Конспект занятия по формированию у детей целостной картины мира в старшей группе на тему: «Зима»
Муниципальное казенное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Полянка»
Конспект занятия по формированию у детей целостной картины мира в старшей группе
на тему: «Зима»
Воспитатель: Малова И.М.
Введение
Занятие "Зима" разработано с учетом задач программы "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. На занятии дети учатся различать животных и птиц запоминать названия, у детей формируются связные представления о зимовке животных и птиц. В конспект включены двигательно-речевые игры, упражнения, сюрпризные и игровые моменты, художественное слово. К занятию разработана презентация в виде слайд-шоу. В конспекте есть навигация по слайдам.
Конспект – занятие по теме : « Зима»
Цель: формирование у детей целостной картины мира о природе через интегрирование образовательных областей.
Программные задачи:
Образовательные
Закрепить представление детей о зиме; о сезонных явлениях природы.
Обобщать и систематизировать знания детей о птицах и животных, об особенностях их поведения в зимний период.
Формировать активный и пассивный словарь детей.
Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.
Обогащать и расширять знания об особенностях зимней природы.
Существительные: снегирь, синица, заяц, метель, снежинка, солнце, медведь-шатун.
Глаголы: наметает, завыл, отворил, воет, падает, морозит.
Формировать понятия о жизни животных и птиц зимой.
Развивающие
Развивать память, внимание, эмоции, логическое мышление, связную речь, умение поддерживать беседу.
Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.
Развивать зрительное внимание.
Воспитательные
Воспитывать желание трудиться;
Воспитывать умение проявлять заботу о животных и птицах, бережное отношение к природе.
Формировать у детей потребности в двигательной активности, учить внимательно и заинтересованно слушать сказку и рассказ.
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка», «Социализация», «Технология - труд».
Практические задачи:
Установления причинно-следственных связей.
Экспериментирование.
Использование ИКТ.
Предварительная работа:
Создание предметно-развивающей среды.
Повесить на участке кормушки.
Кормление птиц.
Рассматривание иллюстрации " Зима ."
Вырезание снежинок из бумажных салфеток.
Работа над развитием артикуляционного аппарата.
Подвижная игра: "Птички".
Оборудование: презентация Microsoft Office PowerPoint «Зима », кормушки, снежинки.
Материал: запись шума зимнего ветра, карточки с изображением птиц.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня поговорим о зиме, побываем в зимнем лесу, в гостях у птиц. А для этого нам нужно быть внимательными, активными и сообразительными.
Слайд 1
Воспитатель: читает фольклорную песенку под звуки зимнего ветра
Уж ты зимушка - зима,Зима вьюжливая, заметелистая.Снег по улице несла, Закружила, замелаВсе дорожки, все пути - Ни проехать, ни пройти!
Воспитатель:- Вот какая зимушка - зима! Снег! Мороз! Давайте послушаем, что случилось, когда встретились два Мороза - большой и маленький.
Слайд 2. Воспитатель читает русскую народную сказку "Два Мороза"
- Встретились в лесу два брата - большой Мороз и маленький Мороз. Поспорили они - кто из них самый сильный. Большой Мороз и говорит маленькому:
- Я самый сильный! Я накрыл землю снегом, намел сугробы. А тебе, меньшой брат, и воробья не заморозить.
- Нет, я самый сильный! - говорит маленький Мороз. - Я мосты на реках мостил, напустил холод- стужу в избы. А тебе, старший брат, и одного зайца не одолеть. Поспорили они и разошлись.
Слайд 3. Видит большой Мороз, заяц под кустом сидит. Надумал его заморозить. Затрещал, по деревьям застучал. А заяц - косой, маленький, в белой шубке, в валенках - из-под куста выскочил и помчался в гору бегом, с горы кувырком. Мороз за ним бежит, еле- еле поспевает, выше дерева растет, жжется и кусает. А зайцу все нипочем - по лесу прыгает, бежит, не устает, ему на бегу не холодно. Большой-то Мороз седой дед, ему за сто лет, за зайцем бежать устал и встал. Так -то ему и не удалось зайца одолеть.
Слайд 4. Тем временем маленький Мороз увидел воробья. Подошел и холод-стужу напускает, ходит вокруг и снег потряхивает. А воробьишка в сером армячишке по двору прыгает и крошки клюет. Мороз растет велик, сидеть воробью на ветке не велит, сипит и дует. Вот воробей сядет, вспорхнет, опять сядет, опять вспорхнет; полетел к избе, забился-спрятался под крышу и тепло ему, сидит да почирикивает. Ждал - дожидал Мороз у избы, когда воробей на волю полетит, так и не дождался. Не заморозил воробья.
Встретились два брата - большой Мороз и маленький Мороз, да о том, кто из них самый сильный, больше не заводили спор.
Воспитатель: - Ребята, скажите, как маленький Мороз морозил воробьишку? ( холод- стужу напускает, ходит вокруг и снег потряхивает, сипит и дует).
Воспитатель: - Давайте, представим себе, что мы маленькие Морозы и покажем как мы умеем морозить (дети выполняют соответствующие движения)
Воспитатель: - А почему Мороз не смог заморозить воробья? Вспомните из текста слова, описывающие движения воробья (прыгает, сядет, вспорхнет, крошки клюет, полетел, забился, спрятался).
Воспитатель: - А как спасался заяц от большого Мороза? (прыгал, бегал, кувыркался).
Воспитатель: - Молодцы, ребята. А теперь, представьте себе, что на улице сильный мороз. Что мы будем делать, чтобы нас не заморозило (трем ладони, гладим щеки, прыгаем на месте - дети выполняют соответствующие движения).
Воспитатель: - Ребята, вы когда - нибудь бывали в зимнем лесу? Я сегодня приглашаю вас на экскурсию в зимний лес
Слайд 5. Воспитатель читает отрывок из рассказа В.Бианки "Книга зимы"
- Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой - то огромной книги. Днем идет снег. Кончится - страницы чистые. Утром идешь - белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто оставил эти таинственные знаки? (животные, птицы)
Воспитатель: - А теперь поиграем в игру "Угадай, чей след?". У вас на столах лежат карточки с изображением животных и их следов. Рисунок 1 Вам необходимо соединить следы с рисунком животного, которому они принадлежат, и объяснить.
Дети самостоятельно выполняют задание на столах.
Слайд 6. Воспитатель: - Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Воспитатель: - Скажите, а почему среди этих следов мы не нашли следы ежа, медведя, хотя они тоже живут в этом лесу? (ответы детей)
Воспитатель: - Да, ребята, в зимнем лесу нельзя увидеть следы ежа, медведя, так как эти животные зимой впадают в спячку. Иногда в лесу зимой появляется медведь- шатун, которого кто-то поднял из берлоги. Встречи с таким животным лучше избежать, так как они обычно очень злые, из-за того, что нарушили их зимний сон.
Воспитатель: - Ребята, а эти следы чьи? (следы птичек)
Слайд 7
Воспитатель: - Ребята, с наступлением первых холодов к нам на кормушку прилетает какая птица? (синица).
Воспитатель: - Послушайте стихи про нее.
Я приехал в деревенский теплый дом.Снег хрустит, Мороз ядреныйЗа окном.
Только селЧайку напиться-Слышу вдруг,По стеклу стучит синица:Стук-постук!
Я кормушкуИз дощечек мастерю,Сыплю крошки,-Пообедай, - говорю.
А синицаНе похожа на синиц,Не деретсяУгощает прочих птиц.
ПрилетелиВоробьи да снегири-А синица сторонится:- На, бери!
Хорошо жилось мне!Утром я вставалИ снова подружкуСразу узнавал.
Хоть зимой у птицОтменный аппетит,Склюнет крошку-И в окно ко мне глядит.
Быстро кончилсяКороткий отпуск мой.ПопрощалсяС теплым домом-И домой.
Людно в городе,Машины, трескотня:Как ты там живешь,Синичка без меня? Л.Я.Аким "Синица"
Воспитатель: - Этой синичке повезло. Ей встретился добрый человек. Птицы долго помнят доброту и заботу людей. Вы тоже помогаете птичкам зимой? (ответы детей)
Воспитатель: - Как вы думаете, кроме воробья, синицы, какая птица еще прилетает к нам в кормушку? (снегирь).
Слайд 8.
Воспитатель: - Кормушки бывают самые разные и сделать можно их из простых материалов: коробки из - под конфет, молока, пластиковой бутылки, железных и стеклянных банок. Вот такие кормушки вы можете сделать с папами дома и повесить на дерево около вашего дома.
Воспитатель: - Ребята, кто из вас заметил изменения в уголке природы? (появилась кормушка)
Воспитатель: - Правильно, я с утра повесила туда кормушку. А вам нужно из готовых образцов на карточке вырезать по контуру тех птиц, которые прилетают на участок к нам в кормушку. Рисунок 2.
Слайд 9.Для этого необходимо взять карточку и вырезать по контуру изображения. Затем взять картонную полоску и аккуратно приклеить сзади рисунка, с помощью которой мы посадим птичку на нашу кормушку. Каждый день после прогулки дежурные будут вставлять тех птиц, которые прилетали к нам в кормушку.
Воспитатель: - Ребята, скажите, каких птиц на карточках вы не вырезали? Почему? (остальные птицы перелетные)
Воспитатель: - А сейчас, давайте поиграем в пальчиковую игру "Птички"
Чики, чики, чикиЛетели две птички (машут ладонями как крыльями)Пролетали мимо Почесали спины (трут ладони тыльными сторонами)Перышки упали "Здравствуйте" сказали (поочередно соединяют пальцы, начиная с большого)Хвостиками крутилиДруг с другом дружили (крутят кистями рук, соединив пальцы в замок)Чики, чики, чикНа дорожку прыг (сжимают кулаки)
Слайд 10.
Воспитатель:- А теперь на ваши теплые ладошки опустятся легкие снежинки.
Под стихотворные строки воспитатель плавно опускает на детские ладони заранее вырезанные из салфеток снежинки.
Светло пушистая,Снежинка белая,Какая чистая,Какая смелая!
Дорогой бурноюЛегко проносится,Не в высь лазурную,На землю просится.
Но вот кончаетсяДорога дальняя.Земли касаетсяЗвезда кристальная.
Лежит пушистая,Снежинка смелая,Какая чистая,Какая белая!К.Д.Бальмонт "Снежинки"
Воспитатель:- Ребята, этим снежинками мы с вами украсим нашу елку на Новый год.
Список литературы
Н.Ф.Виноградова. Рассказы и загадки о природе. Москва, издательский центр "Вентана - Граф", 2007 г.
Н.А. Барташова, Е.М.Кузьменкова. Вместе с книжкой и игрушкой. Приложение к журналу "Библиотека", Москва "Либерея", 1997
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой;
4. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Волгоград, издательство «Учитель», 2012г.
5. Вахрушев А. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей кпособиям для детей 2-7 лет М: Баласс, 2011