Виктор Астафьев. «Пастух и пастушка». 11 класс
Виктор Астафьев. «Пастух и пастушка». 11 класс
Очень важно показать подрастающему поколению значение подвига, совершенного нашими дедами во имя спасения страны и ее будущего. Повесть «Пастух и пастушка» Астафьева В.П. – одна из самых известных книг писателя. Неспроста он переписывал ее 13 раз. Главная ее мысль – проклятие войне и тем, кто ее затевает. Война оказывает на человека разрушительное воздействие, она рождает привычку к смерти, готовность убивать. В повести писатель выходил на мысль, к которой еще не готово человечество, несмотря на жалкие свои заверения о миролюбии. Это была первая повесть победителя о том, что война как средство решения мировых вопросов – есть стыд человечества, его горе. Повесть писалась не для тех, кто прошел войну, а для тех, кто живет, и будет жить после нас. Страстный призыв вложил автор в уста скромного героя своей повести Корнея Аркадьевича Ланцова: «Неужели это кровопролитие ничему не научит людей? Эта война должна быть последней! Послед-ней! Или люди недостойны называться людьми! Недостойны жить на земле! Одна истина святая на земле: материнство, рождающее жизнь, и труд хлебопашца, вскармливающий ее. Все остальное – вымысел дармоедов».
Война нанесла ущерб народам Европы, поглотив 26 миллионов человеческих жизней, разрушив пол-России, заставив народ ценою титанических усилий восстанавливать хозяйство. В войне погибло целое поколение рождения 1924-1926 годов. Из четырех человек этого поколения остался в живых один, в Белоруссии и того меньше. Как далеко ушла бы Европа, не будь войны, и какой могла бы стать Россия! Но самое страшное в том, что война делает человека другим. Интеллигентный юноша Борис Костяев, сын учителя, мать его из рода ссыльного декабриста Фонвизина, мечтательный и светлый, в бою визжит и вопит. Солдат расстреливает немцев, потому что они сожгли его деревню, жителей спалили, согнав в церковь. Показывая картины боя, лазарет, ярость, неизбежные на войне, писатель утверждает мысль: если пуля и не убьет человека в бою, война отнимет у него все силы, порой исчерпав их все до конца, не оставив ничего для жизни. Пройдя через войну, Борис Костяев не смог бороться за свою жизнь и умирает от совсем легкой раны. Война не дала состояться пасторали. Убитые во время артобстрела старики, сельские пастух и пастушка умерли вместе, прикрывая друг друга в минуту смерти. Борису, которому еще нет двадцати, и Люсе не дано было ни прожить счастливо жизнь вместе, ни умереть вместе.
Пастораль – (от латинского, французского и итальянского языков – пастушеский) – это форма так называемой буколической литературы, повествующей о нежной любви людей в естественных условиях, когда влюбленным никто не мешает и они счастливы на фоне природы, довольные собою и миром, в котором нет житейских невзгод, никаких столкновений. Так что пастораль можно считать символом мира, тишины, любви, нежности, доверия друг другу. Возможно ли подобное в наше время? Или нежность и любовь ушли из жизни?
Вопросы и задания для беседы:
Почему так названа повесть?
Что дает уточнение «современная пастораль»?
Чем, по - вашему мнению, отличается эта повесть от всех других произведений о войне?
Прочитайте конец повести от слов: «А я вот живу…». Что определяет печальный тон повествования?
Прочитаем описание сражения в первой части повести, которая названа «Бой».
Как ведут себя солдаты: что происходит с Борисом, 20-ти летним младшим лейтенантом, мягким и добрым юношей?
Что это за состояние, если он «завопил» и «завизжал»?
Какая ситуация породила такое состояние?
Можно ли понять состояние солдата, который в истерике расстреливает пленных немцев за то, что другие сожгли его деревню и всех жителей, загнав их в церковь?
Можно ли объяснить его крик: «Я их тыщу… тыщу кончу! Резать буду, грызть!»?
Обратимся к последним страницам этой части, к сцене захоронения стариков.
Как раскрываются в этой сцене и во всей первой части характеры командира роты Филькина, который говорит: «Не могу видеть убитых стариков и детей»; Хведора Фомича, который с пороком сердца пришел помогать солдатам расчищать хутор от подбитой техники и остался с ними; философа Корнея Ланцова; Шкалика; Малышева и Карышева; старшины Мохнакова и других героев?
Опираясь на содержание второй и третьей частей «Свидание» и «Прощание», покажите, что любовь Люси и Бориса Костяева была истинной, духовной любовью.
Что мы узнаем о прошлом героев, что их объединило?
Каким человеком запомнился вам Борис?
Прочитайте о воображаемой встрече с Люсей из главы «Успение»
Приведите примеры милосердия, проявленные нашими солдатами по отношению к немецкому генералу, потом застрелившему себя, к пленным солдатам.
Чем показательно отношение к немцам Хведора Фомича?
Что думаете о таком солдате, как Пафнутьев, который тайком доносит начальству на лейтенанта и старшину, жадничает, припрятывает трофеи?
Как его, раненого, спасает Мохнаков?
Как вы понимаете выражение «выгоревшее на войне средце»?
Прочитайте сцену, когда Мохнаков бросается под танк, взрывая его и себя.
Чем вызвано это, по существу, самоубийство?
Расскажите о последних днях Костяева после ранения.
Согласны ли вы со словами автора: «Жажда жизни рождает неслыханную стойкость – человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все… остался от человека мешок с костями».
О чем свидетельствуют слова: «Просто тут, - показал на грудь Борис, - выболело», когда няня Арина в санитарном поезде пыталась пробудить интерес Бориса к жизни?
Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: «Такое легкое ранение, а он умер…» - сокрушается Арина, когда лейтенанта похоронили в степи. Как эта фраза связана со всем содержанием повести и ее названием?