Статья Организация внеурочной деятельности по экологическому образованию и воспитанию младших школьников


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Леденева Г. А., МБОУ «Лицей «МОК № 2» г. Воронеж
Одной из важных целей современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого направления работы является экологическое воспитание. Человечество с развитием цивилизации постепенно утрачивает экологическую культуру: вырубаются леса, загрязняются реки, исчезают редкие виды животных и растений. Поэтому очень важно воспитание экологической культуры школьников уже с начальной школы. Особое место на пути развития личности учащихся принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит учителю начальных классов.
Формирование экологических понятий формируется на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. На уроках дети знакомятся с экологическими связями в природе, усваивают различные понятия и правила, учатся беречь и охранять природу. Внеурочная деятельность помогает учителю прививать младшим школьникам практические навыки общения с природой, учит видеть прекрасное. Одним из направлений работы по экологическому воспитанию являются экскурсии по знакомству с природными объектами родного края, изучают экологические проблемы и пути их решения. Во внеурочное время учащиеся моего класса также принимают активное участие в охране природы: собирают макулатуру, участвуют в акциях «чистая планета», «Час Земли», «Кормушка для пичужки». Такая работа ведется регулярно, что позволяет сформировать у младших школьников практические навыки общения с природой. На классных часах учащиеся защищают проекты на экологические темы, ведут активное обсуждение поднятых проблем. Для повышения познавательного интереса школьников на занятиях во внеурочное время проводятся различные интеллектуальные конкурсы и викторины. Особый интерес вызывает у учащихся участие в олимпиадах по окружающему миру, которые включают в себя и вопросы экологического содержания. Учащиеся моего класса составляют «памятки друзей природы», выпускают стенгазеты на экологические темы.
Таким образом, в процессе внеурочной деятельности у младших школьников формируется экологическое самосознание, формируется система ценностного отношения к природопользованию, закрепляются практические навыки общения с природой.
Литература:
Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. - Томск, 1997. - 65 с.
Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.
Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. - 1991. - № 5. - С.2-8.