Комплексно-целевая программа по гражданско-правовому воспитанию
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА
ПО ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОМУ
ВОСПИТАНИЮ
СОШ № 3
г. Нерюнгри – 2009 г.
Пояснительная записка
Гражданско-правовое образование на современном этапе развития общества является одним из приоритетных направлений в деятельности образовательного учреждения, т.к. задача воспитания гражданина с активной жизненной позицией важна во всем мире и еще более актуальна в России, которая строит новое, демократическое, правовое государство. Гражданское общество – общество, где личность становится свободным, полноправным, активным гражданином с соответствующим социальным статусом. Такой гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, демократии, праве, государстве), умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам другого, миролюбие, толерантность) и желанием участвовать в общественно-политической жизни.
Научить его всему этому может только школа. Но, к сожалению, в ней вопросам гражданско – правового воспитания зачастую по тем или иным причинам уделяется недостаточное внимание. И поэтому проблема защиты и обеспечения прав будущих граждан – подростков – в настоящее время является, пожалуй, самой актуальной, требующей к себе неустанной заботы взрослых, так как гражданско-правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. Отсутствие же гражданско-правовых знаний у обучащихся способствует в дальнейшем воспитанию социально – неадаптированных молодых людей, способных социализироваться в обществе. Стремление подростка защитить себя от жизненных невзгод опирается на всевозможные доступные ему способы, в том числе и противоправные. Таким образом, главным на сегодняшний день является воспитание в подростке уважения к правам человека, формирование у него ценностного отношения к праву и стремление к его соблюдению, воспитание гражданина, знающего свои права и обязанности в обществе.
И именно сейчас, в условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовности, распада идеологических ценностей, отрицания вечных доктрин долга, бескорыстия, патриотизма, трудолюбия, дисциплины исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира и общественной нравственности.
Школа должна противопоставить истинные ценности – ложным, гуманистические идеи - варварским, прекрасное - безобразному, доброе - жестокому, возвышенное – низменному. Для этого она должна определить свои позиции, осознать свою задачу, осмыслить создаваемый ею процесс и его результаты.
Формирование гражданско-правовой культуры школьника – это система организации различных видов педагогической деятельности на основе гражданско-правового, политического и нравственного воспитания и обучения, которые реализуются как через воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды.
Следовательно, гражданско-правовое воспитание сегодня становится одним из ведущих наряду с другими аспектами воспитательной деятельности.
С целью организации и проведения воспитательной работы, направленной на повышение уровня гражданско-правовой культуры подростков создана Комплексно-целевая программа по гражданско-правовому воспитанию. Она рассчитана на 3 года (2009 – 2012 гг.).
Правовой основой и нормативными источниками гражданско-правового воспитания на современном этапе являются:
Конституция РФ
Закон «Об образовании»
Семейный кодекс РФ
ТК РФ
УК РФ
Кодекс об административных правонарушениях РФ
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», утвержденная Правительством РФ от 29.12.2001 г. №1756-Р
Декларация прав учащихся, отражающая и комментирующая права ученика в соответствии с Конституцией России, Конвенцией о правах ребенка
Устав школы
Предлагаемая программа составлена с учетом нового концептуального подхода в организации воспитательной работы О.С. Газмана, В. Караковского, Н.Н. Щурковой, опыта педагогов школы, а также школьных традиции. Она создана в помощь классному руководителю - ближайшему и непосредственному воспитателю и наставнику молодежи.
Для каждой группы классов: начальных средних, подростковых и старших выделяются ведущие воспитательные задачи, основанные на психологических особенностях данного возраста. Предлагается система просвещения и деятельности, гарантирующая формирование у школьников культуры жизненного самоопределения, формирование общечеловеческих ценностей как главных ориентиров воспитания.
Детство и отрочество - особый период постижения мира. Все в этот период воспринимается остро и оставляет глубокий след в структуре личности. Все отношения, в которые он включается с окружающим миром в период детства, становятся основой для их последующего формирования, поэтому нет мелочей и второстепенного в организации жизнедеятельности ребенка. Его отношения к природе, обществу, людям и с людьми складываются в повседневной деятельности и составляют содержание его развивающейся личности.
Формирование культуры жизненного самоопределения человека - важный элемент содержания воспитания. В гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение. Это экономическая культура и культура труда, культура политическая и демократическая, правовая и нравственная, физическая культура и культура семейных отношений.
Воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности, направляемой педагогами-профессионалами, знающими закономерности развития личности и умеющими организовать жизнь воспитанников в соответствии с этими закономерностями.
Цель программы: Формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором необходимо знание и понимание его морали и законов, осознание совокупности прав и обязанностей, умение отстаивать свои и чужие интересы через знание законов, воспитание гражданина своего Отечества.
Задачи:
просвещение учащихся в области защиты прав человека;
адаптация учащихся к социальной жизни в обществе;
развитие гражданской инициативы и правовой ответственности обучащихся;
формирование гражданско-патриотического сознания, правовой культуры; развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
формирование гражданской компетентности личности: совокупность готовности и способности, позволяющей ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике;
готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;
формирование здорового образа жизни.
Значимость:
Реализация данной программы социально значима, она принесет пользу местному сообществу, жителям микрорайона, позволив выполнить задачи гражданско - правового воспитания молодых граждан.
Пути реализации:
диагностика;
изучение законов РФ и Республики Саха (Якутия), регламентирующих права и обязанности несовершеннолетних;
знакомство со школьными нормативными документами;
правовое просвещение родительской общественности;
включение курсов «Экономика», «Право» и «Граждановедение» в вариативную часть учебный план
мониторинг правовых знаний учащихся;
организация досуговой деятельности учащихся.
Формы работы:
анкетирование;
часы общения;
лекции специалистов (инспектора ИДН, врача, представителей городского кабинета профилактики);
родительский лекторий;
выступление лекторской группы;
индивидуальное собеседование и консультирование;
выпуск правовых листков;
игры и викторины на правовую тематику;
органы детского самоуправления;
проведение плановых тематических рейдов;
деятельность правового клуба «Ника» и гражданско – патриотических клубов «Патриот» и «Спасатель»;
кружки и секции.
Участники программы:
ученики, учителя, родители, общественность.
Взаимодействие участников осуществляется в системах:
ученик – ученик;
ученик – учитель;
ученик – родитель;
ученик – представитель общественности;
учитель – родитель;
родитель – представитель общественности.
Предполагаемый результат:
достижение положительной динамики по ряду составляющих компонентов гражданско-правовой культуры учащихся, включая способность правовой ориентации на социально – бытовом уровне;
создание единой системы гражданско-правового воспитания в образовательном учреждении;
формирование устойчивых правовых знаний и навыков правового поведения подростков в социуме;
формирование навыков гражданско-правовой культуры, демократичных взаимоотношений, успешная социализация.
В идеале человек, способный ко всему этому, должен обладать следующими качествами:
Свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни, ответственность, самоуважение)
Гуманная личность (милосердие, доброта, способность к состраданию, готовность оказать помощь, терпение, доброжелательность, стремление к миру)
Духовная личность (потребность в познании, поиск смысла жизни, стремление к красоте)
Творческая личность (развитие способностей умений, развитый интеллект, интуиция)
Практическая личность (знание основ экономики и права, трудолюбие, хозяйственность, хорошие манеры, обеспечение благосостояния семьи, здоровый образ жизни, забота о здоровье).
Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы и идеи:
1. Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью принятие его таким, каким он есть.
2. Гуманизация межличностных отношений предлагает терпимее относиться к ребенку, его мнению, доброта и понимание.
3. Опора на чувство ребенка, а не только на его сознание и поведение.
4. Деятельный подход в воспитании - ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность, игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
Этапы программы
Этапы
Содержание деятельности
Формы, методы
Ожидаемый результат
Диагностический
Комплексная диагностика уровня гражданско-правовой культуры и правовых знаний учащихся
Анкетирование, собеседование, наблюдение.
Создание банка данных по уровню владения учащимися гражданско-правовыми знаниями и применению их в жизни.
Информационно -просветительский
Изучение нормативных документов, Законов РФ, РС(Я) по правовому воспитанию учащихся
Беседы, лекции, встречи с представителями правоохранительных органов, лектории, кинолектории.
Применение полученных знаний в конкретных жизненных ситуациях, умение передать эти знания другим субъектам.
Социально - правовой
Оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, в защите их прав и интересов,
профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.
Заседание комиссий «КДН и ЗП», «Совета профилактики», посещение проблемных семей,
представление и защита интересов несовершеннолетних в государственных и общественных организациях
Создание социально – психологического климата, гражданско-правового пространства в школе и условий для развития личности, способной адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.
Снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних.
Аналитический
Анализ результативности проводимых мероприятий социально – психологической службы, МО классных руководителей, учителей ОБЖ, истории.
Анализ уровня правонарушений несовершеннолетних школы.
Подведение итогов операции «Подросток», «Всеобуч»; вовлечение учащихся в кружки и секции, мониторинг правовых знаний учащихся, включение вопроса гражданско-правового воспитания в работу педсоветов.
Выявление проблем и определение наиболее эффективных форм и методов их реализации
Планирование деятельности педагогического коллектива
по гражданско-правовому воспитанию
№
Направления
Содержание работы
Ответственные
1
Информационное обеспечение
Цель: составление банка данных для проведения профилактической работы с учащимися и их семьями
Изучение нормативно-правовой базы по гражданско-правовому воспитанию граждан РФ;
Организация учебы педагогов по вопросу гражданско-правового воспитания школьников;
Проведение операций: «Всеобуч», «Подросток»;
Сбор информации о занятости детей «группы риска»;
Тестирование по профессиональному самоопределению;
Консультирование классных руководителей по составлению документации и социологических данных
Соц. педагог, классные руководители, учителя,
зам директора по ВР
2
Организационно – просветительская работа:
Цель: просвещение учащихся в области защиты прав человека, формирование первичных навыков правозащитной деятельности, развитие правовой ответственности
Конституция РФ, Устав школы, единые требования для учащихся
Классные руководители
Закон «Об образовании»
Классные руководители
Закон «О правах ребёнка», Кодекс школьника
Классные руководители
Постановление правительства РФ № 424 «Правила поведения детей»
Классные руководители
Закон РФ «Об ограничении курения табака»
Классные руководители
Знакомство с УК РФ. "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Классные руководители
Знакомство с АК РФ, "Административная ответственность несовершеннолетних"
Классные руководители
Викторина "Знаете ли Вы?" (по параллелям)
Соц. педагог
Анкета "Какие правовые знания вы получили в течение года?»
Классные руководители
Оформление «Уголка правовых знаний» для учащихся и педагогического коллектива школы.
Соц. педагог
Проведение цикла бесед «Как вести себя в критических ситуациях»,
«Криминогенная обстановка в микрорайоне»,
«Наркотики: болезнь или преступление?» и др.
Соц. педагог, совет старшеклассников,
инспектор ИДН
3
Работа с педколлективом
Цель: совершенствование деятельности классного руководителя в реализации поставленных задач в области правового воспитания.
1. Подбор необходимых нормативных документов для проведения часов общения для классных руководителей и лекторской группы.
2. Рекомендации классным руководителям по работе с детьми «группы риска».
3. Оказание помощи классным руководителям по правовому просвещению родителей через родительские собрания.
4. Консультирование молодых классных руководителей по вопросам правовой грамотности среди подростков и их родителей.
Зам. директора по ВР, соц. педагог, психолог, руководители МО
4
Работа с учащимися
Цель: формирование у обучающихся активной гражданской позиции, воспитание гражданина, знающего свои права и обязанности.
Индивидуальные собеседования инспектора ИДН с учащимися, лекции специалистов по правовой тематике.
Зам. директора по ВР
Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Соц. педагог,
психолог,
штаб дисциплины и порядка
Выпуск стенгазет и плакатов «Всё о ЗОЖ», выпуск правовых листков,
тематические часы общения
Пресс-центр,
соц. педагог, ст. вожатая
Проведение тематических рейдов с целью проверки выполнения Устава школы, «Единых требований к учащимся»
выявление опоздавших на уроки
курение на территории школы
внешний вид
Зам. директора по ВР, соц. педагог, совет старшеклассников, д/о «Содружество»
5
Социальное партнерство
Цель: повышение роли семьи по воспитанию подростков, знающих свои права и обязанности в обществе.
Привлечение социальных партнеров к проблеме правового воспитания молодежи и ее разрешению.
Участие в работе родительского Всеобуча
Индивидуальные психологические консультации, рекомендации на родительских собраниях
Установление тесного контакта с Нерюнгринской территориальной избирательной комиссией, органами местного самоуправления, администрацией школы, работниками городской библиотеки, ДК им. Пушкина, ЦРТДиЮ с целью формирования единого образовательного пространства по организации гражданско-правового обучения молодежи.
Соц. педагог,
психолог, зам. директора по ВР
6
Аналитическая работа
Цель: убеждение в правильно выбранной стратегии для реализации программы или переосмысление форм и методов учебно-воспитательного процесса
1. Подведение итогов и анализ проведения операций: «Всеобуч», «Подросток».
2. Мониторинг процесса гражданско-правового воспитания школьников
Соц. педагог, психолог
Программа воспитательной работы в школе начальной ступени.
Главная задача воспитательной деятельности в начальной ступени - формирование представлений и понятий о доброжелательности, гуманности, справедливости, дружбе, товариществе. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, организованности, бережливости. Культура общения и поведения со школьными товарищами, родителями, педагогами. Привитие навыков личной гигиены. Деятельность младшего школьника планируется и организуется так, чтобы она содержала в себе элементы игровые, занимательные.
Направления и формы работы с детьми младшего школьного возраста.
1. Знакомство с культурой семейных отношений.
а) Беседы “Мой дом”, “Тепло отчего дома”, “Мои семейные обязанности”, “Что значит любить маму (папу)”.
б) Домашние задания - практикумы “Ласковые слова маме”, “Приятное для братишки (сестрёнки)”, “Игры с младшими сёстрами и братьями”.
в) Ролевые игры “Праздник в семье”. “Мамины помощники”.
г) Проигрывание сюжетов “Как утешить плачущего малыша”, “Как поднять настроение маме”.
д) Праздники в школе и дома “У нас гости”, “Праздник вежливости”.
2. Формирование культуры отношения к природе.
Усвоение понятий “красивое”, “уродливое”, “безобразное”, “экология”, “природа”, “гигиена”, “атмосфера”. Наблюдение за явлениями природы и их описание в слове (стихи), музыке (песни), живописи. “Эко-лото”, “эко-викторина”, уход за цветами.
3. Приобщение к русской и якутской национальной культуре.
а) Проведение традиционных славянских и якутских праздников.
б) Конкурс сказок, услышанных от бабушки.
в) Исполнение частушек, народных песен.
г) Русские и якутские национальные игры.
4. Формирование качеств, от которых зависит культура поведения.
Понятия: справедливость, честность, ответственность, отзывчивость, вежливость, исполнительность, инициатива.
а) Беседы: “Кого мы называем добрым”, “Кого мы называем честным”, “Я и мы”, “Мы все умеем сами”, “Можно и нельзя”.
б) Проигрывание сюжетов.
в) Повседневная работа учителя по привитию навыков культуры поведения на уроке, перемене, столовой, раздевалке, на экскурсии.
5 .Организация здорового образа жизни.
а) Беседы: “Твой режим дня”.
б) Практические занятия : изобразить на бумаге “дорогу к победе над собой”, отмечая успехи и неудачи (шаг вперед, шаг назад), набрать эти баллы за четверть.
в) Игра “Как стать нехворайкой”.
г) Конкурсы: “Звуки в природе”, “Чудо-дерево”, рассказы детей о любимых занятиях.
д) Дни дружбы детей
ж) Физкультминутки на уроках
6. Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.
а) Беседы и наблюдения: “Лицо человека”, “Фигура человека”, “Душа человека”, “Как стать красивым и обаятельным”.
б) Занятия-практикумы “Как помочь товарищу, если он попал в беду”, “Что такое красивый поступок”, “Как опрятно и красиво одеваться”.
7. Формирование культуры отношений между полами.
а) Беседы; Особенности поведения девочек и мальчиков.
б) Занятия-практикумы “Уступи девочке место”, “Защити от обидчиков”, “Говори с мальчиком уважительно”, “Благодари его за помощь”
8. Формирование культуры труда и экономической культуры.
Беседы “Хочу - могу - надо”, “Правила учебного труда”, “Тысяча профессий”, “Умственный и физический труд”, “Береги минуту”.
Сюжетно-ролевые игры “Магазин”, “хочу и надо” (по Щурковой) операция “Подарок ветерану”, аукцион Деда-мороза.
Праздники “Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики”, Праздники Букваря, операция “Живи, книга”. Работа санпостов по сохранению учебников.
Домашние задания-практикумы
Уход за комнатными растениями.
Программа воспитательной работы с младшими подростками
(V - VI кл.)
Ведущая воспитательная задача - формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой.
Воспитываются следующие интегративные качества: объективная самооценка, ответственность, права, дисциплина. Воспитанность школьника повышается от простого усвоения элементарных норм общежития к эмоциональному уровню сопричастности обществу, людям, миру, природе, истории.
В подростковом возрасте увеличивается значимость общественной деятельности. Формы работы должны носить соревновательный характер.
Направления и формы работы с младшими подростками.
(V - VI кл.)
1. Воспитание эстетического и психологического видения жизни человека. Темы классных часов: “Что такое духовное богатство человека”, “Мир человеческих чувств”, “Как изучить свой характер”, “Внешняя и внутренняя культура человека”, “Человек и обстоятельства”, “Герои и антигерои”. Практикумы: заполнение карты самооценки качеств личности на основе самопознания своих черт характера.
2. Познай самого себя.
Темы классных часов: “Красота истинная и искусственная”, “Когда добро творит зло”, “По каким критериям судить о воспитанности людей”, “Как работать над собой”, “Ответственность - мера добра и зла”, «Я и мои права», “Дружелюбие, трудолюбие, честь и достоинство”.
Практикумы “Девичья красота”, составление эталонов поведения для своего возраста.
Сюжетно-ролевая игра по Щурковой “Предметы и люди”.
Турниры эрудитов и т.д.
3. Основные понятия: “коллектив”, “деятельность”, “цели” (личные, коллективные), “самоуправление”, “общественное мнение”.
Варианты детских объединений по основной деятельности - класс, кружок, исследовательская группа, секция, клубы по интересам, ориентация на кружки в учреждениях дополнительного образования, союзе детей “Росиночки”.
Формы работы: собрание группы, класса, классные часы, самоуправление, КТД, экскурсии, походы, часы общения, “посиделки”, кафе именинников т. д.
Программа воспитательной работы со старшими подростками (VII – VIII кл.)
Основные задачи:
- формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений;
- развитие самосознания и культуры самовоспитания;
- приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества;
- воспитание гражданственности;
-развитие разумного мотивированного поведения, формирование способности саморегуляции, ориентация на должное при выборе поведения.
В этот период появляется острая необходимость в организации специального свободного общения, возрастает роль спортивно-оздоровительной деятельности, наблюдается общее охлаждение к учебной деятельности, слегка понижается интерес к художественной деятельности, у девочек появляется отрицательное отношение к подвижно-игровым занятиям, а мальчики отворачиваются от ценностно - ориентировочной деятельности, предпочитая действенно-зрелищные и соревновательные варианты занятии, романтически окрашенные. Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежнему несет в себе богатые возможности для личностного развития, самопознания, самовыражения и самоутверждения. Однако здесь речь идет не об играх - развлечениях, о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди.
Направления и формы работы с детьми старшего подросткового возраста (VII- VIII кл.)
1 Жизненное самоопределение
а) Беседы: “С чего начинается взрослость”, “Как создастся характер”, “Мужской и женский характеры”, “Как готовить себя к семейной жизни”, “Первая любовь”, “Как стать обаятельной женщиной”, “Как стать обаятельным мужчиной”, “Культура самопознания и самовоспитания”, «Мои права и обязанности» и д.р.
б) Практикумы: “Как изучить свои способности”, тест, анкеты, тренинги по вопросам подготовки к жизненно важным ситуациям.
в) Вечера, конкурсы, праздники “Час искусства”, “Новые диски”, “Наши художники-земляки”, групповые посещения выставок, театров, турниры эрудитов, встречи с представителями разных профессий.
2. Общечеловеческие нравственные ценности
Беседы, экскурсии, чтение книг, посещение выставок:
- исторические корни русского человека
- черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души)
- человеческая трагедия (смерть близкого, землетрясение, война ...)
- Заповедь Библии “не убий!”
- Человеческая радость (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с природой).
Нравственное правило “ Найди себя прежде, чем искать что-либо другое
Программа воспитательной работы в старших классах
Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
- интеллигентностью,
- высоким уровнем образованности, гражданско-правовой культуры;
- быстрой адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
- инициативной предприимчивостью, трудолюбием, организованностью;
- необходимыми качествами делового человека;
-высокими гражданскими качествами; самодисциплиной, самоконтролем.
Направления и формы работы
1. Труд и призвание
- трудовые десанты по уборке школьной территории;
-работа на различных предприятиях города в летний период;
-экскурсии на промышленные предприятия города;
-встреча с людьми различных профессий;
- профессиональная диагностика;
2. Культура и личность
Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных сферах общения старшеклассников:
- культура как синтез духовности предшествующих поколений;
- нравственная культура;
- гражданско - правовая культура;
- политическая культура;
- религия и культура;
- человек - мера всех вещей;
- святыни человеческой души;
3. Вера, Достоинство, супружеская и родительская любовь
- расы, народы, нации;
- ценности жизни, принадлежащие людям всего мира, природные богатства, культура, наука, образование, здравоохранение
В заключение хочется отметить, что реализация системы воспитательной работы предполагает:
- формирование ведущих интегративных качеств личности;
- непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание:
- практическую деятельность педагогов и воспитанников;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- непрерывную связь с родителями, внешкольными учреждениями;
- развитие общей и педагогической культуры учителей и воспитателей;
- формирование системы навыков и умений, составляющих педагогическую технику воспитателей при применении новых педагогических технологий;
- создание условий для формирования готовности к жизни в семье и обществе.
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 415