Программа гендерного воспитания «Я — семьянин», адаптированная к условиям детской деревни семейного типа.


КГУ «Детская деревня семейного типа села Кенжеколь»
Программа гендерного воспитания «Я - семьянин», адаптированная к условиям детской деревни семейного типа.
Составители программы воспитатели:
Скрынчук Л.М.
Акпамбаева К.Ш.

2015г
Рецензия
на адаптированную программу по гендерному воспитанию
«Я – семьянин»
авт. Скрынчук Л.М., Акпанбаева К.Ш.
На рецензирование представлена адаптированная программа «Я – семьянин», которая является частью реализации воспитательного проекта «СемьЯ» ГУ «Детская деревня семейного типа села Кеннжеколь».
Программа составлена на основе образовательной программы «Формирование социальных компетенций, как одно из условий успешной адаптации воспитанников детского дома в социокультурной среде».
В материале воспитательной программы отражена целевая установка на создание условий для развития социальных компетенций у воспитанников, как основы формирования важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в изменяющейся социокультурной среде. В программу включена модель воспитанника-выпускника.
Данная программа рассчитана на 3 года (2015-2018гг). Возраст воспитанников от 4-17 лет. В планировании прослеживается основной принцип дидактики: учебно-воспитательный процесс идет непрерывно, с постепенным усложнением, с учетом возраста детей.
Данная программа может быть использована в целенаправленной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель:
создание условий для развития социальных компетенций воспитанников детской деревни, как основы формирования важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в изменяющейся социокультурной среде.
Пояснительная записка к разделу «Я – семьянин»
Цель: формирование супружеской культуры, формирование представлений и практических навыков о строительстве собственной семьи.
Задачи:
- усвоить знания, нормы поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности;
- развивать и формировать чувство долга и ответственности перед родными;
- сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства.
Описание социальных компетенций:
- распределение обязанностей, прав, рамок ответственности между членами семьи;
- владение навыками хозяйственно-бытового труда.
Новизна и практическая значимость.
Новизна программы заключается в следующем:
- содержание педагогического процесса соотнесено с актуальной социальной ситуацией жизнедеятельности человека в конкретной культурной среде (реализация им социальных ролей).
Практическая значимость заключается в следующем:
- разработано содержание раздела по формированию готовности и способности воспитанников выполнять конкретные социальные роли.
Ожидаемый результат.
Воспитанник владеет таким уровнем социальной компетентности при котором он сможет успешно функционировать в изменяющихся условиях современного общества:
- владеет способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умеет принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- владеет знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, умеет действовать в каждодневных ситуациях;
- определяет свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, владеет культурными нормами, прожитыми в собственной деятельности.
Модель воспитанника – выпускника
Социальная роль Название компетенции Описание проявления компетенции в деятельности воспитанника
Я – семьянин Распределение обязанностей, прав, рамок ответственности между членами семьи Воспитанник имеет представление о семье, её составе, нормах общения; знают признаки благополучной и неблагополучной семьи, функции семьи.
Воспитанник имеет представление о семейных статусах, полоролевых функциях; знает о правах и обязанностях родителей и детей.
Воспитанник знает и умеет обратиться в социальные институты по защите прав семьи.
Владение навыками хозяйственно-бытового труда Воспитанник умеет делать влажную уборку помещения, наводить порядок в личных вещах, делать мелкий ремонт одежды, приводить в порядок школьно-письменные принадлежности.
Воспитанник знает назначение орудий труда для разного вида труда.
Воспитанник умеет планировать свою деятельность, доводят начатое дело до конца, знает критерии качества труда.
Воспитательный план к разделу «Я - семьянин».
1 год обучения
№ п/пТема Форма занятий Часы
1 «Я и моя семья» Беседа 1
2 «Традиции празднования народных праздников» Беседа - экскурс 2
3 «Репродуктивное здоровье. Как его сохранить» Встреча с врачом 1
4 «Наши умелые руки» Выставка поделок 1
5 «Курение и здоровье. Будущей матери о курении» Обзор материалов СМИ 1
6 «Паспорт. Где и как его получить» Встреча с социальным педагогом 1
7 «Осторожно, наркотики» Этическая беседа 1
8 «Кто я. Какая я» Разговор по душам 1
9 «Легко ли быть женщиной» Встреча с интересным человеком 1
10 «Чем накормить семью» Практикум по составлению меню 1
11 «Куан Саби» Праздникпатронатных родителей 2
12 «Права и обязанности членов семьи. Семейный кодекс РК» Исследовательская лаборатория 2
13 «Новый год-семейный праздник» Праздник 2
14 «Алкоголизм. Последствия ближайшие и отдаленные» Встреча с наркологом 1
15 «Знаю ли я семейный кодекс» Практикум 1
16 «Семейный бюджет. Из чего он состоит. Как распределить доходы» Беседа-практикум 2
17 «ВИЧ – инфекция. СПИД. Как защитить себя» Беседа 1
18 «Как уберечь себя от насилия» Встреча с представителем правоохранительных органов 2
19 «Мое настроение и конфликты» Интегрированное занятие 1
20 «Мы против вредных привычек» Защита плаката 1
21 «Мама…слово-то какое» Праздник 1
22 «Болезни,передающиеся половым путем» Лекция-беседа 1
23 «От чего зависит наше здоровье?» Интегрированное занятие 1
24 «Хозяин и хозяйка дома» Познавательно-развивающее занятие 1
25 «Родные люди, родственные отношения» Коллаж 1
26 «Семейные роли и статусы» Развивающее занятие 1
27 «В твоем доме гости» Праздник, посвященный дню семьи 1
28 «Моя будущая семья» Мини – сочинение 1
29 «Вредные привычки и семья» Ситуационный час 1
30 «Делу время – потехе час» Игра – соревнование 1
2 год обучения
№ п/пТема Форма занятий Часы
1 «Хозяюшка» Конкурсная программа 1
2 «Учреждения города, оказывающие помощь семье и детям» Составление социальной визитки 1
3 «Моя будущая семья» Анкетирование 1
4 «Безобидное развлечение или путь к алкоголизму» Диспут 2
5 «Семейный бюджет. Как сэкономить деньги» Практикум 1
6 «Семья и ее основные функции» Круглый стол 1
7 «Как накрыть стол» Составление меню 1
8 «Семейное законодательство о воспитании детей» Встреча с социальным педагогом 1
9 «Последствия курения. Курение будущей матери. Чем оно вредит малышу.»Диспут 1
10 «Спорт и здоровье» Интегрированное занятие 1
11 ««Куан Саби»» Праздник патронатных родителей 2
12 «Основные признаки благополучной семьи» Кругпый стол 1
13 «Рождественский подарок» Конкурс поделок 1
14 «Человек и его дом» Устный журнал 1
15 «Наркотики. Опасность рядом» Обзор материалов СМИ 1
16 «Разные семьи (виды семей)» Познавательно-развивающее занятие 1
17 «Заботливая хозяйка» Практикум по уходу за одеждой 1
18 «Что такое домашнее хозяйство» Сочинение 1
19 «Основные имущественные ценности» Тестирование 1
20 «Сбербанк. Виды вкладов» Экскурсия 2
21 «Права и обязанности в семье» Ролевая игра 1
22 «Юноша - будущий мужчина» Круглый стол 1
23 «Погода в доме» Ситуационный час 1
24 «Семья и ее функции» Познавательно-развивающее занятие 1
25 «Умеете ли вы выражать эмоции» Игра – путешествие 1
26 «Для чего человеку трудолюбие» Деловая игра 1
27 «Твой досуг в семье» Ситуационный час 1
28 «Поговорим об отношении к девушке, женщине» Ситуационный час 1
29 «Этикет общения мальчиков и девочек» Беседа 1
30 «Общение в семье» Ситуационный час 2
31 «Семейные традиции» Коллаж 1
32 «Роли и статусы в семье» Ролевая игра 1
3 год обучения
№ п/пТема Форма занятий Часы
1 «Моя семья» Коллаж 1
2 «Отец и мать – первые воспитатели» Беседа 1
3 «В чем счастье человека» Альтернативная беседа 1
4 «Нужно ли готовить себя к самостоятельной жизни? Как и когда?» Познавательно-развивающее занятие 1
5 «Хорошая хозяйка. Кто она?» Ситуационный час 1
6 «Конфликтные ситуации в семье» Ситуационный час 2
7 «Права и обязанности членов семьи» Диалог 1
8 «Праздники и традиции в семье» Ролевая игра 2
9 «Вредные привычки (алкоголь, курение, наркомания)» Устный журнал 1
10 «Принимаем гостей: в твоем доме гости» Ролевая игра
2
11 «Основы жилищного законодательства» Лекция- беседа 1
12 «Помоги себе сам» Практическое задание 1
13 «Мой семейный кодекс» Анализ ситуаций 1
14 «Любовь – основа семейной жизни» Литературная гостиная 1
15 Накрываем праздничный стол. Новогодние традиции в семье. Практикум 1
16 «Профилактика венерических заболеваний» Встреча с врачом 1
17 «Эмоции – внешность – характер» Практическое занятие 1
18 «Признаки благоприятной и неблагоприятной семейной атмосферы» Моделирование и анализ ситуаций 2
19 «Этикет общения в семье» Познавательно-развивающее занятие 1
20 «Составление социальной визитки города» Практикум 2
21 «Характер закаляется трудом» Коррекционно-развивающее занятие 1
22 «Каким тебя видят другие?» Круглый стол 1
23 «Конфликты и компромиссы» Коррекционно-развивающее занятие 1
24 «Я среди людей» Деловая игра 1
25 «От чего зависит наше здоровье» Коррекционно-развивающее занятие 1
26 «Права и обязанности членов семьи» Разговор – диалог 1
27 «Слагаемые тепла и уюта в семье» Ситуационный час 1
28 «Роль и статус в семье» Ролевая игра 1
29 «Правильное питание – залог хорошего здоровья» Познавательно-развивающее занятие 1
30 «Нравственное здоровье – основа физического здоровья» Круглый стол 1
31 «Эмоциональное здоровье» Коррекционно-развивающее занятие 1