УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности…;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты …
Самое главное - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения новых знаний.
Это совершенно особый подход к организации учебного процесса. И необходимо писать не только план урока, но и сценарий учебного занятия. Отличие педагогического сценирования от планирования состоит в том, что в первом случае сохраняется свобода педагогического действия, во втором – нет. В первом случае мы можем варьировать методические приемы, изменять тактику взаимодействия с учащимися – в зависимости от ситуации, хотя и сохраняем четкую, заранее выстроенную стратегию движения. Во втором случае мы слепо, от «А» до «Я» реализуем план, рассказываем то, что наметили. В случае сценирования мы всегда готовы к импровизации.
Поэтому, исходя из всего вышеперечисленного, я считаю, что новые стандарты инновационной деятельности педагога могут применяться в школах нашего города.
К факторам успеха инновационной деятельности в нашей школе я бы отнесла:
•мотивацию педагога, готовность его к переходу на ФГОС; •заинтересованное и компетентное руководство деятельностью педагога; •понятность (прозрачность) новшеств; •осязаемые и измеряемые результаты; •приемлемый риск; •фокусирование на приоритетных целях; •технологическую поддержку; •методическую поддержку; •консультационное сопровождение.
Переход и реализация ФГОС школьного образования рассматривается сегодня профессиональным педагогическим сообществом как сверхкрупная задача, выполнение которой невозможно без принципа согласования целей и задач методического сопровождения и управления образованием.
Свою роль в реализации ФГОС и построении новой школы я вижу в том, чтобы не только самой использовать сценирование учебных занятий, отслеживание личностных, предметных и метапредметных результатов, но и активно поддерживать своих коллег, участвовать в методических объединениях, проводить открытые уроки, делиться своими разработками.
Перед тем, как начать разработку каждого конкретного урока мы должны, в первую очередь, определиться, какому способу деятельности хотим научить школьников. Необходимо определить выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания. Очень важно учитывать и ограниченные возможности здоровья некоторых наших учащихся. К тому же, ФГОС поощряют инициативу по внедрению информационно-коммуникационных технологий на уроке.
В нашей школе с учащимися, обучающимися по программам для детей с задержкой психического развития, занимается педагог-психолог.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через все организационные формы работы с учащимися (уроки, детские праздники и различные мероприятия, ученическое сопровождение и др.). Ведется мониторинг возможностей и способностей обучающихся. Личностные достижения формируют портфолио обучающегося.Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников осуществляется через курсовую подготовку, индивидуальные и групповые консультации (семинары, тренинги и т.д.). Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся осуществляется через индивидуальные и групповые консультации педагогов, работников школы (учитель-логопед, педагог-психолог); ведется просветительская работа (родительские собрания, школьный сайт).Школа имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
Школьная библиотека укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, но недостаточен для реализации основной образовательной программы основного общего образования.В образовательном учреждении осуществляется целенаправленная, планомерная деятельность по развитию самостоятельности ОУ:- ОУ перешло на Новую (подушевую) систему оплаты труда;– всё это, по моему мнению, является благоприятными факторами для внедрения ФГОС нового поколения в нашей школе.
Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. С сентября 2015 года начнется внедрение ФГОС основной школы. Сама жизнь требует новой работы с содержанием образования. Сегодняшние первоклашки и второклашки через какие-нибудь 15 лет будут продвигать Россию в ведущие державы. Будущее будет за теми странами, которые сейчас много вкладывают в образование подрастающего поколения, стремятся сделать из сегодняшних школьников завтрашних лидеров, способных развивать экономику и промышленность, способных вывести свои страны на передовой рубеж развития. Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового поколения…
Список использованных ресурсов:
1.http://life-in-school.ucoz.ru/publ/metapredmetnost_v_obrazovanii/1-1-0-7
2.http://do.kkidppo.ru/mod/folder/view.php?id=47
3.http://infourok.ru/perspektivy_razvitiya_gskou_shkola_v_vida_26_v_usloviyah_perehoda_na_federalnye_gosudarstvennye-571318.htm
4.http://www.rusnauka.com/9_SNP_2015/Pedagogica/4_188400.doc.htm
5..http://pandia.ru/text/78/533/45370.php
6. https://sites.google.com/site/fedgosobstndt/smena-paradigmy-upravlenia-ou-v-usloviah-novyh-fgos