Тема : Общение.Общение – это широкое и многоплановое понятие
Тема : Общение
Цель урока: разъяснить учащимся сущность «общения», его видов и форм, познакомить с элементами культуры общения, развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.
I Приветствие
Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал
Здравствуйте те, кто не завтракал и мечтает об обеде
Здравствуйте те, кто рад наступлению осени
Здравствуйте те, кто готов работать и общаться.
Я не зря выбрала такую форму приветствия. Это связано с темой нашего урока, который будет посвящен проблеме общения.
II Вводно-мотивационный этап.
Сегодня мы ответим на вопросы:
Что такое общение?
Какие виды общения существуют?
Поговорим о правилах и способах общения.
III Собственно учебная деятельность.
Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.
Общение – это широкое и многоплановое понятие. Человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и наоборот. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – все это общение.
Существует и выражение «общение с природой».
При всех различиях и понимании слова «общение» оно выражает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности – усвоенной информацией, мыслями, суждениями, чувствами.
Работа со схемой на доске
Структура общения.
О б щ е н и е
( ( (
Коммуникация: Интеракция: Социальная перцепция:
обмен информацией взаимодействие восприятие
обмен действиями, понимание,
поступками оценка
Модель коммуникативного процесса включает 5 элементов:
Кто? (передает сообщение) – коммуникатор
Что? (передает) – сообщение (текст)
Как? (осуществляется передача) – канал
Кому? (направляется сообщение) – аудитория
С каким эффектом – эффективность.
Слово коммуникация (с латыни) означает «общее, раздельное со всеми».
Т.о., можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.
Схема на доске
В и д ы о б щ е н и я
Речевое Неречевое
Вербальное (коммуникация) Невербальная коммуникация
Осуществляется посредством Визуальные виды бщения-
речи, т.е. при помощи слов и звуков мимика, пантомимика,покрас-
Речь – универсальное средство нение
коммуникации. Акустическая система –
диапозон, смех, плач.
Тактильная система –
Пожатие руки, объятия.
Так же запахи
Выступление ученика с сообщением о формах общения.
- Человек нуждается в общении с другим человеком, с момента своего рождения. Учеными установлено, что с 1,5 – 2 месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток в таком общении может привести к отклонениям в развитии.
Общение с другими людьми является жизненной необходимостью, для людей любого возраста, особенно оно важно в юности. Недаром у всех народов тяжким наказанием является одиночное наказание.
Что вы думаете о роли общения?
Примерные ответы учеников:
Получение знаний
Передача опыта
Усвоение культурных норм, правил поведения
Ценности
Оценивание поступков
Вырабатывание таких качеств как доброта, честность, принципиальность, отзывчивость
Развитие интересов человека
Обмен мнениями, впечатлениями
Узнавать себя и других и т.д.
Любой человек оценивает себя глазами других людей. От общения зависят наши успехи, настроение, удачи.
-Вспомните с кем вы общались сегодня утром?
- Изменилось ли ваше настроение?
- Если да, то в какую сторону?
Учащимся предлагается упражнение по определению настроения
Цветные карточки отображающие настроение учащиеся складывают в коробочку.
Учитель объясняет значение цветов.
1)красный - психологическое значение этого цвета- возбуждение, активность, вера в собственные силы, уверенность в себе.
2)желтый - соответствует чувству свободного развития, желтый цвет предпочитают люди стремящиеся к саморазвитию
3)зеленый - выражает стабильность, твердость, постоянство. Зеленый цвет успокаивает нервную систему.
4)серый - скромность, практичность, печаль.
5)черный - противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание. Человек предпочитающий черный стремится скрыть свой внутренний мир.
-В каждом сообществе людей есть своего рода Кодекс правил общения.
Выступление представителей групп о правилах общения.
1) Правила общения по телефону
2) Правила общения по sms
3) Правила общения и работы в группе
4) Правила ведения спора
( задание дается заранее)
В общении существует понятие установки.
В « Ревизоре» есть тому подтверждении (два учащихся показывают сцену общения гоголевских персонажей)
«Городничий. Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот яЯ служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я
Городничий (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!
Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькиене сделайте несчастным человека.
Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!...Нет, благодарю покорно, не хочу».
-Здесь мы с вами увидели психологическое явление, которое специалисты называют «установка». У Хлестакова и Городничего при встрече выявляются свои установки. Т.е., их представления о том , что должно произойти. Городничий ждал приезда ревизора, он уверен, что разговаривает с ревизором и боится за свою карьеру, стремится смягчить его. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, и его поэтому ждут неприятности, даже арест. Именно поэтому Городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора , а Хлестаков в намерениях Городничего арестовать его. И истолковывают реплики друг друга на фоне собственных установок. Таким образом, установка может помешать началу разговора или привести к конфликту. Это мы и увидели в Гоголевском ревизоре.
Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии.
Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.
Историческая справка. Выступление учащегося о предвыборной борьбе Авраама Линкольна.
-Таким образом можно сказать что нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться надо приложить усилия, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.
Упражнение «Расшифруй слово».
На доске слово «Общение»
Каждую букву использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».
О объединение
Б близость,
Щ щедрость
Е единство
Н необходимость
И искренность
Е единомыслие
Фронтальная работа. Вопросы к классу.
- Всегда ли ваше общение с другими бывает успешным?
- Нужно ли учиться общению?
- Как вы считаете для чего это нужно?
- Говорил ли кто-нибудь вам слова «я не хочу с тобой общаться»?
- Были ли эти слова справедливы?
- Как вы на них реагировали?
Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера.
В общение следует вступать без предвзятости М.Горький советовал:
«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».
А писатель М.М. Рощин сказал о культуре общения: «Попробуйте не наступать, а уступать; не захватывать, а отдать; не спрятать, а поделиться; не орать, а выслушать; не разорвать, а склеить».
- Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся на улице, в школе с одноклассниками.
Давайте проверим, какие вы в общении.
При помощи теста «С тобой приятно общаться».
Постарайтесь отвечать честно.
Расшифровка баллов:
+2 – с тобой приятно общаться
+1 – ты не самый общительный человек
0 – не знаю, я мало с тобой общаюсь
-1 – с тобой иногда неприятно общаться
-2 – с тобой очень тяжело общаться
На листочке указывается балл и имя кому адресуется. Подсчет дома.
Существующее в современном мире многообразие способов общения так или иначе связаны с интернетом.
Согласитесь, электронная почта, чаты, форумы, интернет журналы и газеты стали не менее важным аспектом повседневности чем телевизор и телефон.
В чем же плюсы и минусы интернет-общения?
(Ответы учащихся)
Информационный блок
Я предлагаю вам запомнить правила общения:
1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят)
2. Не снимайте с себя ответственности!
3. Будьте искренни!
4. Будьте справедливы!
5. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!
6. Будьте естественны в общении!
7. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!
Подумайте и перечислите основные составляющие успешного общения.
Учащиеся от парты выходят к доске и прикрепляют лепестки ромашки к доске (в центре смайл желтого цвета) Примерные слова:
расположенность к другим людям, чувство юмора, искренность, справедливость, ответственность, терпение, доверие, умение владеть собой, умение слушать и т.д.
IV Закрепление понятий
А сейчас поприветствуйте соседа по парте:
Скажите «привет» - какой это вид общения?
Пожмите руки - какой это вид общения?
Помашите рукой – какой это вид общения?
Скажите «как дела» - какой это вид общения?
Учитель читает стихотворение
Останься честен , говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями.
Пусть все в свой час считаются с тобой
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(Р. Киплинг)
V Рефлексия
Сегодня для меня было главным
Сегодня я понял, что
Домашнее задание: Ответить на проблемный вопрос: « Может ли человеку в современном обществе что-либо ( TV, компьютер) заменить общение?»
15