Конспект ОД по формированию целостной картины мира в старшей группе


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Ивушка»
Конспект занятия «Растительный мир тундры».
Подготовила:
воспитатель Зубачева Е.И.
г. Новый Уренгой
Тема: Растительный мир тундры.
Цели:
-Сформировать представление о растительном мире тундры, объяснить его бедность и крайне малое разнообразие.
- Рассказать об особенностях лишайников, мхов, почему в тундре не растут высокие деревья;
- Понимание взаимосвязи строения корней с особенностями почвы (вечная мерзлота) в тундре.
Предварительная работа. Опыт «Какие корни у растений тундры?»
Ход занятия.
Организационный момент.
Психологический настрой.
-Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II. Основная часть.
Воспитатель. Чтение стихотворения.
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живём.
Ямал - это наш родной край. Вы родились на Ямале. Здесь живут ваши родители. Ямал – это наша малая Родина. Все кто здесь живёт должны любить и знать свой край.
2.2.Игра «Верю – не верю».
Знаете ли вы его? Давайте проверим. Поиграем в игру «Верю – не верю».
- Верите ли вы, что Ямал в переводе с ненецкого языка означает край земли?
- Верите ли вы, что коренные жители тундры Ненцы?
- Верите ли вы, что мы живём в ХМАО?
- Верите ли вы, что столица Ямала город Салехард?
- Верите ли вы, что жилище ненцев называется чум?
- Верите ли вы, что мужская одежда ненцев называется ягушка?
- Верите ли вы, что чум покрыт еловыми ветками?
- Верите ли вы, что главное животное тундры волк?
- Верите ли вы, что на Ямале растёт дуб?
А какие растения растут на Ямале? (дидактическая игра «Что растёт на Ямале?»). Выберите из предложенных растений, только те которые, по вашему мнению, растут на Ямале.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, О ЧЁМ МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ НА ЗАНЯТИИ?
Правильно. О растениях нашего края.
Рассказ воспитателя о растительном мире тундры.
Мхи и лишайники по праву считаются хозяевами севера. Особенно славится ягель – любимое лакомство северных оленей. Этот лишайник сплошным ковром покрывает болотные кочки. Иногда его называют оленьим мхом. Эти растения особенные. Для жизни им не нужна почва, только немного солнечного света, тепла, влаги и чистый воздух.
Растут на Ямале карликовая берёза и карликовая ива. Карликовая берёзка крохотное деревце (показать из гербария), у неё тонкие веточки и очень маленькие листочки, не больше ёлочных конфетти. Она скорее напоминает травинку, чем деревце.
Послушайте стихотворение «Карликовая берёза».
- Белая берёзка
Как ты нам мила!
Что же ты, берёзка,
Ростом так мала?
- Как в суровом крае
Вырасти высокой?
Гнёт меня, ломает
Ветер злой, жестокий.
Снег из низкой тучи
Хлопьями валит
И мороз трескучий
Меня леденит.
Как же ты, берёза,
Уцелеть сумела
У царя - Мороза
В государстве белом?
- Стала я берёзкой
Крошечной, малюткой.
Добрый мох укутал
Меня тёплой шубкой.
Растут в тундре и карликовые ивы. Они похожи на небольшие кустарники. Листочки её крошечные, а гибкий ствол растёт не вверх, а стелется по земле. Так деревце меньше гнёт и треплет ветер, а матушка-земля отдаёт ему накопленное тепло. Ива с побегами, ползущими по поверхности тундры, по форме напоминает подушку.
На Севере нет ни высоких деревьев, ни густых лесов, зато много мелких, стелющихся кустарничков.
2.4.Физминутка.
Исследовательская деятельность.
- Дети, Вам интересно узнать, почему не все растения могут выдержать суровые условия крайнего севера? А растут только те, которые смогли приспособиться к холодной и долгой зиме, короткому лету.
- Как вы думаете, что необходимо для роста растений? (свет, тепло, вода).
- Может быть дело в почве?
а)Проведём опыт «Исследование почвы» (вечная мерзлота).
Предварительно приготовить на ребёнка по 2 стаканчика с почвой. В одном стаканчике одна земля, а во втором смешать землю с кусочками фольги и сверху положить фольгу, потом насыпать ещё земли (эффект вечной мерзлоты). Деревянные палочки (от суши).
1-задание. Измерить при помощи деревянной палочки глубину почвенного покрова.
Сделать вывод. Мёрзлая почва не пускает корни вглубь земли, и они стелются на её поверхности.
2- задание. Налить воду в оба стаканчика.
Сделать вывод ( в первом стаканчике земля впитала воду, а во втором стоит на поверхности). Вечная мерзлота не даёт впитываться полностью воде. Поэтому большую часть северного края занимают болота. Показать слайды : вечной мерзлоты (земля в разрезе); фото тундры с озёрами, болотами…
б) А теперь, давайте вернёмся к нашему опыту, и посмотрим, какие изменения произошли с луковицами? Мы посадили лук в два стаканчика. Первый поставили на тёплый подоконник, а второй на холодный. Сравним. В стакане на тёплом подоконнике корни тянутся вниз (там почва тёплая и корни разрослись по всей по всей поверхности). На холодном подоконнике корни только в верхнем слое почвы, так как там теплее, а внизу почва холодная, мёрзлая и там корни не растут.
III. Дети, мы с вами сегодня убедились, что и в очень суровых условиях севера растут растения. Их надо беречь: не ломать, не обижать.
Подведение итогов.
- Что мы делали?
- Что нового узнали?
Ответьте на вопросы:
Почему в тундре не могут расти высокие деревья?
Почему северные берёзки называются карликовыми?
Что помогает им выжить на севере?