Рабочая программа элективного курса Учимся понимать и строить текст 10-11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса разработана на основе методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (М, Просвещение,2009).
Актуальность курса.
Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.
Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».
Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе). Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего. Особенно это касается сочинений старшеклассников.
Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу.
Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед выпускным сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие старшеклассники попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так.
Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.
Предлагаемый курс имеет свою цель:
способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи,
научить уместному, умелому использованию языкового потенциала,
систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений,
развивать творческие способности.
Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к написанию сочинения;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной, литературоведческой компетентности старшеклассников через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования элективный курс направлен на профилизацию обучения с дальнейшей специализацией, что позволит существенно расширить выбор школьником индивидуальной образовательной программы и удовлетворить свои интеллектуальные потребности.
Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно и устно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения вершин в любой профессии.
Перечисленные задачи формируются на основе знаний произведений русской литературы, норм русского литературного языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических). Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес и необходимые для определения профиля обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.
Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность.
Учебный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 17 часов как дополнение к базовому курсу по русскому языку и литературе
Результативность курса.
По окончании курса учащиеся должны:
знать основные понятия теории сочинений разных жанров,
уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением,
обладать навыками работы со справочным материалом,
обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать,
владеть коммуникативными навыками,
владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка,
уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров,
оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости.
Методические и дидактические приёмы при обучении:
лекция с элементами беседы,
практическая работа (закрепление навыков),
тренировочные упражнения ,
работа со справочным материалом (дополнительный материал из списка литературы, дополнительный материал, помещённый в курсе в виде словаря, отрывков критических статей),
написание творческой работы (как вариант домашнего задания: написание части сочинения на предложенную тему, написание творческой работы по предложенному плану, в определённом жанре и т.д.),
защита творческих работ (знакомство с правилами подготовки публичного выступления, с основами ораторского искусства и другие),
творческие чтения,
проверочная работа (разного уровня сложности: от простого к сложному)
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока Кол-во
часов
Дата Тип урока
Основные вопросы,
понятия
Виды контроля Планируемые результаты освоения материала Домашнее
задание
1 Введение. Цели и задачи элективного курса «Учимся понимать и строить текст». Анализ направлений тем итогового сочинения-2015, классификация их по сходным признакам. Требования к сочинению. Оценка сочинений.
1
09.09.
2015
Вводный
Цели и задачи элективного курса «Учимся понимать и строить текст». Анализ направлений тем итогового сочинения-2015, классификация их по сходным признакам. Требования к сочинению. Оценка сочинений. Составление плана, опорной таблицы Иметь понятие о сочинении, тексте. Знать особенности сочинения как текста.
Уметь выделить основные признаки теста Выбрать три основных направления тем итогового сочинения
2 Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. Направление «Время».
1
23.09. Комбинированный Текст, подтекст, контекст, тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт, жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства, герой, персонаж, система действующих лиц, монолог, диалог.
Составление таблиц терминов (литературоведческих, обществоведческих), анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины; анализ сочинений; составление плана сочинения, подбор фактического материала Знать основные теоретико-литературные понятия.
Уметь определить их роль. Написание домашнего сочинения на предполагаемую тему по направлению «Время»
3 Выбор темы и её анализ.
Направление «Путь». 1
07.10. Комбинированный Глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, эпиграф, стилевое единство и выразительность речи, соотнесённость композиционных частей.
Составление «Памятки» пишущему сочинение Заполнение таблицы «Типы тем сочинений».
Уметь анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины. Домашнее сочинение по направлению «Путь» (по одной из возможных тем)
4 План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность, последовательность речи.
Направление «Дом», создание возможных тем 1
21.10. Комбинированный План-набросок, развёрнутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи.
Работа по тренировочным карточкам.
Уметь составлять план сочинения, подбирать фактический материал Домашнее сочинение по направлению «Дом» (по одной из предполагаемых тем)
5 Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения. Направление «Любовь», составление возможных тем
1
11.11. Комбинированный Композиционная организация: вступления, основная часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя полемичность. Практическая работа Знать виды вступлений, требования к написанию основной части сочинения.
Уметь писать вступления к сочинениям Домашнее сочинение по направлению «Любовь» (по одной из предполагаемых тем)
6 Проблемно-тематическая типология сочинений. Направление «Год литературы», создание предполагаемых тем
1
25.11. Комбинированный Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. Проверка конспекта, защита творческих работ Уметь обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы, составлять план. Работа со справочным материалом. Домашнее сочинение по направлению «Год литературы»
7 Сочинение - характеристика, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему.
1
16.12. Комбинированный Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические; сравнительная характеристика.
Проверка конспекта, защита творческих работ Уметь строить сочинения разных типов, отбирать фактический материал и структурировать его зависимости от жанра. Работа со справочным материалом, творческая работа.
8 Жанровая классификация сочинений.
1
30.12. Комбинированный Жанровая классификация сочинений.
Проверка конспекта Знать жанровую классификацию сочинений Работа со справочным материалом.
9 Сочинение – литературный портрет. Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа.
1
27.01.
2016 Комбинированный Сочинение – литературный портрет, приёмы создания портрета героя, деталь портрета.
Практическая работа (индивидуальная, в парах, групповая) Уметь писать сочинение – литературный портрет. Написание творческой работы
10 Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. 1
10.02. Урок изучения нового материала Жанр эссе.
Письменный опрос Уметь писать сочинение-эссе Чтение образцов литературы, созданных в жанре эссе.
11 Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся. 1
24.02. Комбинированный Позиция пишущего и способы её выражения. Защита творческих работ Уметь писать сочинение-эссе Написание творческой работы
12 Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.
1
09.03. Комбинированный Сочинение-рецензия. Домашняя самостоятельная работа. Уметь писать сочинение-рецензию Оформление материала лекции.
13 Сочинение - сравнительная характеристика. Особенности жанра.
1
23.03. Комбинированный Исходная позиция сравнения; сходства и различия, эволюция авторской мысли, чувства, переживания.
Проверка практической работы. Уметь писать сочинение- сравнительную характеристику Практическая работа.
14 Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.
1
13.04. Комбинированный Эпизод как часть целого, роль эпизода.
Защита творческих работ Уметь писать сочинение- анализ эпизода. Написание творческой работы
15 Стилистические ошибки в сочинениях 1
27.04. Комбинированный Стилистические нормы, нарушение норм.
Проверочная работа (тест) Уметь находить
стилистические ошибки в сочинениях Составление таблицы, подбор иллюстративного материала.
16 Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок.
1
04.05. Комбинированный Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи.
Проверочная работа (тест) Знать виды грамматических ошибок, уметь их находить Выполнение обучающих упражнений.
17 Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум). 1
18.05. Обобщающий Написание творческой работы.
Подготовка к выполнению в.25 ЕГЭ
Список литературы, образовательных ресурсов
Айзерман Л. С. Сочинение о сочинениях. М.: Просвещение, 1986.
Васильева О., Пахомова С. Как писать экзаменационное сочинение. С-П.: С.-П. ГУ, 1996.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: «Просвещение», 2001г.
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. Р.Я.Ш. 2001 №2.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе.9-11 кл. М.: «Дрофа», 2002г.
6. Лазаренко Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. М.:, 1990.
7. Неретина Т.А., Красовская С.И., Шутан М.И. и др. Экзамен с «Просвещением». – М.: Просвещение, 2015.
8. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. Рекомендации для образоват.организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 94 с.
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 класс)» сост. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. М.: Просвещение, 2003.
10. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015.