Комплексно-целевая программа Новое поколение
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шуваловская средняя общеобразовательная школа»
Комплексно-целевая программа
«Новое поколение»
2014 год
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc414230858" 14Паспорт программы 13 PAGEREF _Toc414230858 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc414230859" 14Пояснительная записка 13 PAGEREF _Toc414230859 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc414230860" 14Условия успешной работы с одаренными учащимися 13 PAGEREF _Toc414230860 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc414230861" 14Предполагаемые результаты реализации программы 13 PAGEREF _Toc414230861 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc414230862" 14План действий по реализации программы 13 PAGEREF _Toc414230862 \h 1481515
15Приложение 1 12
Паспорт программы
Наименование программы
Комплексно-целевая программа «Новое поколение»
Нормативно-правовая база
Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Государственная программа Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы"
Устав МКОУ «Шуваловская средняя общеобразовательная школа»
Программа развития школы
Заказчик программы
Администрация МКОУ «Шуваловская средняя общеобразовательная школа»
Разработчики программы
Зобова Марина Юрьевна, заместитель директора по УВР;
Кузнецова Наталья Николаевна, заместитель директора по ВР;
Адеева Светлана Юрьевна, руководитель методического совета школы;
Репина Наталия Борисовна, учитель русского языка и литературы
Цель программы
Создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, обучающихся в Шуваловской средней школе
Задачи программы
1. Определение структуры и содержания поливариантных компонентов образовательной среды школы как пространства для предоставления одаренным детям условий для реализации их образовательных потребностей.
2. Разработка и внедрение нового содержания школьного образования, основанного на дифференцированном подходе в обучении, опережающем и развивающем обучении.
3. Формирование и реализация индивидуальных моделей непрерывного образования одаренных школьников, осуществляемые через:
дифференциацию обучения по «гибким» потокам;
деление классов на мини-группы за счёт ресурсов системы дополнительного образования в школе;
обеспечение поливариантности форм обучения в образовательном пространстве школы;
открытие на базе школы летнего лагеря «Новое поколение» для одарённых учащихся Шуваловской школы.
4. Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.
5. Создание системы индивидуального патронажа одаренных детей, обучающихся в Шуваловской средней школе.
6. Формирование необходимых условий и механизмов для создания комфортной для учащихся, здоровьесберегающей, безопасной образовательной среды школы.
7. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников школы, работающих с одаренными детьми.
Принципы реализации программы
Принцип учета потенциальных возможностей ребенка.
Принцип участия детей в оценке собственной одаренности.
Принцип участия в работе с одарёнными школьниками специалистов различных областей.
Принцип опоры на методы диагностики.
Основные направления программы
1. Диагностическое направление. Выявление одаренных детей.
2. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе с целью предоставления одаренным детям условий для реализации их образовательных потребностей.
3. Реализация индивидуальных моделей непрерывного образования одаренных школьников.
4. Индивидуальный патронаж одаренных детей.
5. Стимулирование одаренных детей и педагогических работников, работающих с ними.
6. Работа с родителями.
7. Взаимодействие с социальными институтами микрорайона для создания благоприятных условий развития одаренности.
Ожидаемые результаты
1. Высокий уровень индивидуальных достижений одарённых детей, обучающихся в школе.
2. Эффективно функционирующая система выявления, развития и поддержки одаренных детей, обучающихся в Шуваловской средней школе.
3. Поливариантная образовательная среда школы, предоставляющая одаренным детям возможность реализовать собственные образовательные потребности.
4. Реализация индивидуальных программ обучения одаренных школьников.
5. Внедрение новых технологий обучения и воспитания одарённых школьников.
6. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Источники финансирования
Средства муниципального бюджета.
Внебюджетные средства.
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
Однако при работе с данной группой детей постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одарёнными детьми. Кроме того, необходимо учитывать специфику развития и обучения одаренных детей в системе дошкольного, школьного и дополнительного (внешкольного образования), образования в сельской местности. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы, в том числе сельской.
Шуваловской школой апробированы и внедрены различные формы и виды работы с одаренными школьниками, проводятся мероприятия, направленные на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом. Однако в образовательном учреждении отсутствует комплексно-целевая программа работы с одаренными детьми, позволяющая создать условия для развития природных задатков и самореализации личности данной группы учащихся.
Комплексно-целевая программа «Новое поколение» призвана обеспечить планомерность и систематичность деятельности Шуваловской школы по выявлению, поддержке и развитию одарённых учащихся.
Программа охватывает основные аспекты обучения и воспитания одаренных детей, намечает перспективы развития поливариантных компонентов образовательной среды школы, определяет конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Цели обучения детей с общей и специальной одарённостью:
развитие духовно-нравственных основ личности ребёнка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
создание условий для развития творческой личности;
развитие индивидуальности одарённого ребёнка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);
обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися в Шуваловской школе
Содержание работы с одарёнными учащимися определяется в рамках каждой из образовательных областей, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие специфике школы, корректировка или создание авторских программ.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Нужен переход к способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают духовные, интеллектуальные и физические усилия.
Для оптимального развития одарённых учащихся разрабатываются специальные программы – развивающие или с элементами развивающего обучения по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одарённого учащегося. В обучении одарённого школьника может реализоваться стратегия ускорения (имеется в виду изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням и области избранного предмета. Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одарённый учащийся получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы для одарённых учащихся ориентированы на более сложное содержание, направленное на «увеличение» знаний в конкретной области, на развитие умственных операций.
Методы и формы работы с одарёнными учащимися органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаются определённым своеобразием. Это тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы», исследовательская деятельность, социально-психологические тренинги, элективные курсы. Создание групп одарённых детей возможно для выполнения ими различного рода проектной и исследовательской деятельности, для коррекции погрешности в усвоении одарёнными учащимися материала по отдельным учебным дисциплинам.
Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы внутри «гибких» образовательных потоков. Широкое распространение получают групповые формы работы, различные творческие задания, самостоятельная деятельность, дискуссии, диалоги, семинары, практикумы и лабораторные работы, система дистанционного обучения.
Каждый учитель определяет специфику применяемых форм, методов и приёмов работы по своему предмету.
Во внеурочной деятельности доминирующими формами работы с одарёнными детьми являются:
– факультативы;
– кружки по интересам;
– исследовательская деятельность;
– конкурсы;
– научно-практические конференции;
– участие в олимпиадах;
– работа по индивидуальным маршрутам;
– сотрудничество с другими школами;
– дистанционное обучение;
– учеба детей в центре дополнительного образования одаренных школьников;
– тьюторство;
– летняя творческая школа.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
– Осознание важности данной работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования у школьников положительной мотивации к учению.
– Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
– Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Высокий уровень индивидуальных достижений одарённых детей, обучающихся в школе.
2. Эффективно функционирующая система выявления, развития и поддержки одаренных детей, обучающихся в Шуваловской средней школе.
3. Поливариантная образовательная среда школы, предоставляющая одаренным детям возможность реализовать собственные образовательные потребности.
4. Реализация индивидуальных программ обучения одаренных школьников.
5. Внедрение новых технологий обучения и воспитания одарённых школьников.
6. Профессионально-личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Контрольные показатели эффективной реализации программы
Педагогический коллектив
Одарённые школьники
Компетентность в области содержания, форм, методов работы с одаренными школьниками
Гармоничное развитие личности одарённого ребёнка, способности детей к самостоятельной познавательной деятельности, самореализации
Овладение технологиями дифференцированного, личностно ориентированного обучения, технологиями обучения на коммуникативно-познавательной и проблемно-поисковой основах, технологией модульного обучения, рейтинговой технологией
Сохранение психического и физического здоровья одарённых детей
Способность к синтезу совместимых технологических элементов
Развитие интеллектуально-творческих, коммуникативных способностей одарённых детей
Повышение педагогического мастерства учителей
Высокий уровень сформированности мыслительных операций
Способность к самоанализу и самокоррекции
Развитие способности детей к самостоятельной познавательной деятельности, самореализации
Сохранение и улучшение в школе климата сотрудничества и взаимопомощи
Способность одарённого ребёнка к решению нестандартных проблемных ситуаций
План действий по реализации программы
№
Мероприятие
Сроки
Ответственные
1.
Совершенствование методов диагностирования признаков одарённости у учащихся
2014-2015
Заместитель директора по УВР, педагоги
2.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных школьников
2014-2015
Заместитель директора по УВР, заместитель директора по научно-методической работе, педагоги
3.
Разработка программ предметных кружков
2014-2016
Педагоги
4.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
2014-2016
Заместители директора
5.
Участие детей в предметных и межпредметных олимпиадах, конкурсах, выставках, марафонах, школьной, муниципальной, региональной научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее»
2014-2016
Заместитель директора по научно-методической работе
6.
Выпуск сборников исследований учащихся по итогам научно-практических конференций
2014-2016
Заместители директора
7.
Организация летней творческой школы
2014-2016
Заместитель директора школы по воспитательной работе
8.
Учеба в дистанционной районной школе (7-10 кл.)
2014-2016
Заместитель директора школы по УВР
9.
Участие в международных интеллектуальных играх: «Кенгуру», «Медвежонок», «Золотое руно» и т.д.
2014-2016
Педагоги
10.
Учеба в центрах дополнительного образования «Одаренные школьники», «Истоки»
2014- 2016
Заместитель директора школы по воспитательной работе
11.
Занятия в филиале областного спортивного клуба «Искра»
2014-2016
Заместитель директора школы по воспитательной работе
12.
Заключение договоров с социальными партнёрами
2014-2016
Директор
13.
Публикации в СМИ об одаренных детях и их родителях
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
14.
Оформление стенда «Ими гордится школа»
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
15.
Ведение летописи достижений учащихся школы
Заместитель директора школы по воспитательной работе
16.
Повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми: курсы КОИРО, дистанционные курсы по теме «Одаренные дети», семинар «Использование современных педагогических технологий в работе с одаренными школьниками»
Директор
17.
Разработка программы по повышению родительской компетенции воспитания одаренного ребенка
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
18.
Проведение системы мероприятий по повышению родительской компетенции по воспитанию одаренного ребенка
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
19.
Разработка рекомендаций и памяток для родителей по воспитанию одаренного ребенка
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
20.
Пролонгирование договоров с КОИРО, школой искусств, ДДТ, ЗАО «Шувалово», станцией юных натуралистов, планетарием, областным спортивным клубом, областным драматическим театром, камерным театром Б.Голодницкого
Директор
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Утверждаю
приказ по школе № ___
от «___»______________2014г.
Директор школы_____________
Директор школы_________________
Обсуждена, согласована и принята
на заседании методического совета
Протокол № ___
от «___»_____________2014г.
Руководитель МС_________________