Программа гражданско-патриотического воспитания Юный патриот
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Абазинская средняя общеобразовательная школа №49»
655750, Хакасия, г. Абаза, ул. Ленина 31-а тел. (8-390-47) 2-41-67
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «АСОШ №49»
_____________ / Сипкина И. Ф. /
«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
ПРОГРАММА
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 7-11 лет
Разработчик: Родионова Е. В.,
учитель начальных классов.
г. Абаза
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Программа гражданско – патриотического воспитания «Юный патриот» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы», программой «Патриотическое воспитание учащихся МБОУ «АСОШ №49».
Программа определяет основные цели и задачи, содержание развития гражданско-патриотического воспитания младших школьников и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.
Курс программы рассчитан на 4 года обучения и ориентирован на учащихся 7-11 лет.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Программа основывается на понимании патриотического воспитания как базового социального фактора в укреплении российской государственности.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм также является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания учащихся в общей системе воспитания граждан России.Цель программы: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны.
Задачи:
развивать у детей активную жизненную позицию;
воспитывать любовь к Родине, родному краю, традициям русской культуры;
привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
развивать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации,
активизировать интерес учащихся к изучению истории Отечества и формированию чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранению памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
углублять знания о событиях, ставших основой государственных праздников России;
совершенствовать навыки проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Основополагающие принципы программы:
Принцип гуманитарности.
Раскрывает взаимоотношения человека с окружающим миром, формирует представления ребёнка о семье, семейных отношениях, традициях, обычаях.
Принцип возрастных особенностей развития детей.
Позволяет использовать детский возраст как наиболее оптимальный для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Принцип системно-деятельностного подхода.
Даёт возможность строить работу по патриотическому воспитанию на основе проектно-исследовательской деятельности.
Культурологический принцип.
Помогает учащимся овладеть национальной культурой.
Принцип последовательности и систематичности.
Предполагает скоординированную и целенаправленную работу среди учащихся по воспитанию патриотизма.
Новизна программы «Юный патриот».
Программа является обобщением опыта работы гражданско-патриотического воспитания младших школьников на основе проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность максимального раскрытия творческого потенциала учащихся, позволяет проявить себя индивидуально в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,
· принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Программа предусматривает следующие типы проектов и формы их представления:
творческие проекты (декламация стихотворений, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, концерт);
ролевые проекты (игра, квест)
информационные (реферат, справочник, стендовый доклад)
практико-ориентированные (акция добрых дел, экскурсия, гербарий, модель, сборник, сувенир-поделка, костюм, книжка-раскладушка)
исследовательские (отчёт, доклад, мультимедийная презентация)
Целесообразно каждый год создавать проекты на близкие, созвучные темы, усложняя уровень проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа представлена пятью блоками: «Я и мой мир», «Я и моя и семья», «Я и мои друзья», «Я и моя малая родина», «Я и моя страна». Каждый блок ежегодно повторяется, при этом меняется тема проекта и форма его представления.
Я и мой мир
Цель: осознание учащимися ценности жизни, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Я и моё имя.
Мир моих увлечений.
Здоровый образ жизни.
Мои мечты.
Я и моя семья
Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
1 класс
2класс
3 класс
4 класс
Кто они – мои семь Я?
Традиции моей семьи.
Игры наших бабушек и дедушек.
Семейный герб.
История одной фотографии.
Генеалогическое древо семьи.
Кем был мой прадед на Руси.
Великая Отечественная война в истории моей семьи.
Я и мои друзья
Цель: осознание учащимися своей роли в коллективе, ознакомление с правилами совместной деятельности, умение согласовывать свои действия с окружающими.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
День рождения класса.
Не мил и свет, когда друга нет.
Мир добрых дел.
История нашей школы.
Я и моя малая родина
Цель: осознание учащимися ценности сопричастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Почему мой город так назван?
Хакасия – мой край родной.
О чём говорят названия улиц?
История нашего города.
Какие тайны хранит музей?
Поэты родного города.
Что я могу изменить в своём городе?
Я и моя страна
Цель: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Загадки российской символики.
О тех, кто мир нам подарил.
Традиции моего народа.
Через года, через века – помните!
Защитники земли Русской.
Поклонимся великим тем годам.
Традиционные праздники вчера и сегодня.
Дети войны.
Ресурсное обеспечение программы.
Координацию деятельности по осуществлению программы «Юный патриот» осуществляет учитель.
В реализации программы также помогают родители, ветераны войны и труда, труженики тыла, дети войны, сотрудники краеведческого музея, сотрудники детской городской библиотеки, Совет ветеранов войны и труда.
Ожидаемые результаты:
развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
осознание ответственности за судьбу своего края, страны;
способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции;
осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,
способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы «Юный патриот» должны стать духовный и культурный подъем воспитанников, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание воспитанников как россиян, определяющих будущее России.
Список литературы
Бебриш И. Н. От истоков в будущее.- Абакан: Редакционно-изательский отдел ХРИПК и ПРО «РОСА», 2006.- 54с.
Голубева Т. С. Государственная символика России. //Начальная школа. – 2001.-№7.- с.3-8.
Журнал «Начальная школа плюс до и после» - 2008.- №10. Тема номера: Воспитание гражданина и патриота.
Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание в начальной школе.//Начальная школа.- 2007.-№7.-с.29-32.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Российский государственный военный историко-культурный центр. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Саломатова О. С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.- Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2006.-56с.
Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.-64с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
15