Рабочая программа курса Учимся понимать текст
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
Образовательной программы МОУ Большенагаткинская СОШ;
Учебного плана МОУ Большенагаткинская СОШ;
Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;
пособия Артемьевой О.Н. Обучение приёмам понимания текста: учебно-методическое пособие; 2-е изд., исп. и доп. Ульяновск: УлГПУ, 2012
Настоящая программа спланирована на 35 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня.
Цель изучения курса – совершенствование коммуникативной компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).
Задачи изучения курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (изучающего, ознакомительного и просмотрового.) в зависимости от коммуникативной задачи;
использование основных приёмов понимания текста
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Раздел «Понятие текста. Многомерность структуры текста»
Выпускник научится:
определять текст по его признакам
различать виды текста и виды информации содержащейся в тексте.
Раздел «Основные виды чтения»
Выпускник научится:
различать основные виды чтения
использовать различные виды чтения в зависимости от учебной ситуации
Раздел «Приёмы, способствующие пониманию текста»
Выпускник научится:
различать приёмы, способствующие пониманию текста (постановка вопросов к тексту и прогнозирование содержания; составление тематической группы слов; выделение в тексте ключевых слов; осмысление текста через выделение тематических концептуальных предложений; составление плана текста; );использовать изученные приёмы для глубокого осмысления текста
определять тему, идею, проблему текста и авторскую позицию
создавать свои тексты (сжатое изложение, сочинение-рассуждение) на основе прочитанного и услышанного текста.
Содержание учебного курса
Понятие текста. Многомерность структуры текста
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Виды текста по типу речи, стилю речи, жанру. Содержание и смысл текста. Фактуальная, концептуальная и подтекстовая информция.
Основные виды чтения
Основные виды чтения: изучающее, ознакомительное и просмотровое.
Приёмы, способствующие пониманию текста
Постановка вопросов к тексту и прогнозирование содержания.
Составление тематической группы слов
Выделение в тексте ключевых слов.
Осмысление текста через выделение тематических концептуальных предложений.
Содержательные и языковые приёмы сжатия текста.
Сжатие текста как приём понимания прочитанного.
План текста как способ понимания прочитанного. Виды плана текста.
План текста как способ понимания прочитанного Простой и сложный план.
План текста, отражающий его микротемы, и план текста, приближающийся к сжатому пересказу первоисточника.
Диалог с автором текста
Анализ языковых средств выразительности как прием понимания текста.
Смысловая схема текста.
Непркрывно-фабульные и прерывно-фабульные тексты.
Тема, идея, проблема текста и авторская позиция.
Основными формами организации учебной деятельности по освоению данной программы являются лекции, семинары и практические занятия.
Тематическое планирование
№ Название раздела Количество часов
Понятие текста. Многомерность структуры текста
2
Основные виды чтения
1
Приёмы, способствующие пониманию текста
30
резерв 2
Итого 35