Классный час для 3 класса по программе «Социокультурные истоки»



Тема: «Добрый человек в доброте проживает век».

Цель:  воспитание чувства уважения, доброты и понимания к людям.
Задачи: 
1. Помочь детям осмыслить духовно – нравственные категории такие, как доброта, добрые слова, добрые дела, доброжелательность.
2. Способствовать развитию внутреннего, духовного мира ради осознания своей полезности.
3. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки с заданиями, таблички с надписями, схемы «Солнышко с лучами», «Дом Мудрости», «Цветы души», «Дерево Добра», «Облака со словами, в которых есть корень добро», аудиозапись песни «Дорогою добра» на сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.
Литература:

Ход классного часа.

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь.
Добру человек у человека учится.
(Ч. Айтматов)
I. Введение в тему.
Учитель:
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и в хорошем настроении продолжим путешествие к нашим истокам.
Учитель:
- Сегодня  мы  с  вами  поговорим  о  качестве, без  которого  человек  не  может  называться  человеком.
- Послушайте стихотворение и скажите, о каком качестве человека идёт речь?
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.


Учитель:
- Итак, тема нашего классного часа – «Добрый человек в доброте проживает век».
Слайд №1 (название)
II. Присоединение.
1. Учитель:
- Говорят, что доброта – это язык, на котором немые могут говорить, а глухие могут слышать. Слайд № 2 (цитата)
- Можно ли доброту увидеть, почувствовать, услышать?
(Можно увидеть, почувствовать и услышать.)
- Мы сегодня постараемся увидеть, услышать и почувствовать доброту и построить необычный город, в котором живут только добрые люди.
- И назовём его («Город Доброты»).
Учитель:
- Дети, а какого человека называют добрым?
(Он говорит добрые слова, совершает добрые поступки, помогает слабым и взамен ничего не берёт.)
- Послушайте притчу, которую написал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Называется она «Обыкновенный человек».
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро.
Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. – Что это за человек? – спросил внук деда. – Это не человек, – ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. – Что это за человек? – спросил внук деда. – И это еще не человек, – ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. – А это что за человек? – спросил внук.  – Обыкновенный человек, – ответил дед.
Учитель: - Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему? - Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему? - Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?
- Каким еще человеком его можно назвать? 
2. Чтение учащимися стихотворения «Доброта».
1 ученик[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] расписан каждый час.

4 ученик.
Она помирит тех, кто в долгой ссоре,
Обиды все и шалости простит,
Придёт на помощь в безутешном горе
И в жарком споре быстро победит.
5 ученик
Она любой семье необходима –
С утра до поздней ночи занята,
Цветок любви растит она незримый
С названием чудесным – Доброта[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Нам с добротою не бывает тесно,
В любой семье с ней вместе жить чудесно.
Она нужна и маленьким , и взрослым,
И даже тем, кто лишь с мизинец ростом.
2 ученик
Она на кухне бабушке поможет
И дедушке с ремонтом в гараже.
Она любое дело сделать может _
Когда храним её в душе.
3 ученик
Она сестрёнке сказку прочитает,
Она научит улыбаться нас[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
Щенка накормит, кошку приласкает.
У доброты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] расписан каждый час.

4 ученик.
Она помирит тех, кто в долгой ссоре,
Обиды все и шалости простит,
Придёт на помощь в безутешном горе
И в жарком споре быстро победит.
5 ученик
Она любой семье необходима –
С утра до поздней ночи занята,
Цветок любви растит она незримый
С названием чудесным – Доброта[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
6 ученик
Скорей сердца ей отворим навстречу,
Откроем окна, двери распахнём,
И только с нею Добрый День начнём,
И вместе с нею встретим Добрый Вечер.



Доброжелательность - такое чувство теплое, Оно и снег способно растопить. И если к людям вы доброжелательны,
То так тепло на свете вместе жить.
Не забывайте подарить добро Соседям, родственнику, другу. Оно, как истинное волшебство, Вернется к вам по кругу.




3. Пословицы.

Кто добро творит,
(будешь и сам без беды).

Делай другим добро –
(того Бог отблагодарит).

Жизнь дана на...
(а его добрые дела).

Не одежда красит человека,
(добрые дела).

Добрый человек
(добру и учит).

На добрый привет...
(добрый ответ).


4. Добрые и плохие слова.

Спасибо, равнодушие, злобность, пожалуйста, благодарю, добрый день, извините, простите, доброй ночи, доброе утро, зависть, хвастовство.


5. Название классного часа.

Добрый человек в доброте проживает век


6. Название города.

Город Доброты



7.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
(Ожегов С.И.)



8. Эпиграф.

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь.
Добру человек у человека учится.
(Ч. Айтматов)


Динамическая минутка «Добрый дождик»
Делим детей на пары. Педагог читает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] стихотворение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Один человек из пары вытягивает руки ладошками вверх. Другой стучит пальчиками по ладошкам своего друга, изображая тот или иной дождь: мелкий грибной, тёплый, ласковый, летний, осенний, грозовой ливень.

Дождик лил, лил, лил,
Бочки полные налил,
Все деревья напоил,
Землю-матушку умыл.

15