Учебный план на 2015-2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк учебному плану
на 2015 - 2016 учебный год
Настоящий учебный план определяет объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам и годам обучения.
Учебный план разработан на основе:
- Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации " от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
Федерального образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 г., регистрационный номер №1897)
- приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 г. № 1067, зарегистрированным в Минюсте России 20 января 2013 г., регистрационный номер 26755);- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- БУП по Новосибирской области , приказ №1920 от 06.07.2015 г.;
- примерной основной образовательной программы начального общего образования и примерной образовательной программы основного общего образования.
I ступень
Начальная школа
В 2015-2016 учебном году 1,2,3,4 классы занимаются по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования.
2,3,4 классы работают по УМК «Перспектива», 1,4 класс по УМК «Школа России».
Реализация учебного плана на начальной ступени общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальных учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Учебный план, и в целом, основная образовательная программа начального общего образования, состоят из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования (как и входящего в нее учебного плана) составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема.
Обязательные предметные области учебного плана: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы духовно - нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура.
Филология формирует первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развивает диалогическую и монологическую устную и письменную речь, коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности.
Математика и информатика развивает математическую речь, логическое и алгоритмическое мышление, воображение, обеспечивает первоначальные представления о компьютерной грамотности.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) формирует уважительное отношение к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознать ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формировать психологическую культуру и компетенцию для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Искусство развивает способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Технология формирует опыт как основу обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов. Формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.
Физическая культура укрепляет здоровье, содействуют гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению. Формировать первоначальные умения саморегуляции средствами физической культуры. Формировать установку на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности;
- приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- формирование готовности к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
В целом учебный план также учитывает и специфику используемых в образовательном процессе учебников, входящих в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год.
Обучение в первом классе в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 организуется только в первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21 академический час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения (с 16.02.2015г. по 23.02. 2015 г.).
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает для обучающихся 1 -х классов 4 урока и 1 день в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Объем максимальной допустимой нагрузки для 2- ого, 3- ого и 4-ого классов в неделю составляет 26 часов, а в течение дня - не более 5 уроков (два раза в неделю), при 6-ти дневной учебной неделе.
Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый); во втором полугодии (январь - май) - по 4 урока по 45 минут каждый.Продолжительность перемен между уроками по 10 минут, перемены после второго и третьего уроков – по 20 минут (для активного отдыха: игры, игры на свежем воздухе). На уроках введены физминутки. Продолжительность учебного года в первом классе 33 учебные недели, во втором и третьем классах 34 учебные недели
Календарный график учебного процесса на новый 2015-2016 учебный год.
I четверть01.09.15г.-01.11.15г. 9 недель Каникулы 02.11.15г.- 08.11.15г. 7 дней
II четверть09.11.15г.-27.12.15г. 7 недель Каникулы 28.12.15г.-10.01.16г. 14 дней
III четверть11.01.16г.-20.03.16г. 10 недель Каникулы 21.03.16г.-27.03.14г. 7 дней
15.02.16г.- 21.02.16г. дополнительные для 1 класса
IV четверть 28.03.16г.-25.05.16г.
(начальная школа, 9 классы)
9 недель
28.03.2014 г.- 31.06. 2016 г. (для 5-7 классов)
28.03.2016-12.06.2016 г
дополнительно для 8 класса
Продолжительность обучения составляет 33 учебные недели для 1 класса и 34 учебные недели для 2,3,4 классов.
Учебный план в 1 классе предусматривает изучение следующих учебных предметов: русский язык, литературное чтение, математику, окружающий мир, музыку, изобразительное искусство, технологию и физическую культуру. В 1 классе на изучение литературного чтения отводиться 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель) Во 2,3, классах добавляется иностранный язык и предметы компонента образовательного учреждения: информатика и ИКТ, занимательная математика, развитие речи, дополнительный час технологии. В 4-ом классе добавляется иностранный язык и предметы компонента образовательного учреждения: информатика и ИКТ, занимательная математика, дополнительный час технологии.
Учебный план ОУ позволяет реализовать цели и задачи образования обучающихся в ОУ. Учебный план для классов первой ступени образования ориентирован на 4х-летний нормативный срок освоения образовательных программ.
Компонент образовательного учреждения представлен предметами:
во 2 классе
информатика -34(1ч);
занимательная математика -34(1);
развитие речи- 34(1)
в 3классе
информатика и ИКТ -34(1ч);
занимательная математика -17 (0,5),
развитие речи- 17 (0,5),
технология -34(1)
в 4 классе
информатика и ИКТ-17 (0,5),
занимательная математика- 17(0,5),
технология- 34 (0,5)
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 в объем недельной учебной нагрузки образовательных учреждений вводится третий час физической культуры, что в свою очередь не противоречит максимально допустимой недельной нагрузке, установленной СанПиН, 2.4.2.2821-10, в объёме 21 часа в 1 классе, в объёме 23 часов во 2-4 классах в неделю. В 4 классе федеральным компонентом вводится годовой курс «Основы религиозных культур и светской этики» (1 час), родителями по личным заявлениям выбран модуль «Православная культура», этот час взят из КОО.
Часы компонента ОО распределены с учетом пожелания родителей, учеников и педагогической необходимостью. Со второго класса введен предмет информатика и ИКТ, учитывался тот фактор, что не у всех учеников дома есть ПК.
Учитывая, что учащиеся недостаточно готовы к освоению школьной программы были введены такие предметы: Занимательная математика и Развитие речи.
По рекомендации психолога, для развития мелкой моторики учащихся, был введен дополнительный час технологии.
К учебному плану начального общего образования по ФГОС добавляется внеурочная деятельность, которая представлена различными формами организации: кружки, экскурсии, соревнования, олимпиады, поисковые и научные исследования, классные мероприятия, классные часы, занятия в театральной
и художественной студии.
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебнойнеделе в 1 классе составляет 693(21) часа в год (неделю), во 2,3,4 классах 884(26)
часов в год (неделю),
Учебный план рассмотрен и утвержден на заседании Педагогического совета
школы от 30.07.2014г. Протокол №1
II ступень
Основное общее образование
Учебный  план ориентирован  на 35 учебных недель в год в 5-7 классах, 36 учебных недель в 8 классе и 34 – в 9 классе при 6-дневной рабочей неделе. Продолжительность урока – 45 минут.
Цель: основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Образовательные программы  основного общего образования основная содержат обязательную часть 70%  и  30% формируется участниками образовательного процесса.В 5-9 классах ведётся третий час физической культуры.
Часы регионального и  школьного компонента распределены следующим образом:
В 5 классе 1 час регионального компонента добавлен на изучение предмета «Русский язык». Это было сделано по заказу родителей, в связи с низкой успеваемостью по этому предмету учащихся, а так же с большим количеством орфограмм, изучаемых в 5 классе.
4 часа школьного компонента распределены:
информатика и ИКТ -35 (1);
вокруг тебя - мир- 35(1);
основы безопасности жизнедеятельности- 35 (1);
мир искусства – 35 (1).
В 6 классе 3 часа компонента образовательного учреждения:
информатика и ИКТ -35 (1);
вокруг тебя - мир- 17,5(1) в первом полугодии;
основы безопасности жизнедеятельности- 17,5 (1) во втором полугодии;
мир искусства – 35 (1).
В 7 классе 5 часов компонента образовательного учреждения:
информатика и ИКТ -35 (1);
вокруг тебя - мир- 35(1);
основы безопасности жизнедеятельности- 35 (1);
мир искусства – 70 (2).
В 8 классе 2 часа регионального компонента:
искусство родного края- 36(1);
основы выбора профессии – 36(1);
3часа школьного компонента:
вокруг тебя - мир- 36(1);
принципы русской орфографии - 36 (1);
музыкальное искусство с Древнейших времен до начала XX века – 36 (1).
В 9 классе вводится предпрофильная подготовка школьников, которая является составной частью регионального компонента:
моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области – 34(1);
способы решения математических задач – 34 (1);
выживание в экстремальных ситуациях -34 (1);
2 часа компонента образовательного учреждения распределены следующим образом:
основы безопасности жизнедеятельности- 34 (1);
принципы русской орфографии – 34 (1);
Для реализации курсов «География Новосибирской области», «Живая природа Новосибирской области», «История Сибири» модули интегрировано включены в учебный план федерального компонента в соответствующие предметы «География», «Биология», «История». Эти модули распределены учителями в соответствии с содержанием предмета федерального компонента на протяжении изучения предмета в рабочей программе.
Курсы «Вокруг тебя - мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендовано региональным базисным планом Новосибирской области включить в компонент образовательной организации. В нашей образовательной организации курс «Вокруг тебя – мир» включен с 5-8 класс, ОБЖ-с 5-7 и 9 классе. Актуальность включения этого курса обусловлена близостью нахождения нашего населенного пункта с Шиловским полигоном и близостью города Новосибирска. Поэтому очень важен для нашего ОО и курс регионального компонента «Выживание в экстремальных ситуациях». Кроме предметов, рекомендованных БУП Новосибирской области на 2014-2015 учебный год, в компонент образовательной организации были введены предметы: информатика и ИКТ, мир искусства, мир искусства с Древнейших времен до начала XX века, принципы русской орфографии, деловой русский язык.
Выбор этих предметов обусловлен рядом факторов:
Информатика и ИКТ как продолжение изучения, начиная со 2 класса. В эпоху технологий и модернизации без компьютерной грамотности очень сложно современному человеку. Учитывая социальный состав родителей детей, которые обучаются в нашей ОО, компьютерной грамотности они смогут научиться только в стенах школы;
Курс «Принципы русской орфографии» изучается в 8 классе. Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах, он поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно;
Элективный курс русского языка предпрофильной подготовки «Деловой русский язык» в 9 классе ставит своей целью попытку использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании деловой речевой культуры учащихся.
С 5-7 класс преподается курс «Мир искусства». Этот курс направлен на эстетическое воспитание подростков через погружение в мир музыки;
В 8 классе введен курс «Музыкальное искусство с Древнейших времен до начала XX века ». Курс призван дать учащимся достаточно широкую панораму сведений из истории развития русской музыки, учитывая при этом систематичность, принцип историзма, которые являются необходимым условием раскрытия и постижения поставленной проблемы.
Последние два курса введены из-за отсутствия в населенном пункте Школы искусств, ДК, в котором проводились бы кружки для эстетического развития детей.
В связи с введением государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 классе был введен элективный курс «Способы решения математических задач»
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебнойнеделе в 5 классе составляет 1120(32) часа в год (неделю), в 6 классе 1155(33), в 7 классе 1225 (35), 8 классе 1296 (36), в 9 классе 1224(36) часов в год (неделю).
Учебный план рассмотрен и утвержден на заседании Педагогического совета
школы от 30.08.2015г. Протокол №1
Учебный план
Муниципального казенного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области « Сенчанская основная общеобразовательная школа № 76»
на 2014 – 2015 учебный год
(при 6 – дневной учебной неделе для 2-4 классов и 5 – дневной учебной неделе для 1 класса)
Начальное общее образование
для обучающихся 2,3, 4 классов по ФГОС НОО
по учебно – методическому комплекту
«Перспективная начальная школа»,
для обучающихся 1, 4 класса по ФГОС НОО
по учебно - методическому комплекту «Школа России»
Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю
1 класс 2 класс 3класс 4 класс Итого часов
Федеральный и национально-региональный компоненты
Филология Русский язык 165(5) 170(5) 170(5) 170(5) 675
Литературное чтение 132(4) 136(4) 136(4) 136(4) 540
Иностранный язык 68(2) 68(2) 68(2) 204
Математика и информатика Математика 132(4) 136(4) 136(4) 136(4)
540
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир) Окружающий мир (человек, природа, общество) 66(2) 68(2) 68(2) 68(2) 270
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Основы религиозных культур народов России и светской этики (Православная культура) 34(1) 34
Искусство Музыка 33(1) 34(1) 34(1) 34(1) 135
Изобразительное искусство 33 (1) 34(1) 34(1) 34(1) 135
Технология Технология
33(1) 34(1) 34(1) 34(1) 169
Физическая культура Физическая культура 99(3) 102(3) 102(3) 102(3) 405
Итого: 693(21) 782(23) 782(23) 816(24) 3107
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса
при 6-дневной учебной неделе.
102(3) 102(3) 68(2)
272
Информатика и ИКТ 34(1) 34(1) 17(0,5) 85
Занимательная математика 34(1) 17(0,5) 17(0,5) 68
Развитие речи 34(1) 17(0,5) 51
Технология 34(1) 34(1) 68
Максимально допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 884(26) 884(26) 884(26) Максимально допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 693(21) ИТОГО 693(21) 884(26) 884(26) 884(26) 3345
Учебный план
Муниципального казенного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области
« Сенчанской основной общеобразовательной школы № 76»
на 2015 – 2016 учебный год
при 6 – дневной учебной неделе,
реализующий федеральный стандарт первого поколения
Основное общее образование
Учебные предметы Количество часов в год (неделю)
6
класс 7 класс 8 класс 9
класс
Федеральный компонент, региональный
(национально-региональный компонент)
Русский язык 210(6) 140(4) 108(3) 68(2)
Литература 70(2) 70(2) 72(2) 102(3)
Английский язык 105(3) 105(3) 108(3) 102(3)
Математика 175(5) 175(5) 180(5) 170(5)
История 70(2) 70(2) 72(2) 102(3)
Обществознание 35(1) 35(1) 36(1) 34(1)
География 70(2) 70(2) 72(2) 68(2)
Природоведение Биология 70(2) 70(2) 72(2) 68(2)
Физика 70(2) 72(2) 68(2)
Химия 72(2) 68(2)
Музыка 35(1) 35(1) 18(0,5) 17(0,5)
ИЗО 35(1) 35(1) 18(0,5) 17(0,5)
Технология 70(2) 70(2) 36(1) Информатика и ИКТ 36(1) 68(2)
Физическая культура 105(3) 105(3) 108(3) 102(3)
ОБЖ 36(1) Итого 1050(30) 1050(30) 1116(31) 1054(31)
Региональный (национально-региональный компонент) 2 Русский язык Искусство родного края 36(1) Основы выбора профессии 36(1) Предпрофильная подготовка 3
Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области 34(1)
Способы решения математических задач 34(1)
Выживание в экстремальных ситуациях 34(1)
Компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) 3 5 3 2
Информатика и ИКТ 35(1) 35(1) Вокруг тебя - мир 17,5(0,5) 35(1) 36(1) ОБЖ 17,5(0,5) 35(1) 34(1)
Мир искусства 35(1) 70(2) Музыкальное искусство с Древнейших времен до начала XX века 36(1) Принципы русской орфографии 36(1) Деловой русский язык 34(1)
6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе 1155(33) 1225(35) 1296(36) 1224(36)
Учебный план
Муниципального казенного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области
« Сенчанской основной общеобразовательной школы № 76»
на 2015 – 2016 учебный год
при 6 – дневной учебной неделе,
реализующий федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
Основное общее образование
Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 5 6 7 8 9 Всего часов
Обязательная часть
Филология Русский язык 5
(175) 6
(210) 4
(142) 3
(108) 3
(102) 21
(737)
Литература 3
(105) 3
(105) 2
(70) 2
(70) 3
(102) 13
(452)
Иностранный язык (английский язык) 3
(105) 3
(105) 3
(105) 3
(108) 3
(102) 15
(525)
Математика и информатика Математика 5
(175) 5
(175) 10
(350)
Алгебра 3
(105) 3
(108) 3
(102) 9
(315)
Геометрия 2
(70) 2
(72) 2
(68) 6
(210)
Информатика 1
(35) 1
(36) 1
(34) 3
(105)
Общественно-научные предметы История 2
(70) 2
(70) 2
(70) 2
(72) 3
(102) 11
(384)
Обществознание 1
(35) 1
(35) 1
(35) 1
(36) 1
(34) 5
(175)
География 1
(35) 1
(35) 2
(70) 2
(72) 2
(68) 8
(280)
Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России 0,5
(17,5) 0,5
(17,5)
Естественно -научные предметы Физика 2
(70) 2
(72) 2
(68) 6
(210)
Химия 2
(72) 2
(68) 4
(140)
Биология 1
(35) 1
(35) 2
(70) 2
(72) 2
(68) 8
(280)
Искусство Музыка 1
(35) 1
(35) 1
(35) 3
(105)
Изобразительное искусство 1
(35) 1
(35) 1
(35) 1
(36) 4
(141)
Технология Технология 2
(70) 2
(70) 1
(35) 1
(36) 4
(211)
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности 1
(35) 1
(36) 1
(34) 3
(105)
Физическая культура 3
(105) 3
(105) 3
(105) 3
(108) 3
(102) 15
(525)
Итого 28,5 29 31 31 31 150,5
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
3,5 4 4 5 5 21,5
Проектная деятельность 1
(35) 1
(35) 1
(35) 1
(36) 1
(34) 5
(175)
Информатика 1
(35) 1
(35) 2
(70)
Русский язык 1,5 (52,5) 1,5
(52,5)
Секреты русской орфографии 1
(35) 1
(36) 1
(34) 3
(105)
Написание сочинений 1
(35) 1
(35) 1
(36) 1
(34) 4
(140)
Математический анализ 1
(35) 1
(35) 1
(36) 1
(34) 4
(140)
Предпрофильная подготовка
1
(36) 1
(34) 2
(70)
Максимально допустимая недельная нагрузка 32 33 35 36 36