Молодежная общественная организация «Ылдьаа ыччаттара» как условие профилактики правонарушений несовершеннолетних
МБОУ «Хатын – Арынская средняя общеобразовательная школа им.И.Е. Винокурова»
Молодежная общественная организация «Ылдьаа ыччаттара»
как условие профилактики правонарушений несовершеннолетних
Авторы:
Максимова Валентина Ивановна,
Алексеева Алевтина Афанасьевна.
кураторы ОМО «Ылдьаа ыччаттара»
2014
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………..3
1.Состояние проблемы и обоснование необходимости её решении……………………….4
2.Развитие гражданско-патриотического воспитания в условиях местного самоуправления………………………………………………………………………………….7
3.Заключение………………………………………………………………………………….14
Использованная литература………………………………………………………………….16
Приложение…………………………………………………………………………………..17
Введение
Школа на селе всегда занимала особое место, воспринималась не только как сугубо образовательное учреждение. Она является основным селообразующим, селоохраняющим, селоразвивающим фактором, социальным, экономическим, культурным, духовным, образовательным центром села, ибо, как показало время, село может выжить только до той поры, пока существует школа. Комплексная система работы по профилактике правонарушений является основой для системного, межведомственного подхода к консолидации всех государственных муниципальных институтов, органов местного самоуправления, общественности, коммерческого сектора экономики, родителей и населения в целях снижения уровня правонарушений среди несовершеннолетних.
В МБОУ «Хатын-Арынская СОШ им.И.Е.Винокурова» проводится целенаправленная работа по формированию системы профилактики правонарушений: содействие занятости и социальная защита, развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки несовершеннолетних.
Цель проекта: Развитие системы патриотического воспитания в муниципальном образовании, способной обеспечить решение задач по консолидации молодежи, поддержанию их гражданской активности, упрочению единого сознания.
Задачи проекта:
- организация молодежной общественной организации, обеспечивающей становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания в МО «Хатын-Арынский наслег»;
- воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
- выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни;
Программа реализуется на двух уровнях:
- на уровне образовательных учреждений: обучающиеся МБОУ «Хатын-Арынская СОШ им.И.Е.Винокурова», Затонской основной школы, ГБОУ «Профессиональный лицей №2»;
- на уровне муниципального образования «Хатын-Арынский наслег»: рабочая молодежь до 23 лет, студенты ВУЗ и ССУЗ г. Якутска, которые родом из с. Аппаны, Графский Берег, Красная Деревня.
1.Состояние проблемы и обоснование необходимости её решения
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.
Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни и искать своё место в будущем.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:
1)неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
2) девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;
3)предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
4)противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назовем наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице:
1) Неблагоприятные условия семейного воспитания
Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
2) Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.
3) Гиперопека.
4) Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.
5)Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
6) Ну и, наверное, следует отметить и недостатки в учебно-воспитательной работе школы
7) Отрицательное влияние стихийно-группового общения
Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.
Как правило, вне школы дети общаются с близкими по духу, получая то, что не могут получить в семье и в школе: внимание, признание, заботу. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Напротив, там их «понимают», одобряют и поддерживают.
Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно, комфортно.
Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков.
Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.
Такой же эффект имеет и развитие школьного самоуправления. Это расширяет число строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Основное в школьном самоуправлении - поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможности оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность ребенка к формированию уклада школьной жизни, школьное пространство становится «своим» и не отторгает, не провоцирует отклонение поведения от норм, принятых в школьном сообществе. В последние годы в школах появилась новая форма работы с подростками – детские социальные проекты, направленные на включение школьников в социально ориентированное творчество, на развитие их гражданской ответственности перед окружающим миром.
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.
2. Развитие гражданско-патриотического воспитания
в условиях местного самоуправления.
Гражданско-патриотическое воспитание граждан федеративного государства в условиях новых вызовов глобального открытого информационного мира нацелено на формирование чувства гордости и любви к Родине, жизненной цели на служение Отчизне, на достижение стабильной, благополучной жизни на исконных землях предков. Патриотизм является главным фактором единения народов России и нравственной основы формирования активной жизненной позиции юных россиян.
Патриотическое воспитание юных граждан России в Республике Саха (Якутия) состоит в воспитании единства трехуровневой идентичности: общегражданской - российской, региональной – якутян и локальной – представителя конкретного территориального социума – улуса и поселения (города, села, поселка).
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой Родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Современный этап развития общества предполагает необходимость поиска педагогических условий, обеспечивающих сочетание интересов личности и общества, способствующих становлению новых воспитательных идеалов, жизненных ценностей и общественно значимой мотивации поступков. Поэтому важнейшей задачей воспитания как первостепенного приоритета в образовании выступают формирование у школьников гражданской ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, что в свою очередь позволит выявить и развить в подростке умения ставить задачи и брать на себя ответственность за их решение, действовать самостоятельно, быть уверенным в себе и ориентированным на позитивный результат, сформировать основы коммуникативной культуры, креативности, стремление к достижению целей и т.д.
В связи с изменением социально-экономической и общественно-политической жизни в последние годы на селе сложились новые социально- экономические и духовно-нравственные реалии, характеризирующиеся распадом сельскохозяйственного производства, безработицей, сужением социальной сферы и потерей в среде селян, особенно молодежи, веры в возрождение и развитие малой родины, свое благополучное будущее.
Дать молодому поколению современные знания, помочь определить нравственные ориентиры, сформировать реальные жизненные планы и научить их успешной реализации – в этом видит сове предназначение современная сельская школа, она должна отвечать потребностям жителей села, общества и государства.
Мы считаем, что самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Использование проектной технологии дает возможность реализации широкого спектра воспитательной деятельности. Одним из ключевых проектов является направление по формированию у учащихся патриотического сознания.
Цель проекта: Развитие системы патриотического воспитания в муниципальном образовании, способной обеспечить решение задач по консолидации молодежи, поддержанию их гражданской активности, упрочению единого сознания.
Задачи проекта:
- организация молодежного общественного движения, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания в МО «Хатын-Арынский наслег»;
- воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование
активной гражданской позиции;
- выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и
поиска своего места в жизни;
Обоснование идеи проекта.
Из послания Президента РС(Я) Е.А.Борисова Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
«…Говоря о высокой конкурентоспособности республики в будущем, мы должны в первую очередь думать о наших детях и внуках, которые будут строить и развивать Якутию в 30-50-е годы ХХI века и в последующие десятилетия.
Чтобы подрастающее поколение не оказалось потерянным, ему очень нужна определенная морально-нравственная опора. Здесь нам стоит вместе подумать о формировании социально-педагогических основ масштабного детского движения в республике, расширения условий для детских инициатив и, таким образом, установления еще более глубокой системы воспитания и подготовки кадров.
….проект станет действенной структурой гражданского общества, будет способствовать закреплению в детско-юношеской среде ценностей и норм демократического участия в общественной жизни, личностному и профессиональному самоопределению ребят».
Новизна проекта.
На основе консолидации разрозненных детских общественных объединений разработана программа молодежного общественного движения МО «Хатын-Арынский наслег».
Проект реализуется на двух уровнях:
- на уровне образовательных учреждений: обучающиеся МБОУ «Хатын-Арынская СОШ им.И.Е.Винокурова», Затонской основной школы, ГБОУ «Профессиональный лицей №2»;
- на уровне муниципального образования «Хатын-Арынский наслег»: рабочая молодежь до 23 лет, студенты ВУЗ и ССУЗ г. Якутска, которые родом из с. Аппаны, Графский Берег, Красная Деревня.
Направления деятельности:
1.Познавательное:
- изучение жизнедеятельности видного государственного и политического деятеля И.Е.Винокурова;
- изучение истории России и Якутии, культур народов Якутии и родного улуса, района, города, села, поселка;
- развитие правовой культуры детей через систему гражданско-правового образования.
2.Воспитание правовой культуры юных граждан:
- воспитание обучающихся в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга.
3.Военно-патриотическое:
- работа по повышению качества преподавания основ безопасности жизнедеятельности, повышению качества допризывной подготовки учащихся, роста престижа военной службы;
- формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву.
Реализация проекта.
1.Диагностико-проектный:
Комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у членов школьного сообщества и состояния патриотического воспитания в школе.
Диагностика «Патриотизм и как я его понимаю».
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Учащимся было предложено написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю».
Письменные ответы учащихся анализированы по следующим сторонам патриотизма: 1) любовь к Родине, 2) осознание трудностей, недостатков в обществе, 3) готовность к самоотдаче, 4) патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов, 5) чувство национальной гордости, 6) отсутствие национализма и космополитизма, 7) интернациональный характер патриотизма.
Каждый из перечисленных семи показателей оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со следующей шкалой:
1 балл – низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое;
4 балла – высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.
Всего приняли участие разновозрастная группа в количестве 62 детей. Из них показали низкий уровень – 20%, средний уровень – 52%, высокий уровень – 28%.
2.Содержательно-деятельностный:
Реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных как внутри, так и внешкольных:
2.1.Организация молодежной общественной организации «Молодое поколение И.Е.Винокурова».
Цель:
- увековечение памяти видного государственного и политического деятеля И.Е.Винокурова.
2.2. День дублера в МО «Хатын-Арынский наслег».
Организаторы: наслежная администрация МО «Хатын-Арынский наслег»,МБОУ «Хатын – Арынская общеобразовательная школа им. И. Винокурова» и МБУ «ОМПФКиС».
Цель: Создание условий для самореализации личности, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к выбранной профессии, развитие творческой деятельности учащихся.
Задачи:
- оказание содействия при выборе будущей профессии;
- предоставление многообразия профессий;
- подготовка кадрового резерва.
Дублерами являются учащиеся 10-11 классов МБОУ «ХАСОШ им. И.Винокурова».
2.3. Юношеский Совет при Главе МО «Хатын-Арынский наслег».
Юношеский Совет при главе МО «Хатын-Арынский наслег» создан с целью обеспечения поддержки участия старшеклассников-юношей МБОУ «Хатын-Арынская средняя общеобразовательная школа им.И.Е.Винокурова» в социально-экономическом, культурном и духовном развитии наслега и профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Основными задачами Совета являются:
- участие в создании механизма участия молодежи вдеятельности органов
местного самоуправления;
- мониторинг и анализ молодежных проблем;
- информирование администрации, Совета депутатов, общественности о
деятельности Совета;
- повышение социальной активности старшеклассников;
Основные направления деятельности Совета:
Гражданско - патриотическое воспитание молодёжи;
Создание системы по выявлению и развитию талантливой молодёжи;
Развитие самоорганизации и самоуправления молодёжи;
Ориентация молодёжи на здоровый образ жизни;
Совет для осуществления возложенных на него задач организовывает конференции, дискуссии и другие общественные мероприятия для обсуждения вопросов молодежной политики на территории МО «Хатын-Арынский наслег». Привлекает для участия в работе представителей органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Направляет письма от имени Совета в органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации для решения вопросов молодёжной политики.
2.4. Клуб «Мужество».
К деятельности клуба привлекаются учителя школы, работники историко-краеведческого музея им.И.Е.Винокурова с.Аппаны, работники военкомата, знаменитые земляки, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла, ветераны локальных конфликтов.
Деятельность клуба ведется по 3 направлениям:
1.Летопись родного края;
2.Предмет ОБЖ (модули: №1 Основы безопасности личности, общества и государства; №2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни; №3 Обеспечение военной безопасности государства);
3. Пулевая стрельба:
Первенство школы по пулевой стрельбе среди 5-8 классов.
Стрелковый поединок среди команд 5-8 классов.
Стрелковый поединок среди команд 9-11 классов.
Абсолютное первенство школы по разборке и сборке автомата Калашникова.
Соревнование «Снежный барс» среди 5-8 классов.
Месячник ВПВ школьников.
Смотр песни и строя среди 2-11 классов.
«Один день в армии» 5-7 классы.
«Сильные, смелые, ловкие» - военизированная эстафета для 2-4 классов.
Первенство школы по пулевой стрельбе среди 5-8 классов.
Биатлон среди 5-7 классов.
Соревнование по подледной рыбалке 8-11 классы.
Смотр песни и строя, посвященный ко дню Победы.
Папа, мама и я – стрелковая семья.
2.4. Информационная работа.
Подготовка и выпуск газеты «Молодое поколение».
2.5. Работа со студентами-выпускниками.
День студента в наслеге.
Акция «Студенты - селу»: Субботники по уборке свалки; посадка саженцев на территории наслега;
Акция «Моя малая Родина»: Креативная покраска автобусных остановок в наслеге; заложение креатив - аллеи молодежи «Навстречу 120 – летию И.Е.Винокурова»; обустройство пляжа «Песчанка».
2.6. Работа с социумом.
Налаживание связей, планирование и закрепление договоренностей о совместных выездах в Вилюйский (где работал И.Е.Винокуров) и Таттинский (ассоциация школ, носящих имена выдающихся людей) улусы;
3. Рефлексивный:
Выявление результативности проекта посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.
Заключение
На основании анализа нормативного документа - Федерального закона от 24.06.99 №120-фз «Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в школе была выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, т.к. появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей (78%), бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это может привести к росту правонарушений среди подростков. В школе существует отработанная схема выявления и учета детей, требующих особого педагогического внимания. После систематизации и обобщения сведения заносятся в банки данных на детей, состоящих на учете, и на неблагополучные семьи:
Всего учащихся в школе – 264
Учащихся, состоящих на учёте в ПДН– 1
Учащихся, состоящих на учёте в КДН– нет
Учащихся, состоящих на внутришкольном учёте – 7
Учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации -11
Учащихся, отчисленных из образовательного учреждения – нет.
Детей под опекой -1
Детей – сирот – нет.
Всего семей СОП – 20.
Школа имеет хорошую материально-техническую базу, кадрово-профессиональный состав и глубокие традиции, передающиеся от одного поколения учеников и учителей к другому, опыт сотрудничества с общественными и межведомственными организациями, что создает благоприятные условия для успешного выполнения программы. Воспитательная и профилактическая программа школы находится в состоянии постоянного совершенствования. Её открытость свидетельствует о постоянной готовности ответить на любое событие в жизни образовательного учреждения, запросы, предъявляемые к системе образования государством и обществом. В связи с этим приоритетами работы школы будут:
По взаимодействию с учащимися:
- повышение социальной активности учащихся через интеграцию учебного и воспитательного процессов, широкое внедрение современных технологий в работу школы;
- создание единой информационной базы об учащихся и их семьях;
- учет профильной подготовки учащихся старших классов в профилактической работе школы;
- создание адаптивной воспитательной среды для разных категорий учащихся
- усиление взаимодействия с партнерами школы по профилактической и воспитательной работе.
По кадровому составу:
- эффективное использование системы повышения квалификации педагогических, административных кадров;
- повышение качества работы методического объединения классных руководителей в ходе обсуждения разных проблем в профилактической работе;
- отработка новых моделей здоровье сберегающих технологий;
- изучение, обобщение и внедрение методов работы опытных педагогов;
По работе с родительской общественностью:
- систематическое проведение психолого-педагогического лектория для родителей учащихся школы с привлечением соответствующих специалистов в этой области;
- организация единого непрерывного педагогического взаимодействия родитель-ученик-учитель.
Использованная литература
Богуш Л.Н. Воспитание должно быть гармоничным. 1999 г.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Уч. пособие для учителей и родителей. – М.:Изд.центр «Академия», 1998г.
Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург, 1993.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
ФЗ №120