Родительское собрание по теме: Формирование положительной самооценки школьника-важная составляющая семейного воспитания
Дата проведения: 29.01.2015 г.
Общая тема собрания: «Проблемы и опасности подросткового возраста»
Тема выступления: «Формирование положительной самооценки школьника - важная составляющая семейного воспитания».
Форма проведения: общешкольное родительское собрание.
Аудитория: родители МКОУ ЛСОШ, администрация, учителя.
Выступающий: Гаврилова Елена Николаевна, классный руководитель 9-10 класса-комплекта.
Цель собрания знакомство родителей с приемами формирования у подростков положительной адекватной самооценки; показ важности роли семьи в формировании личности подростка.
Подготовка к собранию
1. Проводится психологическое тестирование подростков «Ваша самооценка» (см. приложение 1) и «Самооценка» (см. приложение 2).
2. Проводится анкетирование «Моя семья» (см. приложение 3).
3. Готовится слайд-фильм с демонстрацией результатов исследования.
4. На экране высказывание Иоганна Вольфганга Гете: «Большая ошибка мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь».
5. Подготовить буклеты «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка» (см. приложение 4)
Ход выступления:
Слайд 1.
Что же такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
Для каждого человека самооценка – это важный критерий, позволяющий личности формироваться правильно.
Слайд 2.
Неудивительно, что для родителей уровень самооценки личности их ребенка-подростка играет важную роль, ведь забота о его будущем – это главная задача.
Однако не все осознают и понимают, как воспитывать сына или дочь так, чтобы самооценка была адекватной.
Существуют 2 уровня самооценки.
Слайд 3.
Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих, побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков, является итогом постоянного поиска человеком реальной меры, то есть без большой переоценки себя, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям.
Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе. Если самооценка занижена это приводит человека к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что» и т.п.
У человека с завышенной самооценкой также возникает неправильное представление о себе: идеализированный образ личности и возможностей, своей ценности для окружающих и общего дела. Он идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
В подростковом возрасте значение самооценки переоценить невозможно!
В случае если самооценка подростка адекватная, то его шансы на успешную жизнь увеличиваются. Это значит, что ребенок в состоянии оценить свои возможности объективно, осознает, какое место он занимает в коллективе и в обществе в целом.
Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка неадекватная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия.
Кроме адекватной и неадекватной самооценки различают также общую и частичную самооценку.
Частичной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общем, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Подростковый период очень сложный не только физически (из-за полового созревания), но и психологически, так как дети этого возраста очень ранимы, и любая неудача может их сделать неуверенными в своих силах или развить комплексы.
С первых дней жизни самооценка малыша безупречна! Но взрослея, малыш понимает, что является для родителей самым главным, а весь мир создан именно для него. Отсюда и формирование завышенной самооценки. До школьного возраста она приближается к адекватной, ведь малыш сталкивается с реалиями окружающего мира: и ребенок он в мире не единственный, и других детей любят.
Только к среднему школьному возрасту возникает необходимость коррекции и формирования самооценки у подростков, так как у одних она буквально взлетает, а у других – понижается.
В раннем детстве на формирование у ребенка самооценки влияли преимущественно родители, воспитатели в детском саду, учителя. В среднем школьном возрасте на первый план выходят сверстники. Здесь уже хорошие отметки роли не играют – для одноклассников и друзей важнее такие личные качества как умение общаться, отстаивать свою позицию, дружить и т.д.
В этот период взрослые должны помогать подростку трактовать его желания, ощущения, эмоции, подчеркивать положительные черты характера и избавляться от негативных. Делать акцент исключительно на успеваемости – не вариант.
В среднем школьном возрасте самооценка подростка может быть полярной, и ее особенность состоит в том, что существует риск крайностей. Речь идет о слишком завышенной самооценке у подростка-лидера и крайне низкой у подростка-изгоя. И первый, и второй вариант – это сигнал, что необходимо срочно предпринимать меры. От родителей требуется:
помощь и поддержка;
доверие;
справедливость;
уважение;
отсутствие тотального контроля;
интерес к увлечениям подростка.
Не секрет, что уровень притязаний и самооценка подростка-старшеклассника – это результат отношений со сверстниками.
Если ребенок – лидер по натуре или изгой, то ожидать у подростка формирования адекватной самооценки не приходится. Любимчики класса умеют превращать свои недостатки и промахи в достоинства, подавая пример остальным. Это поднимает их на большую высоту, а ведь падения рано или поздно не избежать! До подростка следует донести, что немного самокритики ему не повредит.
В случае с заниженной самооценкой, которая формируется у подростка под влиянием семьи, одноклассников, неразделенной любви, излишней самокритичности, недовольства собой, дела обстоят сложнее. К сожалению, именно такие дети чаще задумываются об [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и даже [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Подросток нуждается в повышенном внимании, любви, уважении. Даже если он и заслуживает критики, стоит от нее воздержаться. А вот на всех хороших качествах и поступках необходимо делать акцент, чтобы подросток понимал, что он заслуживает похвалы и уважения.
Готовясь к родительскому собранию по данной теме было проведено 2 тестирование ребят «Ваша самооценка». (Представляются результаты тестирования в виде диаграмм)
Слайд 4 .
Тест 1. Ваша самооценка
Слева кол-во баллов набранных по вопросам
Слайд 5.
Тест 2 (расширенный) «Самооценка».
Самооценка респондентов мужского пола.
Слайд 6.
Слайд 7. Сравнение диаграммы по 2 тесту.
Что влияет на самооценку у подростков, как понять, что она заниженная, и какая коррекция возможна.
Факторы, влияющие на формирование самооценки подростка
взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
успехи в обучении и отношение учителей;
физиологические данные (внешность) и успехи (сила, выносливость, ловкость), а также личные достижения в спорте и т.д.;
особенности характера.
Конечно же, чтобы скорректировать самооценку у подростка необходимо знать:
Причины и признаки заниженной самооценки у подростков.
Самой главной причиной формирования заниженной самооценки у подростков является семейное воспитание и стиль общения с родителями.
Если ребенка постоянно ругают или критикуют, то у него складывается о себе и своих возможностях очень плохое мнение. Также причиной неадекватной оценки своих способностей играют мнения других людей, которое для нерешительного или внушаемого ребенка и будет толчком.
К признакам чересчур низкой самооценки относят:
нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
возникновение повышенной тревожности, паники;
уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
зависимость от мнения окружающих;
подражание своим одноклассникам или экранным образам;
замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).
Определив низкий уровень самооценки своего ребенка-подростка, родителям необходимо сразу начинают искать способы, как ее поднять.
Условием правильной самооценки является наличие свободы.
Свобода всякого человека заключается в том, чтобы не испытывать над собой диктат власти других людей, а самому определять цели своей жизнедеятельности и способы их достижения.
Но под видом самоопределения может скрываться неправильное понимание свободы, извращающее представление личности о себе. Имеются в виду люди безвольные, «плывущие по течению» в поисках легкой жизни, а также люди, стремящиеся быть похожими на всех или на большинство, что проявляется в слепой погоне за модой, в стремлении не отстать от толпы.
Вы, уважаемые родители, и только вы, можете влиять на формирование положительной самооценки подростка, на воспитание чувства его собственной значимости. В ученическом коллективе, а особенно в семейном обществе, каждый подросток должен стоять в центре внимания, тогда он будет иметь адекватную самооценку.
Среди ребят также было проведено анкетирование «Моя семья» с целью выявления влияния родителей на развитие личности подростка.
Предоставляются результаты анкетирования и проводит их анализ, не называя конкретные фамилии учащихся. Вопросы читаются.
В.Г. Белинский: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Хорошие дети хорошая наша старость, плохие дети плохая старость. Так давайте думать о будущем, а будущее это наши дети».
Заключение.
Поскольку самооценка школьника складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, учителей, родных). Поэтому формирование адекватной самооценки в значительной степени зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь школьнику поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. В этом, уважаемые родители, главная роль ваша. Вам ребенок доверяет свои секреты, делится своими успехами и неудачами. Вы должны поддержать его, формируя у него адекватную положительную самооценку.
Слайд 8.
А закончить хочется словами великого немецкого писателя и поэта И.В. Гете: "Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!"Я верю, что наши дети никогда не потеряют веру в себя! Воспитать человека, уверенного в себе, достаточно непросто, но любящим родителям под силу все! Спасибо за внимание.
Ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993. – 174 с.
Е.В. Алексеева и др. Наш проблемный подросток. Учеб. Пособие С.П-б, 1999.
Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Перевод с англ. А.Б. Орлова, - М.: Просвещение , 1991. – 224 с.
Реан А.А. "Психология человека от рождения до смерти"
Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.
Приложение 1.
Психологический тест для учащихся «Ваша самооценка»
1. Когда вам доводится услышать лестные отзывы о себе, вы:
испытываете недовольство то, что люди говорят в качестве комплимента, простая констатация факта, а вам хочется большего (0 баллов);
приятно, конечно, но все равно вряд ли кто-нибудь сумеет оценить вас по достоинству (10 баллов);
радуетесь вам приятно их слышать (20 баллов);
смущаетесь вы не уверены, что они действительно вами заслужены (30 баллов);
мрачнеете люди просто устали говорить вам правду (40 баллов).
2. Что вы думаете о собственной внешности:
гордитесь ей (0 баллов);
она вам помогает производить на людей приятное впечатление (10 баллов);
она вам нравится (20 баллов);
если бы у вас были деньги на пластическую операцию, вы бы ее немедленно изменили (30 баллов);
это просто ужас какой-то все люди как люди, а я... (40 баллов).
3. Довольны ли вы своим социальным положением:
более чем (0 баллов);
нет (10 баллов);
в принципе да, но могло бы быть и лучше (20 баллов);
нет, конечно, но куда же деваться (30 баллов);
вам кажется, что на любом месте проблемы вас не оставят (40 баллов).
4. Можете ли вы назвать себя общительным человеком:
если есть настроение, вы очень общительны (0 баллов);
сложно сказать. Вы легко можете разговорить кого угодно и построить беседу так, чтобы она была интересна всем. Но вот желание так поступить испытываете не каждый день. Трудно встретить человека, стоящего того, чтобы метать перед ним бисер (10 баллов);
конечно (20 баллов);
наверное, нет. Вы любите общение, но вам трудно раскрепоститься (30 баллов);
вряд ли, да и кто захочет вас слушать (40 баллов);
5. Вы любите представлять себе ситуации, в которых ваше поведение очень сильно отличается от реального:
довольно редко, в исключительных случаях. В целом вы довольны своей манерой поведения и не собираетесь ее менять (0 баллов);
нет, чаще вы представляете ситуации, в которых иначе складываются обстоятельства (10 баллов);
на ваш взгляд, в жизни каждого человека бывают ситуации, в которых выбор поведения неоднозначен, вот и приходится думать. А иногда и помечтать хочется (20 баллов);
да, очень (30 баллов);
а что еще мне остается? (40 баллов).
6. Часто ли вы совершаете поступки, о которых потом жалеете:
редко (0 баллов);
вы всегда были сторонником поговорки «Снявши голову, по волосам не плачут». Раз сделали именно так, значит, сделали. Все равно уже ничего не изменишь (10 баллов);
не очень часто, но такое иногда случается (20 баллов);
да (30 баллов);
вы редко совершаете поступки, о которых потом не жалеете (40 баллов).
7. Остроумные люди для вас:
сущее наказание их шутки могут разрушить любую святыню! (0 баллов);
братья по разуму (10 баллов);
приятная компания (20 баллов);
постоянный источник неуверенности в себе, вы теряетесь на их фоне (30 баллов);
загадка природы (40 баллов).
8. Самые значительные достижения в вашей жизни, которыми вы по праву гордитесь, на самом деле обусловлены:
вашим умением вовремя понять суть происходящего и обратить все в свою пользу (0 баллов);
вашими способностями (10 баллов);
вашей трудоспособностью, умом и удачей (20 баллов);
счастливым стечением обстоятельств (30 баллов);
затрудняюсь ответить (40 баллов).
9. Если вам очень хочется доставить радость близкому человеку, вы:
сделаете ему очень дорогой подарок (0 баллов);
воспоете его достоинства и ваши теплые чувства в стихотворной форме (10 баллов);
скажете ему, как он много для вас значит, и постараетесь исполнить его заветное желание (20 баллов);
отдадите ему самую лучшую из своих вещей (30 баллов);
выясните у него, чего ему в данный момент хочется, и исполните его желание (40 баллов).
10. Стремление всегда быть лучше всех, на ваш взгляд:
свойственно только выскочкам, метящим на чужое место (0 баллов);
естественное человеческое чувство (10 баллов);
помогает многого добиться в жизни (20 баллов);
это очень нескромно (30 баллов);
всегда было для вас загадкой. На свете столько необыкновенных людей, и как только может мысль в голову прийти о том, чтобы тягаться с ними? (40 баллов).
Для подсчета результатов теста суммируйте количество набранных баллов.
От 0 до 50 баллов. У вас явно завышенная самооценка. Людям очень тяжело с вами общаться вы отгорожены от всего остального мира стеной непробиваемого самодовольства. Ваше кредо «Я всегда прав». После того, как вы изложили свою точку зрения, любое несогласие рассматривается вами как объявление войны. Слово «самокритика» для вас ничего не значит. Возможно, вы уже достигли большинства поставленных вами целей и дальше идти не собираетесь.
От 60 до 150 баллов. У вас высокая самооценка, и во многом она имеет вполне реальные основания. Однако что-то в себе вы переоцениваете, а что-то, наоборот, несправедливо занижаете. Почему-то вам не всегда удается реализовать свои способности, раскрыть свой творческий потенциал. Отсюда постоянное состояние недовольства окружающим миром и отношением людей к вам. Ваша разочарованность в жизни объясняется довольно просто к окружающим вы предъявляете гораздо более высокие требования, чем к себе, да и вообще, больше берете, чем даете. Попробуйте перестать требовать от людей восхищения вашей неординарностью и проявите интерес к ним для того, чтобы ваша жизнь стала более приятной.
От 160 до 250 баллов. Вы достаточно объективны в оценке своих способностей и возможностей и при этом любите себя. Такая самооценка самый оптимальный вариант. Вы живете в полном согласии с собой и не страдаете от неуверенности в себе. Наверное, именно в этом, в первую очередь, заключается секрет вашей способности найти выход из самых тупиковых ситуаций, с чем бы они ни были связаны от взаимоотношений с другими людьми до личных проблем. Поскольку вы не впадаете в крайности и не склонны к самолюбованию и самодовольству, то люди общаются с вами с удовольствием, радуясь встрече с вами.
От 260 до 350 баллов. Результаты теста свидетельствуют о заниженной самооценке. Вы явно несправедливы к себе. Кто вам внушил, что вы ничего не стоите? Да, вы не самая сильная личность на этом свете, но кто вам сказал, что в людях важны только железная хватка и умение настоять на своем любой ценой? Существуют же еще и доброта, и милосердие. Ваша скромность достоинство, а не недостаток. Но все же постарайтесь избавиться от большей ее части, не позволяйте недостойным вас людям садиться вам на шею и ехать. Не стесняйтесь выражать свое несогласие и не бойтесь понапрасну.
Свыше 360 баллов. Таких никчемных и никому не нужных людей, каким вы представляете себя, просто не бывает на свете. Пока вы не научитесь любить и ценить себя, вам будет очень тяжело в жизни. Окружающие относятся к вам точно так, как вы сами к себе, и их очень трудно в чем-то упрекнуть. Действительно, кто, кроме вас, может быть лучшим специалистом по собственной душе. И коль скоро вы себе так противны, вполне понятно и отношение к вам окружающих.
Приложение 2.
Тест «Самооценка»
Инструкция. Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому результаты их самовоспитания не совпадают. Каковы же ваши представления об идеале? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.
Первый этап
1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.
2. Изучите четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. В каждом наборе качеств вы должны выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их каждый решает сам.
3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Затем приступайте ко второму набору качеств и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.
Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, ниже приводится толкование этих качеств.
I. Межличностные отношения, общение
1. Вежливость соблюдение правил приличия, учтивость.
2. Заботливость мысль или действие, направленные на получение благополучия другими людьми; попечение, уход.
3. Искренность выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
4. Коллективизм способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
5. Отзывчивость готовность отозваться на чужие нужды.
6. Радушие сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
7. Сочувствие отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
8. Тактичность чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
9. Терпимость умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
10. Чуткость отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
11. Доброжелательность желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
12. Приветливость способность выражать чувство личной приязни.
13. Обаятельность способность очаровывать, притягивать к себе.
14. Общительность способность легко вступать в общение.
15. Обязательность верность слову, долгу, обещанию.
16. Ответственность необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
17. Откровенность открытость, доступность для людей.
18. Справедливость объективная оценка людей в соответствии с истиной.
19. Совместимость умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
20. Требовательность строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
II. Поведение
1. Активность проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
2. Гордость чувство собственного достоинства.
3. Добродушие мягкость характера, расположение к людям.
4. Порядочность честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
5. Смелость способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
6. Твердость умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
7. Уверенность вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
8. Честность прямота, искренность в отношениях и поступках.
9. Энергичность решительность, активность поступков и действий.
10. Энтузиазм сильное воодушевление, душевный подъем.
11. Добросовестность честное выполнение своих обязанностей.
12. Инициативность стремление к новым формам деятельности.
13. Интеллигентность высокая культура, образованность, эрудиция.
14. Настойчивость упорство в достижении целей.
15. Решительность непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
16. Принципиальность умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
17. Самокритичность стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
18. Самостоятельность способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
19. Уравновешенность ровный, спокойный характер, поведение.
20. Целеустремленность наличие ясной цели, стремление ее достичь.
III. Деятельность
1. Вдумчивость глубокое проникновение в суть дела.
2. Деловитость знание дела, предприимчивость, толковость.
3. Мастерство высокое искусство в какой-либо области.
4. Понятливость умение быстро понять смысл, сообразительность.
5. Скорость стремительность поступков и действий, быстрота.
6. Собранность сосредоточенность, подтянутость.
7. Точность умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
8. Трудолюбие любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
9. Увлеченность умение целиком отдаваться какому-либо делу.
10. Усидчивость усердие в том, что требует длительной по времени работы и терпения.
11. Аккуратность соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
12. Внимательность сосредоточенность на выполняемой деятельности.
13. Дальновидность прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
14. Дисциплинированность привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
15. Исполнительность старательность, качественное исполнение заданий.
16. Любознательность пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
17. Находчивость способность быстро находить выход из затруднительных положений.
18. Последовательность умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
19. Работоспособность способность много и продуктивно работать.
20. Скрупулезность точность до мелочей, особая тщательность.
IV. Переживания, чувства
1. Бодрость ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
2. Бесстрашие отсутствие страха, храбрость.
3. Веселость беззаботно-радостное состояние.
4. Душевность искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
5. Милосердие готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
6. Нежность проявление любви, ласки.
7. Свободолюбие любовь и стремление к свободе, независимости.
8. Сердечность задушевность, искренность в отношениях.
9. Страстность способность целиком отдаваться увлечению.
10. Стыдливость способность испытывать чувство стыда.
11. Взволнованность мера переживания, душевное беспокойство.
12. Восторженность большой подъем чувств, восторг, восхищение.
13. Жалостливость склонность к чувству жалости, состраданию.
14. Жизнерадостность постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
15. Любвеобильность способность сильно и многих любить.
16. Оптимистичность жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
17. Сдержанность способность удержать себя от проявления чувств.
18. Удовлетворенность ощущение удовольствия от исполнения желаний.
19. Хладнокровность способность сохранять спокойствие и выдержку.
20. Чувствительность легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.
Второй этап
Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.
Обработка результатов
1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).
2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение:
Результаты сопоставьте с оценочной психодиагностической шкалой.
Уровни самооценки
Неадекватно низкий
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
Неадекватно высокий
Мужчины
0–10
11–34
35–45
46–54
55–63
64–66
67
Женщины
0–15
16–37
38–46
47–56
57–65
66–68
69
Приложение 3.
Анкетирование учащихся «Моя семья»
Цель анкетирования: выявить, каковы взаимоотношения в семьях школьников, какое влияние оказывают родители на развитие личности подростка. Заполняется анонимно.
Вопросы:
1. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?
2. В чем, по-твоему, они бывают несправедливыми по отношению к тебе?
3. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители воспитывают тебя?
4. Будешь ли ты строгим родителем?
5. Будешь ли ты баловать своих детей? Как?
6. Представь, что твоей дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь разрешать ей (ему) гулять по вечерам?
7. Будешь ли ты наказывать своих детей? Как?
8. Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж (жена)?
9. Кто из родителей для тебя образец для подражания?
10. Знаешь ли ты своих двоюродных и троюродных сестер, братьев?
11. Принято ли в вашей семье частое общение с бабушками, дедушками?
12. Хотелось бы тебе, чтобы твои внуки относились к тебе так, как ты относишься к своим престарелым родственникам?
13. Сколько бы ты хотел иметь собственных детей и почему?
14. Смог бы ты усыновить чужого ребенка?
15. В чем, по-твоему, главные причины конфликтов между родителями и их детьми?
Приложение 4.
Буклет « Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки.
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Лазовская средняя общеобразовательная школа»
15