Методическая тема. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе и в группах продленного дня
ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» СОШ №660
Методическая тема
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе и в группах продленного дня
Учитель начальных классов, воспитатель ГПД
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», СОШ №660
Т. Н. Рудакова
Требование Государственного стандарта: «формирование здоровьесберегающих компетентностей путем приобретения учащимися навыков сохранения, укрепления, использования здоровья и бережного отношения к нему, развитие личной физической культуры» делает актуальной проблему внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Здоровьесберегающие технологии — это совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.
Здоровьесбережение можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных систем ХХI века.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Чтобы процесс обучения вызвал положительные эмоции, маленький школьник был уверен в себе, не чувствовал страха и был здоровым, учителя начального звена должны посмотреть на систему обучения под углом здоровья. Основной целью работы направлении педагогики здоровья должно стать формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, что соответствует принципу: «Не навреди!» От правильной организации урока, уровня его гигиенической направленности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предотвращать преждевременное утомление. Ведь основная задача школы не только дать необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология Владимира Филипповича Базарного.
Базарный Владимир Филиппович - ученый, врач-офтальмолог, педагог-новатор, руководитель лаборатории физиолого-здоровьеохранных проблем Администрации Московской области (Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, основатель нового направления в науке — здоровьеразвивающей педагогики
25-летняя научно-исследовательская и практическая деятельность привели ученого к выводу, что ЗДОРОВЬЕ — результат резервных сил организма. Эти силы не даются с самого начала, а выращиваются, как ростки по законам воспитания. А наука воспитания — это ПЕДАГОГИКА. Методика Базарного В.П. включает:
• основу телесной вертикали и телесно-моторную и визуально-поисковую активность,
3129915200977515678152028825left1910080• режим изменения динамических поз,
• реализацию специальных упражнений, снимающих зрительное утомление.
Согласно системы ученого, одним из наиболее эффективных методов активизации функционального состояния организма ученика является периодическая смена поз, в частности переход детей из позы сидя в позу стоя. Все это достигается за счет использования в учебном процессе настольных конторок, что ставятся на стандартные столы или столов-конторок, расположенных в классе. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.
Отправным уровнем высоты верхнего края конторки есть точка в края грудины в районе «солнечного сплетения»
center7315200Для создания условий расширения зрительно-пространственной активности (режим «зрительных горизонтов») развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный "Экологический букварь" (картина-панно 2х3м), натянутое полотно расположено на одной из стен класса и изображает местность, уходит в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами. На этой картине с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето.
Продумывая урок, учитель планирует, где можно использовать материал экологической стенки: подойти к ней детям, найти нужный материал по содержанию урока, предложить индивидуальные задания, и тому подобное.
Эффективными методами активизации функционального состояния организма ученика также являются:
1.Режим зрительных горизонтов.
Особенностью методики обучения в этом режиме является максимальное удаление от глаз ребенка учебного дидактического материала.
Предложенный дидактический материал может быть и маленьких размеров Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. В таком режиме сохраняется пространственное видение, глубина и стереоскопичность восприятия глаза ребенка.
2. Режим движения наглядного учебного материала и режим постоянного поиска.
Важнейшая особенность всех уроков в рамках педагогики здоровья заключается в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения задач, которые активизируют детей. Для этого учитель использует:
а) подвижные «сенсорные кресты» или «сенсорные круга».
Это специальные подвески, позволяющие переводить зрение детей с близкого на дальнее. Чтобы получить карту, или прочитать необходимый материал, надо подойти к подвеске, дотянуться до карточки и снять ее.
Неподвижный образ человеческий глаз почти не воспринимает, или воспринимает через 7 секунд в режиме отторжения (отсюда утомляемость глаз, головная боль). «Сенсорные кресты» или «сенсорные круга» позволяют расположить материал урока в пространстве класса, а не только на доске. В его поиске дети свободно двигаются по классу. Карточки с заданиями и возможными вариантами ответов могут, по воле учителя, оказаться в любой точке класса. Дети должны найти их, а затем использовать в своей работе.
б) специальные «держалки»
На этих «держалках» учитель фиксирует дидактический материалом (карточки с заданиями, словарные слова, текст для чтения и т.д.) и применяет его на разных этапах урока.
017716502148840178117540633651724025Использование «держалок» позволяет переводить зрение детей из ближнего объекта на дальний (режим дальнего зрения).
3.Рефлексотерапия ступней ног.
Для этого используются деревянные коробки с галькой, песком (ГПД, активный отдых на перемене), самодельные коврики с пришитыми пуговицами, фабричные коврики для ног, которые расположены под партами, или у конторок.
В процессе урока для тренировок и упражнений на мышечную телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и скорости реакции используются схемы зрительных траекторий, различные ориентиры, расположенные в пространстве классной комнаты. Какие же ориентиры можно использовать на уроках?
1. Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами по указке учителя или по указанным стрелками. Например, на листе ватмана (на доске) изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
-99060698500
-613410151765
285496114922500
Работа с траекториями активизирует чувство общей и зрительной координации.
2. Методика зрительно-вестибулярных тренажеров.
Серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников. Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений является импульсивные цветовые вспышки, подает офтальмотренажер «Движущиеся огоньки». Это специально разработанная техническая система с помощью которой навязываются различные сенсорные стимулы, активизируют поисковую работу глаз. Система предлагает монтаж в 4-х углах класса сигнальных светильников.
Упражнение выполняется стоя. Посреди урока учитель включает пульт и подает команду «Все встали!». Через 10–15 секунд гаснет первый и быстро поочередно загорается второй - третий - четвертый светильник и т.д. Педагог обращает внимание, чтобы дети внимательно следили за «бегающими огоньками», выполняя параллельно движения глазами, головой, туловищем. Направление вспышек светильников меняется автоматически (по ходу часовой стрелки, против), либо в случайном порядке.
Упражнения выполняются в позе свободного стояния и базируются на визуально-поисковом стимуле, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений является развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие визуально-моторного реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).
149161525717503.Диаграма для разгрузки зрения
321564052959002571755343525Диаграмму по всем правилам располагают на потолке класса. Но можно нарисовать на стене, или на большом ватмане. По команде учителя дети встают и обращают глазами по схеме диаграммы.
Обороты глаз могут сопровождаться оборотами туловища за стрелками схемы диаграммы.
4. Бумажные офтальмотренажеры: пирамидки, тарелки, геометрические коврики.
left638175
31394408890
Детям предлагаются следующие задачи:
Найди глазами две пирамидки.
Посчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и других
Сколько в пирамидках красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и других?
Сколько всего колец в пирамидках?
Сколько всего колпачков?
Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Или:
Найди две одинаковые тарелки.
Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
Сколько всего красных, зеленых, синих кругов на всех тарелках?
Сколько всего разноцветных кругов на всех тарелках?
Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка:
белый — ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
черный — в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой - вызывает мрачные мысли;
красный — возбуждает, раздражает;
голубой — ухудшает настроение;
зеленый — улучшает настроение, успокаивает;
желтый — теплый и веселый, создает хорошее настроение.
коричневый — в сочетании с яркими цветами создает уют, без комбинации указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.
5. Коврик
Задача: склады узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий разные:
Сколько всего фигур на коврике?
Сколько кругов?
Сколько четырехугольников?
Сколько треугольников? И т.д.
С помощью таких приемов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, разрешающую-цветная функция.
6. Упражнение с сигнальными метками.
В равноудаленных концах классной комнаты 4 углах под потолком (лучший вариант), или на стенах (шкафах) фиксируются цветные сигнальные метки, привлекающие внимание детей. Это могут быть игрушки или яркие рисунки разных предметов, героев детских мультфильмов, сказок.
Игрушки (рисунки) целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они образовывали единый зрительно-игровой образно развивающий сюжет, например, из известной сказки, на определенную тему «транспорт», «фрукты», «одежда» и другие. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется заменять на новые. С целью повышения эффективности упражнение рекомендуется выполнять стоя.
Учитель периодически дает определенные команды под счет 1, 2, 3, 4 (или называет словам определенные образы) дети быстро поочередно фиксируют взгляд на указанные зрительные метки, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем. Время выполнения 1–1,5–2 минуты. Это упражнение активизирует чувство локализации, координации и равновесия, снимает напряжение с глазных мышц.
Опыт показал, что у педагогов на начальном этапе использования системы перечисленных тренажеров, режимов работы, возникали некоторые трудности при проведении уроков. Однако они постепенно приобретали определенных навыков в планировании уроков. Большинство учителей сами начинали выполнять предложенные детям упражнения. При этом большое количество из них замечали снижение у себя утомляемости глаз, улучшение в деятельности сердечно-сосудистой системы, зрения, общего состояния организма.
Глоссарий терминов
Телесная вертикаль — осанка, стоя с прямой спиной.
Телесно-моторная активность — подвижность детей в свободном пространстве.
Зрительно-поисковая активность — глаза находятся в постоянном поиске предметов различного размера, цвета и разной удаленности.
Изменение динамических поз — динамика = движение — изменение подвижных поз во время урока.
Сенсорика — способ восприятия окружающего мира
Сенсорное развитие — развитие, которое направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира и интеллектуального развития.
Список использованных источников
1.Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде.-М.1995.
2.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс – контроль в школе и дома: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.
3.Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. .-М.1995.
5.Горячёв В. Спасём детей-спасём Россию. О здоровьеохранительных педагогических технологиях В.Ф. Базарного. -М,1999.
6.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. - М.: Вако, 2004.
7.Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя/ Под ред. В.Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.
8.Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся, Завуч начальной школы. 2004. №1.
9.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. М.: АПК ПРО, 2002.
10.Сонькин В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения – методические рекомендации. -М.: «Триада-фарм», 2004.
12.Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты): диссертация… доктора педагогических наук: 13.00.01/Малярчук Наталья Николаевна. -Тюмень,2009.
13.www.aforizm.info - Афоризмы – Здоровья