КТП курса Учимся понимать текст


Календарно-тематическое планирование
№ темы занятия Тема занятия Кол-во часов Цель занятия Виды деятельности
обучающихся (на уровне учебных действий) Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
Понятие текста. Многомерность структуры текста(2часа)
Вводное занятие 1 Выяснить уровень понимания прочитанного текста Выполнение задания контрольного среза: чтение текста, определение темы, идеи, смысловые части текста, написание сжатого вариант одной из частей текста. Текст и его признаки. Содержание и смысл текста
1 Обобщение знаний о признаках текста Знание признаков текста, характеристика его по ним .Основные виды чтения (1час)
Основные виды чтения. 1 Изучение основных видов чтения. Использование различных видов чтения в соответствии с учебными целями. Приёмы, способствующие пониманию текста (30часов)
Постановка вопросов к тексту и прогнозирование содержания. 1 Учить ставить вопросы к тексту по ходу чтения и выдвигать предположительные ответы на них Изучающее чтение; постановка вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование ответа, проверка предположения при последующем чтении Составление тематической группы слов как приём определения темы текста. 1 Познакомить с приёмом выделения в тексте тематических групп слов (ТГ) Выделение ТГ в тексте, осмысление текста на основе ТГ Выделение в тексте ключевых слов как приём определения темы и идеи текста. 1 Познакомить с приёмом выделения в тексте ключевых слов Знание определения ключевых слов; выделение в тексте ключевых слов; определение темы и идеи текста через ключевые слова. Осмысление текста через выделение тематических и концептуальных предложений 2 Познакомить с приёмом выделения в тексте тематических и концептуальных предложений Выделение в тексте тематических и концептуальных предложений; формулир овка темы текста на основе тематических и идеи текста на основе концептуальных предложений Содержательные и языковые приёмы сжатия текста 2 Обобщение знаний о приёмах компрессии текста Различение и использование основных приёмов компрессии текста при определении идеи текста Сжатие текста как приём понимания прочитанного 1 Научить определять идею текста на основе его сжатия Сжатие текста, определение его идеи Обучающее сжатое изложение теста 2 Совершенствовать навыки написания сжатого изложения на основе прослушанного текста Аудирование, составление плана текста, написание сжатого изложения Сжатое изложение с элементами сочинения 2 Совершенствование работы, связанной с пониманием текста посредством сжатого изложения с элементами сочинения Аудирование, составление плана текста, написание сжатого изложения Подготовка к сочинению по прочитанному тексту 1 Совершенствование работы, связанной с пониманием текста посредством сочинения по прочитанному тексту Аудирование, анализ и сжатие текста с целью определения идеи текста, комментирование вариантов тем сочинения по тексту План текста как способ понимания прочитанного. Виды плана текста. 1 Обобщение и повторение знаний о видах плана и требованиях к нему; научиться использовать план текста для его понимания текста Различение и составление разных видов планов; использование плана для понимания текста. План текста как способ понимания прочитанного Простой и сложный план. 1 Совершенствовать умение составлять сложный план текста, учиться понимать текст посредством составления плана к нему Чтение текста, составление сложного плана к нему План текста как способ понимания прочитанного ( план текста, отражающий его микротемы, и план текста, приближающийся к сжатому пересказу первоисточника) 1 Совершенствовать умение составлять план текста, отражающий его микротемы, и план текста, приближающийся к сжатому пересказу первоисточника Работа с памятками, составление плана, отражающего микротемы текста, и плана, приближающегося к сжатому пересказу первоисточника; определение их связи с темой и идеей текста. План текста, приближающийся к сжатому пересказу первоисточника, как способ осмысления прочитанного 1 Совершенствовать умение составлять план текста, приближающийся к сжатому пересказу первоисточника Чтение текста, составление плана, ответы на вопросы Диалог с автором текста 1 Научить проводить диалог с автором текста Постановка вопросов к тексту, прогнозирование ответов, нахождение ответов в тексте в процессе изучающего чтения Анализ языковых средств выразительности как прием понимания текста 1 Научить использовать языковые средства выразительности как приём понимания текста Аудирование, прогнозирование содержания текста, определение темы , идеи текста посредством анализа языковых средств выразительности Смысловая схема текста 2 Дать понятие смысловой схемы текста, научить использовать её для понимания текста Знакомство с понятием смысловой схемы текста, составление её, ответы на вопросы Самостоятельная работа 1 Проверка уровня сформированности навыков определения темы и идеи текста посредством одним из изученных способов Выполнение заданий на определение темы и идеи текста с указанием конкретного способа Непрерывно-фабульные и прерывно-фабульные тексты
1 Дать понятие о непрерывно-фабульных и прерывно-фабульных текстах
Усвоение понятия о непрерывно-фабульных и прерывно-фабульных текстах, их различение на конкретных примерах
Тема, идея, проблема текста и авторская позиция
От микротемы к идее текста. 1 Познакомить с понятиями проблема текста и авторская позиция по проблеме. Познакомит с одним из способов определения проблемы текста
Определение проблемы текста и авторской позиции по ней. От идеи к главной проблеме текста 1 Познакомить со способом определения главной проблемы текста посредством идеи Чтение текста, определение темы, выделение ключевых слов, работа по алгоритму определения главной проблемы текста исходя из его идеи От авторской позиции к проблеме текста 2 Познакомить со способом определения главной проблемы текста посредством авторской позиции Чтение текста, определение темы, выделение ключевых слов, работа по алгоритму определения главной проблемы текста исходя из позиции автора Определение проблемы текста и авторской позиции по этой проблеме 1 Совершенствовать умение определять проблему текста и авторскую позицию по этой проблеме Чтение текста, выбор одного из способов осмысления прочитанного для определения проблемы и авторской позиции по этой проблеме Проверочная работа 1 Проверка уровня сформированности навыков определения темы и идеи текста посредством одним из изученных способов, проблемы текста и позиции автора по этой проблеме. Чтение текста выполнение задания , с фиксацией способа действия Анализ проверочной работы 1 Совершенствовать умение определять проблему текста и авторскую позицию по этой проблеме Корректировка работы Резерв 2 Итого 35 Литература
Артемьева О.Н. «Обучение приёмам понимания текста»:УлГПУ, 2012
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика,1991
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.: Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки: Легион, 2015
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М. : Издательство «Национальное образование», 2016. – 368 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).Русский язык. 9- й класс. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2015 год: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д : Легион, 2014. – 375 с. (ГИА – 9).
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/