Статья на тему “Использование элементов арт – терапии в работе с детьми младшего школьного возраста в группе продлённого дня”
Использование элементов арт – терапии в работе с детьми младшего школьного возраста в группе продлённого дня”
Арт-терапия – дословно обозначает: лечение искусством. Это один из методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека, в том числе и ребёнка.
Всё больше людей признают несомненный исцеляющий эффект арт-терапии и успешно применяют её на практике. Многие педагоги опираются на достижения арт-терапии в своей повседневной работе. Большинство детей младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их в игровой деятельности, изобразительной и иных формах творческой активности, где ребёнок сможет достичь определенной степени контроля над своими переживаниями, организовать свой внутренний мир и ощутить себя “хозяином” положения.
Преимущества применения элементов арт-терапии на занятиях:
- работа не требует от учащегося каких-либо способностей к изодеятельности;
- помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;
- используется для оценки состояния учащихся; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;
- помогает учащимся увидеть неповторимость каждого в группе;
- царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнка
В арт - терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом), как в арт-педагогике.
В настоящее время арт - терапия в широком понимании включает в себя: Изотерапию – воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством, просматриванием иллюстраций художественных полотен великих мастеров, которые несут в себе позитив, гармонию и спокойствие. В изотерапии педагог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне её выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее.
Имаготерапию - воздействие через образ, театрализацию. Разыгрывание по ролям и драматизация сюжета, где осуществляется “реконструкция поведенческой реакции”.
Цветотерапия - воздействие цвета. Цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность. Он создаёт то или иное настроение, внушает определённые чувства и мысли, благодаря цвету достигается положительный эффект.
Музыкотерапию – воздействие через восприятие музыки.
Вокалотерапию - лечение пением.
Музыкоцветотерапию - способствует восстановлению энергетического равновесия, с помощью синтеза музыки и цвета.
Кинезиотерапию – терапия танцем, хореотерапию, коррекционную ритмику лечебное воздействие движениями.
Эстетотерапию – лечение красотой.
Куклотерапию - используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах в “режиссерской игре” история, связанная с травмирующей его ситуацией.
Ландшафтотерапию – созерцание природных и парковых ландшафтов, создание макетов природных ландшафтов, лазание по искусственной скале, имитирующей натуральную.
Кинотерапию - воздействие на личность ребёнка средствами киноискусства.
Песочную терапию - это обучение и познание. Имеющую коррекционную направленность, дающую возможность скорректировать имеющиеся у ученика проблемы.
Библиотерапию – терапия через книгу и либропсихотерапию - лечебное чтение.
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии - сказкотерапия - это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.
Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств). Эффективность использования сказкотерапии в период школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребёнка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она дает возможность ребёнку сравнить себя с близким для него персонажем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, учащийся может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Выбор материала индивидуален. Один ребёнок быстрее согласится рисовать красками, другой проявит интерес к песочнице. Педагогу желательно иметь в своём арсенале разные материалы:
- Краски, изготовленные на основе муки, больше, чем другие материалы, позволяют отражать эмоции и настроения, воплощать образы.
- Акварель позволяет наносить мазки по-разному: ярко и тускло, чётко и размыто, тяжело и легко, тем самым, выявляя степень выраженности тех или иных эмоций.
- Восковые мелки имеют очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем другой материал, что позволяет тренировать навыки психической саморегуляции.
- Фломастеры требуют во время рисования строгого контроля. Рисование фломастерами может выявить страх ребёнка перед богатством собственных переживаний и ощущений
- Если учащийся, несмотря на предложенный цветовой материал, выбирает простой карандаш, значит, возможно, что-то препятствует его эмоциональному выражению. Зачернённые места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.
- Песок позволяет развивать "ручной интеллект", способствует гармоничному и интенсивному развитию познавательных функций, коммуникативных навыков. Кроме того, песок и вода помогают избавляться от отрицательной энергии.
- Цветная манка (8 цветов М. Люшера: серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, жёлто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый, чёрный) способствует снятию когнитивных установок; творения, созданные с её помощью, провоцируют эмоциональное насыщение. Использование манки эффективно в работе с тревожными, робкими детьми.
- Цветное тесто развивает моторику, вызывает эмоциональное насыщение, позволяет ярко передавать образы.
- Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.
В процессе арт - терапии лежит система побуждений, где основным является:
- выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме;
- стремление понять и разобраться в том, что происходит в своем внутреннем мире;
- удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности;
- познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).
Различные виды арт - терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности школьника подняться на более высокую ступень своего развития.
Список литературы
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко. – Спб.: Издательство «Речь», 2001. – 400с.
Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/ А.И.Копытин – СПб.: Питер, 2002. – 368с.
Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л.Д. Лебедева. – Спб.: Речь, 2003. – 256с.
Лебедева, Л.Д. Теоретические основы арт-терапии/ Л.Д.Лебедева//«Школный психолог» – 2006г. – №3(361). – С.9-11.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 215