Формирование коммуникативных умений у младших школьников в группе продлённого дня (из опыта работы)


Формирование коммуникативных умений у младших школьников
в группе продлённого дня (из опыта работы)
Амбросьева А.Н.
I кв. категория,
учитель начальных классов ,воспитатель группы продлённого дня
МОУ «Рыбницкая русская общеобразовательная
школа №10 с гимназическими классами»
Приднестровская Молдавская Республика, г. Рыбница
В 2014-15 учебном году наша школа вошла в эксперимент по апробации ГОС НОО ПМР. Согласно требованиям государственного стандарта образования в качестве ориентира образования определена нацеленность на формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Одной из базовых компетентностей, формируемых в школьный период, является коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).
Являясь классным руководителем и воспитателем группы продлённого дня 1 класса, столкнулась с проблемой: первоклассники не умеют и не желают сотрудничать (например, во время работы в паре или в группе). Некоторые не только не выслушивают мнение партнёра, но и сразу категорически отвергают его, считая своё мнение единственным правильным. На переменах и во внеурочной деятельности происходит много конфликтов, которые возникают чаще всего на почве нежелания уступить право первенства (в игре, ответе на вопрос учителя и т.д.).
Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя и воспитателя группы продлённого дня стало формирование коммуникативных умений у моих воспитанников.
Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, пришла к выводу, что общение младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми.
- Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
- Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.
- Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой общения детей младшего школьного возраста.
Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 7 к 10 годам. На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:
- первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течении от одного – двух месяцев его пребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место, у более старших детей эта потребность выдвигается на первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других детей, взрослому или одиночной игре.
- Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Для изучения коммуникативных умений первоклассников применила следующую методику.
Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Исследование проводится с детьми 7 лет.
1. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
2. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.
Оценка результатов
Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:
1) умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
2) как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
3) как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
4) осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
5) умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).
Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.
На занятиях во внеурочной деятельности провожу игры и игровые упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений. Вот примеры таких игр.
Найди пару
Водящий сидит на стуле в дальнем конце комнаты в расслабленной позе с закрытыми глазами.
Один человек из группы подходит к водящему и протягивает ему в руки свою одну руку. Водящий ребенок внимательно исследует ее с закрытыми глазами.
Как только водящий считает, что он достаточно хорошо запомнил руку, он говорит: «Все».
Тогда все участники группы одновременно протягивают ему свои руки, и водящий пытается найти среди этого множества рук именно ту руку, которую ему давали первоначально. Обычно, выполняя это задание, дети трогают по очереди руки товарищей, говоря «не та», отодвигают руку, не соответствующую сформированному тактильному образу.
Ролевое проигрывание ситуаций
Упражнение выполняется в парах; оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.
— Ты участвовал в соревновании, занял первое место, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова.
— Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной.
— Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?
— Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтоб тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?
Клеевой дождик
Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т. д.
Художник слова
Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет — его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.
Учитывая уровень развития детей, можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т. д.)Выбери партнера
Детям предлагается выбрать себе партнера и дать ему понять, что выбрали именно его, но так, чтобы больше об этом никто не догадался. Разговор рекомендуется строить с помощью глаз. Дети ищут глаза другого, учатся общаться с помощью глаз. Причем преимущественно не движением глаз, а изменением их выражения. Дети учатся передавать информацию с помощью этих приемов невербального общения. После дети делятся своими впечатлениями и переживаниями.
Что изменилось
Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимые изменения должны быть видимы). Задача водящего — правильно подметить происшедшие изменения.
В результате применения этих и других игр и упражнений во внеурочной деятельности, ежедневной работе в парах на уроках мои уже третьеклассники вступают в диалог (не только сами высказывают своё мнение, но и дают возможность высказаться своему партнёру), планируют свою совместную деятельность, оценивают её и свою роль в этой деятельности. Поэтому можно сказать, что первые, самые сложные, шаги на пути к эффективному сотрудничеству мы уже прошли.
Библиографический список
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000. – 384с.
2. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. – СПб. Питер, 2006. 176 с. ил. – (Серия «Практическая психология»).
3. Богомолов В. Тестирование детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 352с.
4. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. М.: Эксмо, 2009. 176с. ил. – (Растим первоклашку).
5. Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. Библиотека психологии и психотерапии. Выпуск 67. М. Класс, 1999г. 259с.