Доклад на тему: «Развитие навыков самостоятельной работы в процессе самоподготовки учащихся в группе продленного дня»
ДокладТема «Развитие навыков самостоятельной работы в процессе самоподготовки учащихся в группе продленного дня»
Развитие навыков самостоятельной работы в процессе самоподготовки учащихся в группе продленного дня.Научить детей учиться, дать им глубокие прочные знания, привить навыки самостоятельной работы - эта задача в группе продленного дня в основном решается во время самоподготовки (приготовления домашнего задания) учащихся. Организация этого важного режимного момента - одна из самых ответственных и сложных частей многогранной работы воспитателя. Во время приготовления домашних заданий учащиеся повторяют и закрепляют изученный на занятиях материал, учатся применять полученные знания на практике, развивают и совершенствуют навыки самостоятельного учебного труда: умение работать с учебником, справочниками, различными пособиями. В процессе самостоятельной работы у детей формируется любознательность, трудолюбие, инициатива, умение самостоятельно добиваться поставленной цели, ответственность за порученное дело, И конечно же, воспитание у детей умение организо- вать свой умственный труд является основой развития их интереса к учению. Готовить домашние задание с младшими школьниками нужно в одно и тоже время (после обеда, продолжительного отдыха и обязательно- го пребывания на свежем воздухе).
Очень важно, чтобы учащиеся приступали к работе бодрыми, уравно- вешенными, отдохнувшими. Поэтому в конце прогулки, чтобы снять возбуждение надо проводить игры малой подвижности, а в групповой комнате следить за тем, чтобы дети не бегали и не кричали.
Приготовление домашних заданий начинается в спокойной, деловой обстановке. В группе продленного дня во время самоподготовки устраи- ваются перерывы для отдыха детей. Нередко по аналогии с уроками деся- тиминутные перерывы следуют за 45-минутными занятиями. Практика показывает, что после таких перерывов у младших школьников резко снижается работоспособность. Это связано с переключением внимания учащихся, что мешает им сосредоточиться, нарушает ход мыслей. Поэто- му лучше предоставлять возможность детям устраивать произвольные пе- рывы после завершения определенного этапа работы.
Опытные воспитатели стараются приучить детей более рационально использовать время, которое предусматривается на самоподготовку: - быстро и правильно подготовить свое рабочее место для занятий, сосредоточенно выполнять заданное на дом. Все виды деятельности детей в группе продленного дня взаимосвязаны. Если дети знают, что после выполнения домашних заданий их ждет веселая игра, увлекательное дело, то и домашние задания они будут выполнять более заинтересованно, более четко.
Успех самоподготовки в значительной степени определяется педагогически целесообразной регламентацией времени. Как показывает практика, установление воспитателем по согласованию с учителями строго определенного времени на выполнение письменных и устных заданий дисци- плинирует учащихся, активизирует их мыслительную деятельность, приучает беречь время. Вместе с тем регламентацию выполнения тех или иных заданий не следует рассматривать как нечто жесткое и неизменное.
Всегда находятся ребята, для которых в группе должен быть установлен индивидуальны режим.
В 1 классе воспитатели рекомендуют детям начинать с выполнения заданий по чтению, во 2 и 3 классах - с выполнения заданий по матема- тике. В тех случаях, когда, по мнению учителей, задания по русскому языку оказываются более трудными, воспитатели советуют начинать самоподготовку именно с этого предмета, а затем выполнять другие задания. Такой порядок проведения самоподготовки приучает к опреде- ленному режиму выполнения домашних заданий, прилежному отноше- нию к изучению всех школьных предметов, как « любимых», так и «не- любимых», а также помогает осуществлять действенный контроль за ра- ботой учащихся и оказывать им индивидуальную помощь. Но при этом нужно учитывать, что не все учащиеся одинаково подготовлены к само- стоятельной работе. Одни думают быстрее, другие медленнее, у одних учащихся развита зрительная память, у других - слуховая, одни добро- совестно и самостоятельно выполняют домашние задания, других при- ходится контролировать, направлять, и оказывать им индивидуальную помощь. Поэтому отдельным учащимся воспитательница разрешает отступить от рекомендованного ею порядка выполнения и начать с того задания, которое они считают необходимым сделать в первую очередь.
Прежде чем приступить к самоподготовке, ученики сознательно и без посторонней помощи обдумывают задание, и представляют себе, как лучше его выполнить и какова цель каждого задания, из каких этапов будет состоять работа, намечают более рациональный путь и последова- тельность действий. Например при приготовлении устных домашних заданий можно рекомендовать следующий примерный план работы:
1. Припомни, что ты узнал на уроке. Почти заданное по учебнику. То, что не понял, прочти два или три раза. 2. Подумай, что в прочитанном глав- ное, составь план рассказа. 3. При чтении учебника обращай внимание на разбивку текста, на заголовки параграфов. Используй вопросы, кото- рые помещены после каждого параграфа в учебнике. 4. При прочтении учебника природоведения пользуйся картами и иллюстрациями. Каждое новое для тебя географическое задание следует найти на карте и запом- нить.
Воспитателю следует организовать самоподготовку так, чтобы уча- щиеся внимательно проверяли себя и старались самостоятельно испра- вить допущенные и обнаруженные ими ошибки. Многие воспитатели отмечают, что при самостоятельной подготовке домашних заданий школьники нередко или забывают о некоторых обязательных этапах работы или просто не соблюдают их. Первоклассники, например, не про- читывают слова перед списыванием, а «срисовывают» их буква за буквой. Поэтому воспитатель прежде всего устанавливает, знают ли дети, каких действий требует выполнение каждого задания, умеют ли они их выполнять. Обычно школьники быстро запоминают нужные им сведения и отвечают, например, что «сначала предложение надо прочитать, иначе не будешь знать, о чем пишешь, поэтому легко пропустить слово, забу- дешь поставить точку» и т.п. Однако нередко бывает так, что ученик, только что подробно и верно описавший ход предстоящей работы, при- ступив к ее выполнению, предложение не читает, слова не анализирует и не проверяет себя.
О
Тут очень многое зависит от воспитателя: нужно, чтобы школьник на собственном опыте убедились, что только выполнение всех этапов, реко- мендованных учителем, позволит приготовить уроки правильно и само- стоятельно.
Как показывает практика, учащиеся успешно овладевают навыками самостоятельной работы, если ставятся в определенные условия. Так при списывании слов с печатного текста полезно предложить первоклассни- кам прочитать и написать слово, предварительно закрыв его бумагой.
В этом случае, если первоклассник не проговорит слово четко по слогам, не обратит внимание на его орфограммы, то не запомнит его правописа- ния. Постепенно надобность закрывать слово отпадает, так как учащиеся убеждаются, что, произнеся слово по слогам, они почти не делают ошибок. Подобные же приемы применяются воспитателем и при выполнении более сложных заданий. Так, вопросы, что надо сделать в упражнении, какие правила повторить, чтобы его выполнить, что надо узнать в задаче, а что в ней известно, какие трудности встретились при решении и т.п. позволяют своевременно установить, верно ли организо- ван процесс самостоятельной работы, и, если нужно, добиться, чтобы учащиеся выполнили все необходимые действия.
Иногда воспитатели приучают школьников перед выполнением того или иного задания спрашивать обо всем, что непонятно. Это способствует тому, что ученик старается глубже вникнуть в задание, самостоятельно разобраться в нем и заранее представить себе ход его выполнения. При подведении итогов работы за день воспитатели не просто отмечают достоинства и недостатки в знаниях учеников, а говорят о причинах, позволивших хорошо подготовить урок. Такие беседы помогают школьни- кам лучше понять требования, предъявляемые к процессу их самостоя- тельной деятельности. Постепенно они сами начинают отыскивать наибо- лее рациональные пути подготовки уроков.
Организованная, быстрая и самостоятельная подготовка уроков в значительной степени зависит от умения школьников проверить выполненное задание. Воспитатель показывает на доступных примерах, что проверка помогает лучше запоминать правила правописания и тот или иной вариант решения задачи, экономит рабочее время ученика и воспитателя. Очень полезно установить в группе такой порядок: воспитатель не проверяет работу ученика до тех пор, пока тот сам еще раз не просмотрит выполненное им задание. Это нужно для того, чтобы школьник сам нашел и понял свои ошибки. Целесообразно, если позволяет время, рекомендовать школьникам проверить друг друга.
Как показывает практика, младшие школьники без особого труда овладевают методикой проверки заданий по русскому языку, если для нее требуется сличение написанного в тетради с текстом в букваре или учеб- нике.
Проверка математических заданий представляет для младших школь- ников особую сложность, так как выполнение действия и правильность решений нельзя проверить с помощью сопоставления с образцом. Даже знание тех или иных правил и обращение к ним в ходе проверки не всегда помогают найти и исправить ошибку.
Чтобы грамотно и сознательно проверить свою работу по математике дети должны овладеть специальными приемами такой проверки. Опыт показывает, что большинство школьников вполне сознательно пользуются
для самопроверки решенных примеров обратными вычислениями. Программа по математике создает сейчас все возможности для того, чтобы этот способ усвоили все первоклассники. Изучая вычитание как действие, обратное сложению, они убеждаются в том, что сумма состоит из двух слагаемых, что, вычитая из нее одно слагаемое, обязательно получишь другое. Чтобы проверить, правильно ли найдена сумма, надо из нее вычесть одно слагаемое. Обратные вычисления помогают школьнику вовремя обнаружить ошибки.
Однако не все примеры в курсе математики начальных классов можно проверить с помощью обратных вычислений. Применяются и другие способы проверки, с которыми обязательно нужно познакомить школьников. Если педагог, изучая способы решения тех или иных примеров и задач, будет параллельно рассматривать и способы их про- верки, если учащиеся будут систематически упражняться в примене- нии таких способов и если, наконец, учитель будет стимулировать самостоятельное использование рациональных приемов самоконтроля, - можно быть уверенными, что дети не только научатся проверять каждую работу по математике, но и смогут в нужных случаях самостоятельно отыскивать новые способы самоконтроля. Следует заметить, что систематический самоконтроль помогает учащимся совершенствовать необходимые умения и навыки.
Методы самопроверки можно применять при подготовке к урокам чтения и другим устным предметам. Полезно приучать школьников пользоваться заданиями для самоконтроля, помещаемыми в учебниках, Учить их составлять план изученного и прочитанного, проверять знания карты, дат и т.п.
Важное значение с точки зрения развития навыков самостоятельного учебного труда имеет вопрос о том, в какой степени разрешается учащимся при подготовке домашних заданий в группе задавать вопросы воспитателю. Совершенно очевидно, что задавать вопросы можно разрешить лишь тем учащимся, которые еще слабо усваивают учебный материал и самостоятельно работать пока не научились. Постепенно количество вопросов надо свести к минимуму, это активизирует внимание ученика и он будет более внимательно слушать на уроке объяснения учителя, стараться самостоятельно понять задание и искать пути его выполнения.
Важным условием, обеспечивающим успешную организацию самоподготовки, является согласованность в действиях учителя и воспи- тателя. Требования, предъявляемые школьникам учителем и воспита- телем, должны быть едины.
Когда школьники приступают к приготовлению письменных заданий по русскому языку или математике, воспитательница следит за тем, чтобы они сначала тихо проговорили соответствующее правило и лишь затем начинали письменно выполнять соответствующие действия. Более сознательному выполнению домашних заданий способствует и то обстоятельство, что воспитательница предлагает ученика доказать, почему надо именно так выполнить задание и обосновать свое мнение, сославшись на определенные правила.
Окончательную проверку выполненных заданий и анализ ошибок в них она проводит с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Если это работа сильного ученика, то воспитательница ограничивается
замечаниями типа: « У тебя есть ошибки», «Решил неправильно*. В работе две ошибки». Тетрадь возвращается ученику, и он сам находит ошибку. Среднему по успеваемости ученику предлагается найти ошибку в определенной части работы (предложении, примере, в отдельном действии примера или задачи и т.п.) Если ученик затрудняется исправить ошибку, то воспитательница указывает, какой параграф надо повторить, чтобы ее найти и исправить. Слабым ученикам воспитательница указывает ошибку, и сначала предлагает им повторить соответствующее правило, иногда привести аналогичные примеры, а потом возвратиться ошибке в тетради и исправить ее. Такая система работы позволяет воспитывать у детей стремление к самостоятельному выполнению домашнего задания, способствует развитию мышления и преодолению различий в уровне их подготовки.
Конечно, работа с отдельными учениками отнимает у воспитательни- цы много сил и времени, но это окупается: у учеников становится все меньше и меньше пробелов в знаниях, уменьшается и количество допускаемых ими ошибок. В индивидуальной работе со слабыми по успеваемости учащимися воспитательнице помогают сильные ученики.
Организация взаимной помощи между детьми - дело чрезвычайно полезное, дающее хороший воспитательный эффект, так как содействует воспитанию ответственности перед коллективом, требовательности к себе и товарищам, вырабатывает умение правильно оценивать свой труд.
Очень ценно и то, что воспитательница в роли своих помощников использует всех учащихся, которые в одних случаях выступают как проверяющие, а в других - как проверяемые. Это позволит значительно активизировать детей во время самоподготовки и повысить качество их знаний.