МАСТЕР — КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАСТЕР - КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ
ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью проведения мастер - классов является сотрудничество общего и дополнительного образования в области создания условий для самореализации талантливых детей, их развития и стимулирования творческих и интеллектуальных способностей с ориентацией на более глубокое изучение предметов естественнонаучного (физика, математика, химия, биология), гуманитарного (история, обществознание, словесность, немецкий язык, французский язык) циклов и научно- технического творчества (робототехника, компьютерная графика).
Задачи проведения мастер - классов:
качественное освоение образовательного материала в его углубленном варианте и умение осваивать большой объем информации обучающимися;
существенное расширение кругозора обучающихся;
формирование умения решения задач проблемного характера и самостоятельной постановки проблем;
развитие способности решать нестандартные задачи;
повышение уровня подготовки обучающихся к участию в олимпиадах, различного рода конкурсах и т.д.
Уточним само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать).
Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.
Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
При пассивном методе обучения информация поступает от учителя к ученику. При активном методе обучения – взаимодействия учителя и ученика.
В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «учитель-ученик-ученик».
Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Использование интерактивных форм обучения влияют на становление активной позиции обучающихся в учебной и внеурочной деятельности, обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний.
Мастер-класс — это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Мастер-класс (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) современная форма проведения обучающего занятия для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя существенно меняется, перестаёт быть центральной,
он лишь регулирует процесс и
занимается его общей организацией,
готовит заранее необходимые задания и
формулирует вопросы или
темы для обсуждения в группах,
даёт консультации,
контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Примерная структура проведения мастер - класса
Тема мастер - класс
Цель, задачи, принципы организации мастер - класс
Описание форм, методов, средств, используемых в МК
Этапы мастер – класса:
Организационный этап
Выделение проблемы мастером
Актуализация знаний участников в данной проблемной плоскости (панель) предоставляющая возможность высказываться каждому участнику
Объединение в группы для решения проблемы
Работа с материалом
Представление результатов работы
Обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия)
Заключение
Список литературы
Основные методы и приёмы работы
Для решения воспитательных и учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные методы: круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака), деловые и ролевые игры, case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ).
Список использованной литературы:
Л. В. Байбородова, В. В. Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. — Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005.
Балакшина Л. Г. Исследовательская деятельность младших школьников. - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007–2008.
Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1989.
Морева Н. А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007
Смирнов С. А. Педагогика. Теории, системы, технологии. — М., 2006.
Андреева О. Ю., Балакина Е. С., Киселева П. С., Сырова Н. В. Мастер-классы как педагогическая технология развития творческих способностей, учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1006-1009.