Комплексно-целевая программа патриотического образования и воспитания учащихся «Патриот»
Комплексно-целевая программа
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
«ПАТРИОТ»
Введено в действие Авторы составители:
приказом № ____ от «___» ________ 2009 г. Логвиненко Н.И.
Структура программы
Блоки Перечень блоков
1. Концептуальная часть
Понятие патриотизма
Патриотическое воспитание, цели и задачи патриотического воспитания
Выбор, обоснование, актуальность проблемы
Гипотеза, цели и задачи программы
2 Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности
Формы организации деятельности учащихся
3. Практическая часть
Циклограмма системообразующих мероприятий
4. Управленческая часть
Механизм реализации Программы.
Механизмы функционирования программы (Соуправление. Информирование. Сотрудничество )5. Предполагаемые результаты
6. Материальная база и Ресурсная база
7 Приложение: образовательный процесс в системе гражданско -патриотического воспитания
I. Концептуальная часть
Понятие патриотизма.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальной безопасности, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а концепция патриотического воспитания выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность школы и общественных организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание предполагает формирование у обучающихся общественно-значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на созидание условий для национального возрождения России как великой державы.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе, как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и важнейшими качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
создание и обеспечение реализации возможностей для полноценной социализации граждан, более активного вовлечения их в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
воспитание граждан в духе уважения к Конституции страны, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Выбор, обоснование, актуальность проблемы .Настоящая программа определена на основе необходимости систематизации и целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы, общественных организаций по формированию у школьников патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, городу, школе, готовности к выполнению гражданского долга и констутиционных обязанностей по защите интересов Родины, города, школы.
Программа направлена на формирование и развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, школы и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время на основе интегрировано-дифференцированного подхода к воспитанию и развитию.
Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания школьников, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в этой деятельности педагогического коллектива школы, общественных объединений.
Актуальность разработки программы подтверждается событиями последнего времени, а это:
экономическая дезинтеграция;
социальная дифференциация общества;
девальвация духовных ценностей.
Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное сознание большинства и возрастных групп населения города, страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма
Стало всё более заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам.
В школе активно работает клуб старшеклассников «Клуб Школа Лидера». Под руководством Михайловой М.В. организован музей школы. Кружком «Юный историк» организована огромная научно-исследовательская, поисковая, шефская работа с участниками Великой Отечественной войны, войны с Японией и членами их семей, проживающих на микрорайоне Рабочей слободы. Школа сотрудничает с общественными организациями ветеранов Великой Отечественной войны и воинами –интернационалистами города Владивостока и Приморского края. Организовано тимуровское и волонтерское движение с ветеранами.
В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений в патриотическом воспитании разработана данная программа.
ГИПОТЕЗА: Если создать систему целенаправленного патриотического просвещения героических событий отечественной истории, выдающихся достижений страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, пропаганду здорового образа жизни, ориентированную на героические личности нашей Родины, истинных патриотов Отечества, организовать поисковую, исследовательскую деятельность участников образовательного процесса, деятельность волонтерского и тимуровского движения, то можно воспитать личность, обладающую патриотическим сознанием, культурой, имеющую активную гражданско-патриотическую позицию. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе; массовую патриотическую работу, организуемую не только школой, но и общественными движениями и организациями, деятельность средств массовой информации и т.п.
Создание системы предполагает консолидацию деятельности школы, ветеранских, молодёжных и других общественных организаций, творческих союзов, молодежных общественных объединений.
Основная цель программы:
- создание благоприятных условий для повышения уровня гражданско-патриотического воспитания в школе, для развития патриотического и национально-исторического самосознания подрастающего поколения.
Основные задачи программы:
1. формирование патриотического сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
2. воспитание веротерпимости уважение прав и свобод сограждан в духовной сфере, определение личностного отношения к любой идеологии, религии;
3. формирование уважения к людям старших поколений, воспитание чувства благодарности ветеранам войны и труда за их подвиги;
4. формирование осознания необходимости защиты Отечества, как долга и обязанности гражданина страны;
5. формирование морально-психологической и физической подготовки молодежи к военной службе;
6. создание системы материального и морального стимулирования педагогов, ведущих целенаправленную деятельность по воспитанию патриотизма, гражданственности.
Реализация программы будет осуществляться в два этапа:
На первом этапе предусматривается:
проработка организационных основ реализации программы;
создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания; аттестация школьного музея
разработка классными руководителями, учителями-предметниками подпрограмм, планов;
проведение классных и школьных мероприятий, включая учащихся 1-11 классов, а также активное участие в городских мероприятиях патриотической направленности.
На втором этапе предполагается:
реализация основных мероприятий
систематизация экспонатов школьного музея
обобщение опыта по патриотическому воспитанию
II. Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, рекомендованы группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:
№
п/п Группа методов Методы Свойства методов
I. Методы
формирования
сознания
личности Убеждение, внушение, беседы, лекции,
дискуссии,
метод примера,
различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.) Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
II. Методы
организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения Педагогическое требование, требование коллектива,
общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов,
метод социально-значимой деятельности, метод поддержки и успеха
сотворчества и сотрудничества, партнерства, метод творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в патриотической гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
III. Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.
Примерные формы организации деятельности учащихся, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств личности
• общественный смотр знаний
• уроки Мужества
• уроки творчества
• деловая и ролевая игра
• мозговой штурм
• научная конференция
• «Что? Где? Когда?»
• путешествие в предмет
• аукцион знаний
• экскурсии, походы, поездки
• защита проекта
• «практикум доброты»
• уроки в музее
• дни науки
• исторический календарь
• поисковая работа
• социально-значимые акции
«устный журнал»
исследовательские и творческие работы
кружок «Юный историк»
работа краеведческого музея истории
военно-спортивные, спортивные игры: «Школа выживания», «Школа безопасности».
III. Практическая часть
Циклограмма системообразующих мероприятий
№ Мероприятия Исполни-тельСрок исполнения Ожидаемый результат
1 2 3 4 5
1. Создание нормативной правовой базы патриотического воспитания школьников
1. На основе Федерального закона «О днях воинской славы России» создать календарь знаменательных дат России. Зам. директора по ВР, учителя истории Создание историко-правовой основы патриотического воспитания
2. Создать и периодически пополнять картотеку Федеральных законов, включающих вопросы патриотического воспитания граждан РФ. Зам.
директора
по ВР,
Зав.библ. Посто-
янногг. Нормативно-правовая база государственной политики в области патриотического воспитания
3. Школьный Музей По отдельному плану 3.1
3.2.
3.3.
Подготовить и провести аттестацию школьного музея Боевой славы.
Разработать план использования композиций школьного музея для увековечения памяти воинов-земляков.
Разработка конспектов системы уроков, связанных с использованием музея Боевой славы Зам. дир.
по ВР,
совет музея
Зам. дирек.
по ВР,
учителя истории
Совет музея, учителя истории Ежегодно.
Повышение роли
музея в сохранении и развития гордости за свою страну, малую родину, школу,
осознание
необходимости увековечения
памяти российских воинов и
знаменательных
событий военной истории Отечества
4. Принять участие в городском конкурсе программ по патриотическому воспитанию. Зам. директора
по ВР Ежегодно Создание условий
для активизации методической работы
по проблемам патриотического воспитания.
5. На основе Положения о военно-спортивной игре «Зарница» разработать план подготовки старшеклассников к участию в военно-спортивной игре «Зарница». учитель ОБЖ, зам. дир. по ВР.,
учитель физ-рыЕжегодно
Совершенствование организации подготовки
и проведения военно-спортивной игры «Зарница».
6. Провести анализ Положения о школьном музее Боевой славы на основе Всероссийского Положения об общественных музеях. Отредактировать. Заместит. директора по ВР,
Совет музея Разработка
нормативно-правовых актов при создании
общественных музеев.
2. Совершенствование деятельности педагогического и ученического коллективов школы в области патриотического воспитания школьников
1. На основе концепции патриотического воспитания граждан РФ разработать формы и методы работы с учащимися по вопросам патриотического воспитания школьников. Педагогический совет,
зам. директора по ВР Создание организационной методологической основы патриотического воспитания.
2. В план работы Совета школы, педагогического совета школы вносить вопросы оценки и прогноза состояния патриотического воспитания учащихся в школе. Совет школы,
Педагогический .совет Мониторинг процессов патриотичес-кого воспитания на уровне школы.
3. Совершенствование системы по патриотическому воспитанию учащихся, готовности их к достойному служению Отечеству на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». Педагогический
совет
школы
Совершенствование системы патриотического воспитания.
4. Обобщение и распространение накопленного опыта организации патриотического воспитания в школе. Зам. дир.
по ВР Распростране-ние опыта патриотичес-кого воспитания.
5. Разработать перспективный план работы кружка «Юный историк» Актив кружка,
учителя истории
Внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания.
6. Организация и проведение периодической учёбы классных руководителей по проблеме «Российский патриотизм. Истоки, современность, проблемы возрождения и развития». Зам. дирек.
по ВР,
учителя Повышение квалификации педагогических работников.
7. Проведение семинаров-совещаний учителями-предметниками, реализующими программы патриотической направленности. Зам. дирек. по ВР, учителя Повышение квалификации пед. работников, расширение возможностей системы образования.
8. Проведение заседаний ШМО (краеведение, история, обществознание, экономика, экология, ОБЖ, физическая культура) по реализации программ патриотической направленности. Заместит. директора по УВР, учителя Методические разработки по организации патриотического воспитания.
9. Разработка предложений об учреждении ежегодных переходных вымпелов классам, почётных грамот учащимся «За активное участие в выполнении Программы». Педагогич. совет, совет старшекл. Активизация детского коллектива.
10. Систематические встречи учащихся с воинами в/ч с целью: а) проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта;
б) знакомство с организацией службы и быта военнослужащих Зам дир. по
воспитательной работе Ежегодно
Подготовка к службе в рядах ВС РФ.
3. Система мер педагогического и ученического коллективов по совершенствованию процесса патриотического воспитания школьников
1. Организация и проведение юбилейных мероприятий Совет школы, совет старшеклассников. .
Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов, событий истории Отечества.
2. Активное участие в городских, районных, краевых конкурсах, фестивалях Зам дирек. по ВР, Вовлечение в работу по патриотическому воспитанию.
3. Проведение смотра «Строя и песни» (ежегодно 23 февраля). Зам. дир.по ВР, учит. физическ к. кл.руковод. Ежегодно
1-5 клВовлечение в работу по патриотическому воспитанию учащихся.
4. Проведение на базе школы творческих встреч «От всей души» с ветеранами войны и труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Зам. директ по ВР, кл. руковод, учащиеся, ветераны войны и труда Активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения.
5. Заседание клуба книголюбов по теме «Эх, Родина моя». Зав библиот клуб книголюбов Активизация работы по патриотическому воспитанию.
6. Организация и проведение праздника «Кириллица», посвящённого Дню славянской письменности и культуры. Зам. директ по ВР, по УВР; класс. рук.1-4 кл. Повышение роли русского языка в консолидации народов.
7. Подготовка и участие в городских военно-спортивных играх и соревнованиях на местности (на лучший музей Боевой славы; лучшую учебно-исследовательскую работу юных историков, краеведов и др.). Зам. директ по УВР, совет старшеклас. учащиеся Формирование у школьников готовности к вооружённой защите Отечества.
8 Выполнение поисковых заданий по теме» Этапы становления школьного музея Зам. директ по ВР, кл. рук, совет музея, уч-ся Сохранение чувства гордости за свою школу
9. Участие школы в цикле мероприятий с молодёжью призывного возраста в период организации призывов на воинскую службу. Пед. кол., учащиеся 2 и 4 кварталы ежегодно Обеспечение преемственности традиций разных поколений защитников Отечества10. Организация и проведение «Уроков мужества» с привлечением ветеранов армии, флота. Зам. директ уч-предмет. кл. руковод. Воспитание молодёжи в духе боевых традиций старших поколений
11. Организация и проведение встреч офицеров воинских частей с учащимися школы под девизом «Сыны Отечества». Зам. директора по ВР,
классн. рук. Ежегодно Воспитание молодёжи в духе боевых традиций старших поколений
12. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн Зам. директора по ВР,
классн. рук.
Михайлова М.В. февраль, ежегодно Обеспечение преемственности традиций увековечения памяти павших за Отечество
13 Просмотр видеофильмов патриотического содержания Классные руководители ежегодно Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов, событий истории Отечества.
14 Викторина о боевых традициях ВС. Зам. директора по ВР,
классн. рук. Обеспечение преемственности традиций разных поколений защитников Отечества15 КВН по военной тематике. Зам. директора по ВР,
классн. рук.,учителя истории Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов, событий истории Отечества.
16 Провести благоустройство памятника Муравьеву-Амурскому, других памятников Кл руководители Обеспечение преемственности традиций разных поколений защитников Отечества17 Акция « Милосердия»
Кл руководители Обеспечение преемственности традиций разных поколений защитников Отечества18 Поздравительная акция к Дню Победы ветеранов ВОВ.
Кл руководители Обеспечение преемственности традиций разных поколений защитников Отечества19 Фестиваль патриотической песни. Зам. директора по ВР,
Кл руководители Обеспечение преемственности традиций разных поколений защитников Отечества20 НОУ «У войны не женское лицо».
Выставки «Сражения ВОВ».
Зам. директора по ВР,
Совет старшеклас-сниковВовлечение в работу по патриотическому воспитанию.
21 Акция «Поиск».
Совет старшеклас-сников Зам. директора по ВР Вовлечение в работу по патриотическому воспитанию.
22 Лекторий «Вы шли свободу отстоять». Кл руководители Воспитание молодёжи в духе боевых традиций старших поколений
23 Конкурс чтецов «Память».
Зам. директора по ВР,
Кл руководители Воспитание молодёжи в духе боевых традиций старших поколений
24 Мониторинг «Моя гражданская позиция.
Кл руководители Вовлечение в работу по патриотическому воспитанию.
25 Тематические классные часы
«Твоя малая Родина».
«С чего начинается Родина».
«Государственная символика России»
«Салют Победа!»
Кл руководители Воспитание молодёжи в духе боевых традиций старших поколений
26 Посещение музеев, экскурсионная работа.
Кл руководители Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов, событий истории Отечества.
4. Воздействие педагогического коллектива на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации
1. Создание цикла УСТНОГО ЖУРНАЛА (стенд), посвящённых Великой Отечественной войне. Зам. директора по ВР, совет музея, уч-предмет. Активизация творческого потенциала педагогического коллектива, учащихся.
2. Разработка и оформление новых композиций школьного музея Боевой славы. Зам. директ по ВР, совет музея, учителя, клуб «Лидер»учащиесяУвековечение событий военной истории
3. Организация выпуска хронико-документального видеофильма «Наш музей». Совет школы, совет музея,
Учитель информатики Создание информационной базы.
4.
Создание видеофильмов, выставок, стендов с тематикой патриотического воспитания (походы, конкурсы, вечера и т. п.). Совет школы, учителя, учащиеся Создание информационной базы в целях пропаганды патриотического воспитания.
5. Координация деятельности школьного коллектива с общественными объединениями и организациями в целях патриотического воспитания учащихся
1. Подготовка и проведение следующих мероприятий: а) совместное заседание Совета ветеранов клуба «Юный историк», музея, Совета старшеклассников;
б) совместное перспективное планирование работы советов. Совет ветеранов, учителя истории
учащиеся Совершенствование деятельности общественных объединений в интересах патриотического воспитания учащихся.
2. Подготовка и издание информационного бюллетеня о деятельности и опыте работы школьного музея Боевой славы в области патриотического воспитания. Зам. директ по ВР,
учителя истории
Создание информационной базы.
6. Формирование методических основ патриотического воспитания школьников
1. Проведение расширенного педсовета на тему «Уровень реализации программы патриотического воспитания учащихся». Администрация, учителя Решение проблем патриотического воспитания учащихся.
3. Проведение социологических исследований по вопросам патриотического воспитания. Зам. директ по ВР, учащиеся Выявление особенностей формирования патриотических чувств и сознания у учащихся.
4. Подготовка и проведение расширенного заседания Совета музея по теме «Школьный музей-центр военно-патриотического воспитания в школе» Зам. директора по ВР, «Лидер» кл.рук., уч-ся Решение проблем патриотического воспитания учащихся.
5. Подготовка и проведение семинара: «Проблемы патриотического воспитания: опыт, перспективы, взаимодействие». Зам. директ по ВР,кл. рук.,уч-сяРешение проблем патриотического воспитания учащихся.
6. Подготовка и проведение методического совета по теме «Использование потенциала школьного музея в воспитании и развитии личности». Методический совет Решение проблем патриотического воспитания учащихся.
IV. Управленческая часть.
Механизм реализации Программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуется - Совет).
В состав Совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Механизмы функционирования программы
Комплексная программа патриотического и гражданского воспитания, формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья детей и подростков на основе социального партнерства призвана выполнить следующие функции:
Интегрирующую: содействие соединению в одно целое усилий школы и всех субъектов социальных институтов воспитания по созданию благоприятных условий для образования и воспитания детей и подростков;
Регулирующую: она связана с упорядочиванием общей системы работы образовательного учреждения с родителями;
Защитную: направлена на комплексное изучение семей, среды воспитания и обеспечение социально-значимой деятельности;
Корректирующую: осуществление психолого-педагогической коррекции проблемных ситуаций воспитания детей в семье, поведения в общественных местах, наличие вредных привычек.
Построение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса необходимо вести в двух направлениях:
подготовка педагогического коллектива к деятельности в новых образовательных условиях (педагогические советы, круглые столы, учеба классных руководителей, проблемные семинары и т.п.);
взаимодействие с родителями, субъектами различных институтов социального воспитания через такие виды деятельности как соуправление, информирование, сотрудничество.
Соуправление – участие родителей, общественности, институтов социального воспитания в управлении образовательным учреждением через органы соуправления (Совет школы). Все субъекты совместной образовательной деятельности должны быть реально вовлечены в обсуждение и решение важнейших вопросов патриотического образования и воспитания детей и подростков. Умение анализировать, обобщать, применять обобщение как руководство к действию – это самая сущность педагогического руководства.
Информирование.
В управлении взаимодействием школы и институтов социального воспитания важна проблема информационного обеспечения, а значит, и проблема методов сбора информации. Сбор качественной, надёжной, достоверной информации необходим для анализа воспитательного потенциала среды и поиска путей его использования в воспитательном процессе. Методы сбора информации: целенаправленное педагогическое наблюдение, имеющее конкретные задачи и продуманную программу; различного рода опросы анкетирование; анализ официальных документов; анализ общественного авторитета;
Сотрудничество – организация совместной культурно-досуговой, творческой, социально-значимой, спортивной, трудовой, шефской, поисковой деятельности. Совместная деятельность должна быть направлена на реализацию воспитательно- развивающих, охранно-оздоровительных, формирующих и контролирующих задач.
V. Предполагаемые результаты:
расширение системы патриотического воспитания в школе, внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;
сохранение и развитие чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;
активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;
формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;
активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
воспитание у школьников уважения к подвигу народа;
привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе; Работа постоянно действующего сменного стенда.
повышение роли и авторитета поисковых ученических объединений в школе;
расширение методологической базы патриотического воспитания в системе образования;
активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.
VI. Материальная база и ресурсная база
Материальная база: учебно-методический комплекс по программе ОБЖ, кабинет ОБЖ, спортивный зал, спортивный стадион, материально-техническое обеспечение уроков ОБЖ, компьютеры, мультимедийный проектор школьный музей
Ресурсная база: директор, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, учителя истории и весь педагогический коллектив, Совет Ветеранов.
Приложение: образовательный процесс в системе гражданско -патриотического воспитания
Коллектив нашей школы считает, что проводить гражданско-патриотическое воспитание через народную культуру и народные традиции можно практически во всех образовательных областях учебного плана и во внеурочное время.
Русский язык.
Сведения культурологического характера, включенные в эту образовательную область, обогащают представления учеников о языке как хранилище культуры, отражающем его представления о добре и зле, о смысле жизни... Язык - святыня народная, которую нужно знать и беречь.
В качестве основных тем на занятиях можно рассмотреть такие:
Общность славянских языков. Сведения из истории русского языка.
«Язык - вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа» (В.Ключевский).
Диалекты России. Духовный подвиг равноапостольных Кирилла и Мефодия. История создания азбуки. Словарь живого великорусского языка В. И. Даля.
Язык пословиц, поговорок, загадок. Отражение в них морали народа.
Для самостоятельной исследовательской работы учащихся можно предложить такие темы:
Как говорят в нашем крае?
История фамилий нашего города, района.
Названия улиц.
Мой город
Названия улиц, о чем они нам рассказывают и т. д.
Литература.
Поэзия - самобытное и сложное явление в отечественной литературе. Наиболее талантливые поэты, выходцы из крестьян - А. В. Кольцов, И. С. Никитин, И. 3. Суриков. С, А. Есенин, Н. А. Клюев - создали произведения, которые стали классикой, вошли в сокровищницу национально-песенной культуры. Поэтому стоит глубже знакомить школьников с творчеством этих крестьянских поэтов, помочь им понять талантливость, широту интересов, ум и мудрость русского крестьянства.
Для самостоятельной исследовательской работы учащихся можно использовать такие темы:
Певцы деревенской России. Фольклор в творчестве поэтов.
Образ Земли в народном творчестве. Тема Солнца в народном творчестве.
Старинные песни нашего края.
Современная частушка. Пословицы и поговорки наших бабушек, родителей, соседей.
Горнозаводской Урал. П. Бажов о народных традициях Урала.
История.
Уроки истории также ставят соей целью воспитание духовно - гражданского, национально-патриотического сознания человека. Освоение истории своей Родины, народа, ее традиций создает информационный иммунитет, помогает понять лживость современных мифов об отсталости России в сравнении с Западом, о некультурности и «серости» русских о низком интеллектуальном уровне крестьянства. История убеждает в другом: Россия - тысячелетняя цивилизация, оригинальная, самобытная, не похожая на существующие цивилизации Востока, Азии. Запада.
Русский крестьянин без какого-либо специального обучения ставил крепкую избу, клал печи, которые служили людям всю жизнь, рыл колодец со студеной водой, строил храмы, выращивал хлеб, обихаживал скотину. Русская женщина пряла пряжу, ткала тончайшее полотно, шила, вышивала узоры, вязала. А между делом крестьяне сочиняли былины, исторические песни, плачи. Все это - наша история, история талантливого русского народа.
Для самостоятельной исследовательской работы учащихся по истории, обществознанию можно предложить такие темы:
Геральдика государства российского.
Наш край периода становления и развития.
История образования. Роль библиотек в развитии культуры
нашего края.
Наши знаменитые земляки (ученые, полководцы, писатели, труженики).
Подвиг земляков в годы Великой Отечественной войны и т.д.
Дети и война.
Спасибо дорогому деду за светлый праздник за победу.
Естествознание.
Природоведение, география, биология, химия, экология, физика ставят перед учителями и школьниками задачу осознать истоки русской народной культуры, понять особенности быта, традиций, русскою национального характера мирного земледельца, характера, закаленного суровым климатом. Почувствовать свою принадлежность к прекрасной стране и народу поможет изучение особенностей природных условий, богатств, труда и быта предков и современников, развитие промышленности и сельского хозяйства. Это станет основой целостной картины мира.
Примерные темы модулей в образовательной области «Естествознание»:
Великие русские ученые (географы, биологи, физики, химики...).
Географические феномены России. Неповторимость русских рек. Плюсы и минусы гидростанций - гигантов. История гидроэлектрофикации. Плюсы и минусы атомных электростанций.
Заповедники и заказники. Их роль, создание и судьба. Реликтовые растения нашего края.
Практические работы - модули:
Расчистка и ограждение родников.
Помощь в работе по очистке лесов и рек.
Подкормка птиц и мелких животных.
Тематика исследуемых работ:
Изучение и описание природы родного края: по литературным источникам.
Воспоминаниям предшествующих периодов (животный и растительный мир, климат, погода).
Народный календарь. Народные приметы погоды и урожая. Фенологические
Приметы.
Математика.
Сведения из истории русской математики. Первые учебники арифметики. Старинные меры. Знакомство с метрологией (исторической дисциплиной изучающей различные меры в их историческом развитии и взаимной связи). Выставка мер веса, длины и т. д. Знакомство ребят на уроках с пословицами и поговорками, связанными со старинными мерами длины и веса («Семь верст до небес», «За семь верст киселя хлебать», «Словно аршин проглотил», «Не фунт изюму», «На грош пятаков наменял» и другие). Тематика модулей и рефератов, исследовательских и практических работ:
Творческая жизнь знаменитых русских математиков.
Решение задач из старых учебников.
Решение задач с практической направленностью (измерение площади разными способами, определение веса животных без взвешивания и др.)
Определение недоступного расстояния, определение высоты предметов, определение объемов различных предметов (цистерны, бочки и др.) Геометрия храма.
Трудовое обучение.
Тематика модулей, самостоятельных исследовательских и практических работ. Дерево в жизни русского крестьянина.
Архитектура русской деревни.
Виды соединений бревен в срубе. Инструменты плотника в старину
Мебель, посуда, инвентарь, сделанные из дерева в крестьянском хозяйстве.Народные умельцы. Современные мастера.
Декоративно-прикладное искусство русского народа (вышивка, вязание, символика русского орнамента, шитье...)
Русская кухня. Обрядовые и ритуальные блюда.
Изготовление макетов и моделей русской избы, ветряной мельницы и т. д.
Физкультура.
Народные игры и игрища.
Силачи и богатыри, русские виды борьбы.
Освоение русских народных игр. Изготовление оборудования к играм.
Собирание и описание старинных русских народных игр.
Молодецкие забавы русского народа.
Искусство. Музыка.
Духовная музыка.
Музыкальный фольклор.
Народные инструменты.
Обрядовая музыка.
Любимые песни нашего города, села, деревни.
Музыка русских композиторов на фольклорные и исторические сюжеты.
Изготовление простейших народных музыкальных инструментов.
Разучивание русских народных песен, хороводов.
Сочинение частушек.
Изобразительное искусство.
Русское народное изобразительное искусство.
Декоративно - прикладное искусство. Символика русского орнамента.
Древнерусское зодчество.
Иконопись.
Русский народный костюм. Народные промыслы России.
Творчество художников, использующих сказочные сюжеты, народные мотивы. (В практической работе - составление орнамента для скатерти, рушника, пояса)
Внеклассная работа (формы работы).
Экскурсии, походы по родному краю, которые проводятся с целью поиска, установления какого-либо факта, явления или сбора конкретного материала (сбор произведений народного творчества и т. д.)
Поисковая работа членов школьного музея. Операция «Поиск» по установлению судеб жителей района. Сбор воспоминаний о войне своих родных и близких людей «Спасибо дорогому деду за светлый праздник за победу». Конкурсы, викторины, смотры знаний, интеллектуальные марафоны и др.
Тематические недели и праздники.
Литература
Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 года № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 6, 2008 год, № 1 , №3, № 6, 2003 год.
Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 5, 2003 год.
Журнал «Патриот Отечества»