«Перспективы развития Вашего образовательного учреждения в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и Ваша роль в этом процессе.»


Эссе
«Перспективы развития Вашего образовательного учреждения в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и Ваша роль в этом процессе.»
Современная школа: какой ей быть?
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, постоянно происходят какие–то изменения и в области образования. Наше учреждение прошло все этапы развития. Это и переход на трехлетнее начальное образование, а затем, обратно, на четырехлетнее, это и введение одних и отмена других предметов, это и выбор программ по желанию учителя, предпрофильное и профильное обучение, введение классов коррекции и многое, многое другое. Менялись задачи образования, методика преподавания, требования к выпускнику. Одни преобразования оправдывали себя и надолго закрепились в системе образования, другие канули в вечность. Но все преобразования диктовались временем, экономическим, политическим, культурным положением общества. Сегодня мы живем в сетевом столетии. Время мчится стремительно, поток информации буквально захлестывает. Поэтому сегодня, на мой взгляд, мы должны понимать термин «образование» шире: это не только обучение грамоте, математике, биологии и другим дисциплинам, но, прежде всего, воспитание личности, гражданина, патриота, носителя культуры общества.
Наша школа всегда открыта новому в образовании, вот и сейчас мы делаем все, чтобы создать условия для воспитания такой личности. Педагоги активно включились в изучение, а затем и реализацию ФГОСа. В этом году по новым стандартам в стенах нашего учебного заведения обучалось уже более десяти классов. Изучая Стандарт, определили принципиальную новизну ФГОС второго поколения. Это, в первую очередь, структура педагогического процесса и содержание. Новое содержание требует новой организации образовательного процесса. И для подведения итогов необходимо четко определиться с методикой контроля. На педагогических чтениях были изучены материалы по новым Стандартам, проведены семинары и круглые столы по вопросам внедрения ФГОС нового поколения в образовательный процесс. В школе создана информационно-образовательная среда, включающая учебное оборудование и средства информационных технологий (компьютерная техника и программное обеспечение, доступ к сети Интернет, локальные сети и т.д.) Информирование родителей о введении ФГОС НОО обеспечивалось через классные и общешкольные родительские собрания, через электронный дневник. Внеурочная деятельность обучающихся организуется совместно с педагогами дополнительного образования, что позволяет безболезненно организовать внеурочную деятельность согласно базисному учебному плану по новому стандарту. Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой. Много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Поэтому учитель в Новой школе должен обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.
В связи с переходом на новые образовательные стандарты, миссия учителя основной школы кардинально меняется. Учитель является ключевой фигурой современной школы при реализации ФГОС. И от его готовности воплощать идеи заложенные в стандарте, как в личностном, так и в профессиональном плане зависит очень многое. Теперь цель учителя, формировать универсальные учебные действия, закладывать основы учебной деятельности, т.е. систему учебных и познавательных мотивов, умение реализовать учебные цели, планировать, контролировать, оценивать учебные действия и их результат. Формы и методы организации учебной деятельности изменятся: от игровых – к выполнению работы под непосредственным руководством и помощью учителя – к самостоятельной работе в малых группах (при помощи учителя). Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная учебная работа творческого характера. Если поставлена задача формировать универсальные учебные действия, то необходимо так организовать учебный процесс на уроке, чтобы при изучении конкретной темы, при освоении конкретного предметного действия у ученика сформировались и личностные, и универсальные учебные действия.
Каким же тогда мы видим учителя на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС?
Во-первых, это человек, любящий свою профессию, преданный своему делу и своим ученикам. Так как без любви к детям в нашей непростой, но почётной работе нельзя. Это остаётся неизменно во все времена. Кроме того, всесторонне развитый, не только в какой-то определённой области, но и тот человек, который может беседовать на разные темы и быть на несколько шагов впереди своих учеников. Во-вторых, профессионал, учитывающий то, что каждый ребёнок – это личность и принимающий ученика таким, какой он есть: с его трудностями в учёбе, переживаниями. В-третьих, человек, находящийся в постоянном поиске, непрерывном обогащении своего опыта, компетентный в области ИКТ. Так как без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, а следовательно, и учебный процесс. ИКТ способствуют повышению качества образования. В-четвёртых, это педагог, применяющий в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии, которые являются первостепенными в XXI веке. В-пятых, быть настоящим учителем – это талант, перевоплощение, так как в связи с переходом педагогического процесса на качественно новый уровень произошли и радикальные изменения. Приоритетом обучения становится теперь не освоение школьниками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение учениками учиться самостоятельно. Теперь основным работником на уроке должен быть ученик. Учитель выполняет только роль организатора учащихся, тем самым помогая ученикам учиться самим, воспитывая потребность в образовании. То есть педагогу надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свою точку зрения человека.
Работая над эссе, я задумалась: «А готова ли я работать в нашей новой школе, готова ли я учиться, готова ли я совершенствовать свое мастерство, хочу ли я быть в первых рядах нововведении?» На все эти вопросы я с уверенностью отвечаю, что – да. Ведь от того, как будет работать учитель, как быстро он осознает глубину и значимость реализации ФГОС, зависит будущее наших детей, а значит и наше с вами будущее.
В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Список использованных информационных источников:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. - 2011Н.Г. Масюкова «Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК».
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
Булгакова М.Н. «Введение новых государственных образовательных стандартов» //Менеджер образования.
«Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.» Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.