Рабочая программа по окружающему миру 3класс 21 век


Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район»
Сл. Плато-Ивановка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Платово- Ивановская основная общеобразовательная школа»
(МБОУ «Платово-Ивановская ООШ»)

«Согласовано»
Руководитель РМО Овечко Т. В.
_________________ подпись
Протокол № _______
от « » августа 2015 г. «Согласовано»
Заместитель по УВР
Ушанева И.М. ________
от «___» _________2015 г.
«Утверждено»
Приказ №______
от «___» _________2015 г.
Директор Козорезова Е.А.
_________________ подпись
Рабочая программа
по окружающему миру
Уровень общего образования (класс): начальное общее 3 класс
Количество часов: 68 часов
Учитель: Ушанева З.П.
Программа разработана на основе: программы Н.Ф.Виноградовой,Г.С.Калиновой «окружающий мир». (Образовательная система «Начальная школа 21 века». Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основными нормативными документами, определяющими содержание и структуру рабочей программы по окружающему миру ё являются:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Примерная программа начального общего образования;
«Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 405 от 09.06.2015г. «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год»;
Авторская программа Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой «окружающий мир». Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.Ф.Виноградова;
Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".- 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
ООП НОО МБОУ «Платово-Ивановская ООШ» ;Учебный план и годовой календарный график МБОУ «Платово-Ивановская ООШ» на 2015-2016 учебный год;
Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Платово-Ивановская ООШ».
Преподавание предмета «Окружающий мир» в 3 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».
Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
Специфика предмета « Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе -формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса « Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей-умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Предложенная рабочая программа рассчитана и на учащегося, имеющего ЗПР, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, а что, в свою очередь, ведет к нарушению внимания, восприятия, абстрактного мышления. У таких детей отмечаются периодические колебания внимания, недостаточная концентрация на объекте, малый объём памяти.
Программа, разрабатываемая для VII вида, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Так как ребята проходят обучение в общем классе темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут ими изучаться в ознакомительном порядке (они выделены в календарно-тематическом планировании программы курсивом), т.е. не являются обязательными для усвоения учащимися VII вида.. Такой подход позволит обеспечить усвоение учащимся по окончании основной школы обязательного минимума содержания естественных и социально-гуманитарных наук. При составлении программы для учащегося VII вида учитывались следующие особенности : неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки устной и письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
Уровень обучения – базовый.
Важными коррекционными задачами курса окружающего мира коррекционно-развивающего обучения являются:
- развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
- формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итоговогосамоконтроля);
- развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
- развитие общеучебных умений и навыков.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в концепции нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину»,
семья как ячейка общества.
Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ «Платово- Ивановская ООШ» на 2015-2016 уч. год предмет «окружающий мир» изучается в 3 классе 2часа в неделю. Согласно действующему в МБОУ « Платово- Ивановская ООШ » расписанию на 2015-2016 уч. год общий объём учебного времени составляет 68 ч.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.
Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.
Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают
познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир,
психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей
культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускников продолжится формирование
положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;
осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
способности к самооценке;
осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;
знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
•понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;
способности оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватной самооценки;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
основ экологической культуры;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;
-планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
•осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
•обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
строить монологические и диалогические высказывания;
обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
Выпускник получит возможность научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
;
Предметные результаты
Выпускник научится:
характеризовать условия жизни на Земле;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха);
различать растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения,характеризовать значение органов растения;
объяснять отличия грибов от растений;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностямиповедения и условиями обитания животного;
составлять описательный рассказ о животном;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
характеризовать некоторые важнейшие события в историироссийского государства (в пределах изученного);
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнегорусского царя;
работать с географической и исторической картой, контурной картой. Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб,условные обозначения на карте;
приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
проводить несложные опыты по размножению растений;
проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,сравнивать свои высказывания с текстом учебника.7
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимисяОтметка «5» (отлично) - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения
Отметка «4» (хорошо) - использование дополнительного материала, полнота раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;
Отметка «3» (удовлетворительно) достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала неполнота раскрытия вопроса.
Отметка «2» (плохо) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Контрольно-измерительные материалы.
№ тема дата
1 Проверочная работа № 1
по теме «Земля – наш общий дом» 06.10
2 Контрольная работа № 1
по итогам 1 четверть 27.10
3 Проверочная работа № 2
по теме «Растения» 27.11
4 Контрольная работа № 2
по итогам2 четверти 25.12
5 Проверочная работа № 3
по теме «Наша Родина: от Руси до России» 04.03
6. Контрольная работа № 3 за 3 четверть(тест) 18.03
7 Проверочная работа №4 по теме «Как трудились в старину» 22.04
8. контрольная работа за 4 четверть .06.05
9 Итоговая Контрольная работа №4 итоги за год (тест) 20.05
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
3 класс (68 ч)
Введение (1 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет вистории.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятии «историческое время»;
различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Земля — наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда.
Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
различать географическую и историческую карты;
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
характеризовать значение растений для жизни;
различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
проводить несложные опыты по размножению растений;
приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Грибы и бактерии (2 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
объяснять отличия грибов от растений;
различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли (10 ч)
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия:
характеризовать роль животных в природе;
приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
составлять описательный рассказ о животных разных классов;
составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»;
перечислять причины исчезновения животных;
ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
называть древние города, описывать их достопримечательности;
ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ№ Тема Кол-во уроков Основные виды учебной деятельности
1 Введение 1 Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее». Работа со схемой-рисунком в учебнике Коллективная работа с форзацами учебника
2
2 Земля – наш общий дом 10 Обсуждение понятий «тела живой природы», «тела неживой природы». Работа со схемой строения Солнечной системы»
Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена дня и ночи, смена сезонов. Обсуждение результатов опытов.
Характеристика свойств воды. Опыты: свойства и состояния воды (практическая работа)
Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоёмы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии поставленной учебной задачей. Знакомство с компасом и работа с ним. Ориентирование по тени деревьев, мхам и лишайникам, смоле, просекам
3. Грибы и бактерии 2 Знакомство с микроскопом. Обсуждение вопроса «Кто они бактерии?» Выполнение заданий в рабочей тетради
Обсуждение проблемы «Чем грибы отличаются от растений?». Знакомство с правилами сбора грибов.
4. Растительный мир Земли 11 Работа с рисунками учебника растений различных сред обитания. Обсуждение вопроса «Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?» Обсуждение проблемы: «Что общего у растений несмотря на их разнообразие?»
Составление схемы «Растения на службе у человека и животных»
Сообщения детей. Работа со схемой – рисунком Отрасли земледелия. Подготовка рассказа «Растения в моем доме»
Подготовка коллективного плаката «Будем беречь растения
5 Животный мир Земли 10 Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные.
Характеристика животных — представителей разных классов.
Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях
Сообщения детей. Составление цепей питания. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях
6 Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) 14 Обсуждение гипотез «Откуда произошло название нашей Родины?» Работа с исторической картой, лентой времени, учебником, рабочей тетрадью.
Работа с картой Московского государства..Знакомство с императорами России. Составление плана рассказа «Петр 1 Великий» Решение исторических задач
Беседа по вопросам: «Зачем человеку имя, что означает твое имя, как родились имена и фамилии в прошлом?»
Словесная характеристика членов семьи. Сравнение изображенных персонажей с современными людьми.
Коллективное объяснение слов: гостиная, будуар, буфетная, кабинет.
Изготовление журнала мод
7 Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи20 Обсуждение проблемы «Зависит ли труд от природных условий?» Работа с рисунком – схемой «Земледелие». Сравнение ремесел. Определение мест, в которых созданы игрушки. Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради.
История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России
Календарно- тематическое планирование

Тема урока
Кол-во часов Дата урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты
Предметные результаты УУД Личностные результаты
план факт 1 Введение (1 час)
Где и когда ты живешь
1 1.09 Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее». Работа со схемой-рисунком в учебнике
Коллективная работа с форзацами учебника
Сформированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий
Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.
Регулятивные:
адекватное использование речи, коррекция.
Коммуникативные:задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
2 Земля – наш общий дом (10 часов)
Солнечная система 1 4.09 Обсуждение понятий «тела живой природы», «тела неживой природы». Работа со схемой строения Солнечной системы» Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни
3 Условия жизни на Земле 1 8.09 Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена дня и ночи, смена сезонов. Обсуждение результатов опытов
Работа в рабочей тетради. Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
4. Водная оболочка Земли 1 11.09 Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
5 Воздушная оболочка Земли 1 15.09 Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа при дыхании» Беседа «Состав воздуха» с использованием диаграммы.
Работа в рабочей тетради. Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
6 Человек познает мир 1 18.09 Работа с иллюстрациями учебника. Обсуждение «Что в природе могло подсказать человеку идею создания разных предметов» Уметь наблюдать, делать выводы, сравнивать свое мнение с текстом учебника Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
7 Глобус 1 22.09 Практическая работа «Глобус – модель Земли»
Работа в рабочей тетради. Уметь находить на глобусе экватор, Северное и Южное полушария, Северный полюс и Южный полюс,, меридианы, параллели Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
8 Географическая карта 1 25.09 Работа с картой. Выполнение заданий в рабочей тетради Находить условные обозначения, масштаб, отмечать на контурной карте необходимые точки Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
9 План местности 1 29.09 Рассматривание плана пришкольного участка. Сравнение плана и карты. Вычерчивание плана комнаты Уметь чертить план своей комнаты, используя условные обозначения Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
10 Экскурсия№1 Ориентирование на местности 1 2.10 Знакомство с компасом и работа с ним.
Ориентирование по тени деревьев, мхам и лишайникам, смоле, просекам Уметь находить север, юг, запад, восток, определять, в каком направлении расположены объекты Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
11 Проверочная работа № 1
по теме «Земля – наш общий дом» 1 6.10 Самостоятельная работа
Самостоятельная работа по аналогии
Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
12 Грибы и бактерии ( 2 часа)
Бактерии 1 9.10 Знакомство с микроскопом. Обсуждение вопроса «Кто они бактерии?» Выполнение заданий в рабочей тетради Уметь отличать бактерий от других обитателей планеты, Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
13 Грибы 1 13.10 Обсуждение проблемы «Чем грибы отличаются от растений?». Знакомство с правилами сбора грибов Знать строение шляпочных грибов, разновидности грибов Регулятивные:
коррекция, прогнозирование.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.
14 Растительный мир Земли (11 часовРастения 1 16.10 Работа с рисунками учебника растений различных сред обитания. Обсуждение вопроса «Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?» Уметь делить растения на группы по определенным признакам, давать характеристику групп растений Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.
15 -16 Разнообразие мира растений (флоры)
Экскурсия №2 2 20.10
23.10 Сообщения учащихся о растениях разных групп. Составление коллективного плана рассказа «Растения Земли» Уметь находить различия в строении разных групп растений Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.
17 Контрольная работа № 1
по итогам 1 четверть 1 27.10 Самостоятельная работа
Самостоятельная работа по аналогии
Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
18-19 Растения – живые существа (организмы) 2 30.10
10.11 Обсуждение проблемы: «Что общего у растений несмотря на их разнообразие?»
Составление схемы «Растения на службе у человека и животных» Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
20 Размножение растений 1 13.11 Коллективный труд: выращивание растений различными способами Знать части растений, уметь выращивать растения разными способами Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
21 Растения дикорастущие и культурные 1 17.11 Сообщения детей. Работа со схемой – рисунком Отрасли земледелия. Подготовка рассказа «Растения в моем доме» Знать признаки определения культурных и дикорастущих растений, отрасли земледелия Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
22-23 Красная книга России 2 20.11
24.11 Игра «Суд». Работа с картиной. Подготовка коллективного плаката «Будем беречь растения» Объяснять причины исчезновения растений на Земле Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других. Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности
24 Проверочная работа № 2
по теме «Растения» 1 27.11 Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по аналогии
Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
25 Животный мир Земли(10 часов)
Животные – живые организмы 1 1.12 Словесная дидактическая игра «Назови животного». Составление цепей питания. Обсуждение места животных и растений в цепях питания Уметь определять животных по признакам, месту обитания Регулятивные УУД:
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов
26 Разнообразие мира животных (фауны) 1 4.12 Игра – соревнование «Кто больше назовет животных». Работа с рисунком – схемой «Разнообразие животных» Уметь приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных, знать функции организмов, давать определения словам «фауна», «флора» Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов
27 Животные – живые существа (организмы) 1 8.12 Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради Знать отличительные признаки животных: особенности питания, передвижения Регулятивные УУД:
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов
28 Беспозвоночные животные. Насекомые. Пауки. 1 11.12 Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях Сравнивать беспозвоночных, насекомых, пауков по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы
29 Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные (амфибии). 1 15.12 Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях Сравнивать позвоночных животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы
30 Пресмыкающиеся (рептилии). Птицы. 1 18.12 Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях Сравнивать позвоночных животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы
31 Млекопитающие (звери) 1 22.12 Сообщения детей. Сравнение групп животных. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях Сравнивать позвоночных животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов
32 Контрольная работа № 2
по итогам2 четверти 1 25.12 Самостоятельная работа
Самостоятельная работа по аналогии
Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
33 Природные сообщества 1 29.12 Сообщения детей. Составление цепей питания. Выполнение заданий в учебнике и рабочих тетрадях Составлять цепи питания различных сообществ Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов
34 О заповедниках 1 12.01 Работа с таблицей «Заповедник». Выполнение заданий в учебнике Знать названия известных в России заповедников Регулятивные УУД:Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов
35-36 Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14часов)
Древнерусское государство 2 15.01
19.01 Обсуждение гипотез «Откуда произошло название нашей Родины?» Работа с исторической картой, лентой времени, учебником,
в рабочей тетради Знать названия отдельных племен и союзов племен славян, знать имена первых русских князей Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
37 Московская Русь 1 22.01 Работа с картой Московского государства.. Выполнение заданий в рабочей тетради Знать названия городов Московского государства, уметь давать характеристику первому русскому царю Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
38-39 Российская империя 2 26.01
29.01 Работа с лентой времени. Знакомство с императорами России. Составление плана рассказа «Петр 1 Великий» Решение исторических задач Знать самые главные события, которые происходили в годы правления Петра 1, Екатерины Великой, Николая 2 Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
40 Советская Россия. СССР. Российская Федерация 1 2.02 Работа со словарями, энциклопедиями. Практическая работа по выяснению информации о том, какие республики входили в состав СССР Знать органы управления страной Регулятивные УУД:
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности социальных объектов
41 Из истории имен 1 5.02 Беседа по вопросам: «Зачем человеку имя, что означает твое имя, как родились имена и фамилии в прошлом?» Выполнение заданий в рабочей тетради Уметь определять, какие имена принадлежат крестьянину, чиновнику, служащему, священнику Регулятивные УУД:
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности социальных объектов
42 Какими были славяне 1 9.02 Обсуждение по вопросам учебника проблем. Работа с репродукциями картин. Словесная характеристика членов семьи. Сравнение изображенных персонажей с современными людьми Уметь описывать картины Регулятивные УУД:
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности социальных объектов
43-44 Какие предметы окружали людей в старину
2 12.02
16.02 Коллективное объяснение слов: гостиная, будуар, буфетная, кабинет.
Изготовление журнала мод Сравнивать жилища, одежду, обувь зажиточных людей и простых людей Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других. Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности
45 Русская трапеза 1 19.02 Составление меню праздничного обеда славянина. Игра «Накроем стол к обеду»
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других. Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности
46 Верования языческой Руси 1 26.02 Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради Знать названия языческих праздников, дошедших до наших дней Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других. Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности
47 Принятие христианства на Руси 1 1.03 Работа с учебником. Выполнение заданий в рабочей тетради
Знать религиозные обряды и праздники христиан Познавательные: контролировать и оценивать результат действия,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
48 Проверочная работа № 3
по теме «Наша Родина: от Руси до России» 1 4.03 Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по аналогии
Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
49-50 Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 часов)
Что создавалось трудом крестьянина? 2 11.03
15.03
Обсуждение проблемы «Зависит ли труд от природных условий?» Работа с рисунком – схемой «Земледелие» Разыгрывание сценок. Работа с иллюстрациями и текстом учебника Уметь высказывать предположения, делать самостоятельные выводы Познавательные: контролировать и оценивать результат действия,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
51 Контрольная работа № 3 за 3 четверть(тест) 1 18.03 Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по аналогии
Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
52 Что создавалось трудом ремесленника? 1 29.03 Составление схемы «Ремесла в России» Уметь различать ремесла Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.
Регулятивные:
вносить дополнения.
Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Эстетические потребности, ценности и чувства.
53
54
55
56 Игрушки делать- тоже ремесло.
О гончарном ремесле
О веретене, прялке и ткацком станке
Русские оружейники 1
1
1
1 1.04
5.04
8.04
12.04 Работа с презентацией. Сравнение ремесел. Определение мест, в которых созданы игрушки. Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради Знать название игрушек Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.
57-58 Что создавалось трудом рабочего? 2 15.04
19.04 Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради Уметь работать с исторической и контурной картой Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.
59 Проверочная работа №4 по теме «Как трудились в старину» 1 22.04 Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по аналогии
Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
60 Изобретения, которые сделал человек в 19-20 веках. О пароходе 1 26.04 Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради Уметь решать исторические задачи Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.
61
62 Об автомобиле
Экскурсия №4 1
1 29.04
3.05 Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради Заполнять ленту времени «Развитие автомобилестроения в СССР» Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.
63 контрольная работа за 4 четверть .1 6.05 Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по аналогии
Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
64 О самолете и аэростате 1 10.05 Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради Уметь составлять рассказ о самолете по предложенному плану Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.
65 Время космических полетов 1 13.05 Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями. Выполнение заданий в рабочей тетради Знать имена известных космонавтов Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.
66 Повторение .подготовка к контрольной работе 17.05 Выполнение заданий в рабочей тетради Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
67 Итоговая Контрольная работа №4 итоги за год (тест) 1 20.05 Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по аналогии
Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Регулятивные:
осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Познавательные:
учиться выполнять операции анализа, синтеза, сравнения. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
68 Обобщение изученного за год 1 24.05 Обобщение изученного за год Умение проводить логические операции сравнения и классификации. Познавательные:
ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:
адекватное восприятие.
Коммуникативные:
задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Гражданская идентичность вформ сознания «Я» как гражданин России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Окружающий мир. Методическое пособие. Автор Н.Ф.Виноградова.
Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Окружающий мир: 3 - 4 классы: методика обучения / Виноградова Н. Ф. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Окружающий мир: учебник для 3 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2013.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.
Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 – 4 классы / Н. Г.Белицкая, А. О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Электронные УМК. Энциклопедия Кирилла и Мефодия «Уроки окружающий мир 3 – 4 классы».
11.ноутбук
12.интернет-ресурсы