Внеклассное мероприятие Письма военных лет (4 класс)
Письма военных лет
Классный час
Цели: 1. Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины, села.2. Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Письма военных лет»,
Запись "Ах, война, что ж ты подлая сделала…".
Дети становятся полукругом, некоторые в пилотках, медсестра, письма держат за спиной.
Ведущий. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.
Видео ролик объявление войны
Дети.
1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
5 Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.
7. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.
8. 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.
9. Война была. Эти пожелтевшие треугольники - доказательство. Это фронтовые письма. Их писал мой прадедушка … моей прабабушке …Когда он ушёл на фронт, его дочь только родилась. Он спрашивал в письме: "Агукает ли моя доченька?" Увидеть дочь ему так и не удалось. Моя прабабушка получила лишь похоронку.
Ведущий. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и деды, мужья и сыновья, братья. Они писали, что вернутся домой и только с победой.
Видеоролик Письмо с фронта(1)
Учитель: 70 лет назад 9 мая прогремел салют в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, но отзвуки той войны до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходит с фронта письма, значит человек пропал без вести или убит.
Солдатские письма… Пожелтевшие от времени треугольники полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив». К сожалению, часто случалось и по-другому.
Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной — как ждали их! Не зря фронтовой треугольник остался в нашем сознании как один из символов той грозной эпохи.
Ученик: Письма с фронта, как исторические документы, имеют ряд особенностей.1. Боец, отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал. 2. Многие письма очень короткие, сдержанные. Они написаны в перерывах между боями, накануне сражения. Несколько строчек такого письма заканчиваются фразой: «Ухожу в бой». 3. Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу. 4. Фронтовики постоянно смотрели смерти в глаза: вокруг погибали друзья, однополчане, каждый из них сам был «на волосок» от смерти. Поэтому мужество, героизм стали повседневными, будничными. О своих подвигах писали скромно, как о само собой разумеющемся. 5. Не секрет, что письма просматривались военной цензурой. Строчки, содержащие важную информацию, военные данные, зачеркивались, закрашивались черной тушью. На фронтовом треугольнике ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
Ученик:1
Писали их на смертном рубеже Под скрежет танков, орудийный рев, Писали их в окопах, блиндаже, На бомбами израненной меже, На улицах сожженных городов... О, письма фронтовые грозных лет — Бесценней документов в мире нет!
Ученик 2
«…Написал я всё, что надо, А увижусь — доскажу.А теперь письмо солдатаТреугольником сложу.
Угол первый — самый главный,Этот угол я загну,Чтоб с Победою и славойМы окончили войну.
Я сложу края второго — Вот и вышел уголок,Чтоб вернуться мне здоровымНа отеческий порог.
Ну а третий, ну а третийВ честь твою сложу скорей,Чтоб тебя, как прежде, встретитьИ назвать своей.
Так лети с приветом жаркимНа заветное крыльцо,Треугольное, без марки,Фронтовое письмецо! »
(показывает как складывать фронтовой треугольник)
(чтение писем детьми – мальчики читают письма солдат)
«Здравствуйте, милые Зиночка и Галочка! Шлю вам свой горячий привет. Зинуля, сейчас одна задача - скорейший разгром Гитлера, чтобы мы могли снова встретиться. Я надеюсь, что после разгрома врага наша встреча состоится. Я надеюсь, что ты с честью выдержишь это жизненное испытание. Помни всегда, что я в боях думаю о вас, что я, не жалея жизни, борюсь за вашу спокойную жизнь, за вашу свободу и независимость. И если .придется умереть, то и тогда не забывай меня, знай, что жизнь моя - цена вашей жизни. Я думаю, что все это ты прекрасно понимаешь.
Горячий привет всем знающим меня и всем нашим. Поцелуй Галочку. Крепко тебя целую много раз. Твой Анатолий».
«Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское — воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».
: «Здравствуй, дорогой брат Анатолий! Я пишу тебе письмо с фронта. Здесь я защищаю Родину. А тебя прошу — учись хорошо и слушай мамочку! Толечка, учиться нужно только на отлично. Этим ты будешь помогать мне, громить врага».
«Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям — Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко».
?
«Милая мама, я получил ранение в Латвии. Лежу в госпитале. Рана моя на левой ноге потихоньку затягивается. Скоро победим немчуру, тогда заживем весело и счастливо».
“Прощай, дорогая мамочка!
Это моё предсмертное письмо, и, если ты его получишь, знай, что сына у тебя больше нет. Я погиб как твой сын и как сын Родины. Я не пощадил своей жизни за благо и счастье людей, за вашу спокойную старость, за счастливую жизнь детей.
Плакать не нужно! Гордись и помни меня. Рассказывай тем, которые ещё только растут, что был у тебя сын и что он, не жалел себя, отдал свою жизнь за их счастье, за их радости.
Я очень волнуюсь, когда пишу тебе это письмо, но твердо верю, что то, что не успел сделать я, закончат мои товарищи. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия.
Целую в последний раз крепко, крепко!Твой сын Олег”.
Учитель: Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Учитель: Письма на фронт! Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых...
У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
Ученик.
Шла война. Стонала Украина.Но запахло в воздухе весной.Мать на фронт письмо писала сыну:" Здравствуй, мой Алёшенька родной!Ты здоров, любимый мой сыночек?За Отчизну проливаешь кровь...Как хочу я в эти пару строчекУложить огромную любовь!Я, любимый, по тебе скучаю.Плачу...Но прости. Не в этом суть.Ты живой. Я точно это знаю.Ведь не может сердце обмануть.Стать бы мне красивой белой птицей,Чтобы от разлуки не страдать,Над Землёю грешной покружиться,И тебя, мой милый, увидать!Почему вестей не получаю?Обещал писать ты, уходя.Почтальона у ворот встречаю,Только нету писем от тебя...Бьёшь фашистов. Понимаю, милый...Знаю, что о доме ты грустишь...Но поверь, найду ещё я силы,Чтоб тебя дождаться, мой малыш.Помнишь Валю? Жили по соседству?Так тебя, сказала, будет ждать.Зайца твоего храню из детства...Помнишь, как любил ты с ним играть?..."Мать писала своему ребёнку.Вся в слезах. Две ночи напролёт.И не знала то, что похоронкуПочтальон сегодня принесёт...
(письма читают девочки – письма на фронт)
Здравствуй дорогой мой, милый Ванечка, извини, что пишу редко, ведь у нас осенняя отрада. Много всяких забот. На днях ходили с женщинами нашего села заготавливать дрова, не заготовишь дров, нечем обогревать избу зимой. Осень - пора ягод и грибов. Недавно ходила в болото за голубикой. Целый день ходила по сырым кочкам, с обувью, сам знаешь туговато. Но ничего, справилась, лишь бы у вас на фронте солдатам не было трудно. Живу тобой, живу детьми. Вчера было письмо от нашего сына Василия, он воюет на Калининградском фронте, очень не хватает мне его. Каждый день молюсь за вас. Иришка и Семочка часто спрашивают: Когда вернутся папа и брат с войны? А маленькая Лизочка сидит, сидит да скажет: А если война завтла кончится, мы будем кусать валенье сладкое, и сахала и хлеба много, много? Бедная Лизочка, пока у нее одно желание - кушать сладкое! Но ты за нас не беспокойся. Живут же люди, проживем и мы. Надо уметь жить и в трудностях. Вижу тебя, моего родного, пусть похудевшим, измотанным в трудных походах, но не сломленным! Мы тебя очень ждем, до скорого свидания, твоя Маруся. 28.08.41
Ученик читает стихотворение Е. Благининой «Письмо солдату».
Здравствуй, папа,
Ты опять мне снишься,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа!
Ты вернешься невредимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький, голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть,
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть.
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб, как раньше, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить,
Чтоб над всем таким огромным миром
Днем и ночью был веселый свет...
Здравствуй, дорогой и любимый наш братка Ваня! Шлем тебе все по сердечному привету. Я тебе сообщаю, что живем по-старому, хлеб есть, дрова есть, только насчет корму для скотины плохо...
Братка Ваня, мы к 23 февраля, ко Дню Красной Армии, собирали подарки...
На этом кончаю писать письмо, остаемся живы, здоровы, того и тебе желаем, с приветом вся семья!
15 марта 1942 г. Здравствуй, дорогой папа! Мы очень по тебе стосковались, ты все снишься в шинели, пришел бы домой. Поглядел бы ты, папа, сколько у нас снегу. Папа, пока до свидания, присылай ответ. Привет от дочек.
Прошу всех встать . Склоним головы перед величием подвига советского солдата . Почтим память всех погибших минутой молчания.
Видеоролик Минуты молчания
Телогрейка
Телогрейка Т. Шапиро
Отца телогрейкаВисит в коридоре.И пахнет и потом она и смолой.Отец в ней работал,Ходил он на стройку.Не взял на войнуТелогрейку с собой.И сын каждый разВ коридор выбегая,Всё нюхал её,Прижимая к лицу.И тихо шептал:– Возвращайся скорее!Вот так помогал он себе и отцу.Её не давал никому надевать он.И так провисела она всю войну.И нюхал сынок её,Будто молился;– Я папу дождусь!Да, я папу верну!И вот наступила она – та Победа,В которую верили все до конца.И мальчик дождался!И папа вернулся!И папу он обнял иВстретил отца!А всё потому, что былаТелогрейка, котораяСтолько давала тепла.Хотите, вы верьте,Хотите, не верьте –Но папе вернутьсяОна помогла!!!
Приходят к дедушке друзья
Автор: Владимир Степанов
Приходят к дедушке друзья, Приходят в день Победы. Люблю подолгу слушать я Их песни и беседы.
Я не прошу их повторять Рассказов откровенных, Ведь повторять — Опять терять Товарищей военных, Которых ищут до сих пор Награды боевые, Один — сержант, другой — майор, А больше — рядовые. Я знаю: трудно каждый год Рассказывать сначала О том, как армия вперед С потерями шагала. О том, какая там пальба, Как в сердце метят пули... — Судьба, — вздохнут они, — Судьба! А помнишь, как в июле?..
Приходят к дедушке друзья Отпраздновать Победу. Все меньше их... Но верю я — Они придут, приедут...
Видео ролик. Я хочу чтобы не было больше войны (дети поют)