Статья Правовое воспитание как один из видов профилактики правонарушений


Правовое воспитание как один из видов профилактики правонарушений
Вебер Ольга Анатольевна
БУ ПО «Няганский технологический колледж»
Социальный педагог
Являясь одним из основных институтов социализации личности, колледж играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноправного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.
Сейчас, когда наблюдается рост подростковой преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений, как формирование законопослушных граждан, уделение особого внимания умению добывать правовую информацию и пользоваться ею, а это значит мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельному существованию после школы.
И особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков.
В «Няганском технологическом колледже» работает программа программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на 2011-2014 гг.
Основой разработки программы является анализ совершаемых несовершеннолетними преступлений, общественно-опасных деяний и правонарушений, состояние безнадзорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях, что является одной из основных причин преступности среди несовершеннолетних.
Целью программы - комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе. Создание доверительного психологического климата между педагогами, обучающимися и родителями; развитие у педагогов гуманистических личностных установок; стремление к сотрудничеству между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Программа направлена на решение следующих задач:
усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данные проблемы
повышение уровня профилактической работы с обучающимися в колледже через взаимодействие с КДН и ЗП, ОДН ОВД
защита прав и законных интересов несовершеннолетних
активизация разъяснительной работы среди обучающихся иродителей по вопросам правопорядка
снижение подростковой преступности
предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
обеспечение защиты прав и законных интересов детейоставшихся без попечения родителей
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении
профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков
социально-психологическая помощь неблагополучным семьям
выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
развитие системы организованного досуга и отдыха обучающихся «группы риска» во внеурочное и каникулярное время; развитие самоуправления.
Общая схема программы
Участниками реализации программы профилактики безнадзорности и правонарушений являются все структуры образовательного процесса, а именно:
Директор
Замдиректора по УВР
Соц.педагог
Психолог
родители
Кураторы групп
Мастера п/о
Преподаватели
Библиотекарь
Педагог организатор
Педагог доп. образования
Представители правоохранительных органов
Представители общественных организаций , Дом молодежи
Источники воспитательного влияния
Несовершеннолетний
Зам.директора по УВР
Соц.педагог
Психолог
Куратор группы
Мастера п/о
Преподаватели
Библиотекарь
Специалисты здравоохранения ОДН Комиссия КДН и ЗП
Основные направления деятельности:
организационные мероприятия.
работа с обучающимися.
работа с родителями.
работа с педагогическим коллективом.
взаимодействие с социальными партнерами.
работа в социуме.
Методы работы
методы формирования сознания у обучающихся (объяснение, разъяснение, внушение, беседы, дискуссии, работа с литературой);
методы организации деятельности и формирование позитивного социального опыта (упражнение, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж);
методы стимулирования и мотивации (диагностика, анкетирование, анализ результатов деятельности, социально-педагогический мониторинг).
Формы работы разнообразны:
индивидуальная социально-педагогическая работа;
групповая работа;
социально-педагогическая работа в микросоциуме;
консультирование;
патронаж семей;
социально-экономическая поддержка;
кружковая работа;
участие в социально-полезной деятельности;
участие в благотворительной деятельности;
тренинги, ролевые игры;
конференции;
беседы, лекции;
конкурсы, акции;.трудовая деятельность;
родительские собрания, лектории, семинары.
В течение года студенты колледжа приняли активное участие в различных профилактических мероприятиях, проводимых, как в студенческих группах, так и в городских мероприятиях с приглашением специалистов города: БУСО КЦСОН «Катарсис», детская поликлиника, с общественными организациями «Семья», «Ветеран», настоятелями православного Храма, Мечети «Эл-Байрам».
Особое внимание уделялось профилактическим мероприятиям, способствующим формированию стойкой жизненной позиции обучающихся. Профилактическая работа в колледже осуществлялась в направлении коррекции личности обучающихся группы «социального риска». Проведено 6 заседаний Совета профилактики.
Профилактические занятия проводились в виде психологических практикумов, как с группами, так и индивидуальные занятия, часы профилактики с приглашением сотрудников городских служб города для просветительских бесед с обучающимися.
В течение года осуществлялась работа с родителями, целью которой было дать психолого-педагогические знания через:
родительские собрания,
консультации-собеседования,
посещение неблагополучных семей,
оформление официальных писем,
патронаж,
индивидуальные беседы
об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию, по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья.
Также регулярно кураторами и мастерами групп проводились родительские собрания в группах. К сожалению, уровень посещаемости родительских собраний и ответственности родителей - низкий, что негативно влияет на поведение обучающихся, успеваемость.В прошлом учебном году было проведено 53 профилактических мероприятия, общий охват которых составил 3575 чел – то есть 1 студент в среднем побывал на 10 проф.мероприятиях.
Одним из значимых профилактических мероприятий можно выделить – 3-х этапный «Правовой марафон» с участием представителей правоохранительных органов (капитан милиции Е.В.Буйначева), представителями КДН (главный специалист Ибрагимов И.Г.), прокуратуры (помощник прокурора – Толорков Д.С), СМИ.
"Круглый стол" по проблемам молодежного экстремизма "Закон обо мне, мне о законе" с представителями правоохранительных органов и религиозных организаций
Проводились Систематические беседы инспекторов ОДН Буйначевой Екатерины Валентиновны и Бахнарь Рустама Леонидовича об уголовной и административной ответственности за совершение преступлений и правонарушений и специалистами БУСО «Катарсис».
В отношении всех несовершеннолетних ведется индивидуально-профилактическая работа.
В целях совершенствования работы разработан план мероприятий по профилактике правонарушений и преступлений, разграничены полномочия социального педагога по направлениям (работа с основной категорией студентов, работа с льготной категорией обучающихся).
Планируется дополнительно в течении года проводить профилактические дни комиссионно составом: Зам. директора по УВР, соц. педагог и куратор.
В течении года запланированы проф.мероприятиям с участием членов МП, психологом поликлиники Чикнайкин Александр-, Мусаевой Эльмирой -по повышению правовой культуре, совместно работаем с БУСО КЦСОН «Катарсис», , КДН, ОДН ОВД, детская поликлиника, проведение в колледже «День правовых знаний».